СПП с разными видами связи и знаки препинания в них
Забабурина Инна АлександровнаУчитель русского языка ГБОУ «Лицей №1524»СПП с разными видами связи
Алгоритм пунктуационного разбораВыделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.Установите отношения внутри каждого блока.
Стык союзов Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуритьсяПридаточную часть можно убрать или переставить в конец предложения
Указательное местоимение ТОСолнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза.Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.Придаточную часть нельзя убрать из предложения, чтобы смысл не нарушился
Разберём предложениеОсобенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции Выделите грамматические основыСколько простых предложений получилось?Построить вертикальную схемуКакая связь главная в этом предложении?
Проверим знаки препинанияОсобенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили : она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенцииСоставьте сначала вертикальную схему, потом горизонтальнуюРасставьте скобки, укажите цифрами порядок каждой из частей
Вертикальная схема[====. + ук. сл.___]1 : [____.====.]3опред.↓ ↓.(с которой ====)2 (какой == ___ )4На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.
Попробуй самостоятельно ..Вдали синело море (1) и (2) чем ближе мы подходили к нему (3) тем отчётливее слышался рокот волн (4) которые с силой ударялись о прибрежные скалы.Вдали синело море (,) и (2) чем ближе мы подходили к нему (,) тем отчётливее слышался рокот волн (,) которые с силой ударялись о прибрежные скалы.
1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)
Проверка
Вставьте недостающие знаки препинания Дания — страна откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ подаривший человечеству Андерсена дал России Владимира Даля. Писатель языковед и лексикограф фольклорист и этнограф хирург и офтальмолог один из первых в России исследователь гомеопатии и автор первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые разнообразные проблемы — общественные хозяйственные научные медицинские педагогические; инженер наводивший переправы из подручных средств изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено в истории военной медицины); натуралист-любитель основавший краеведческий музей в Оренбурге автор учебников ботаники и зоологии считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и выверенное материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка: в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового словаря». (Л. Львов)
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свитокhttp://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фонhttp://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg чернильницаhttp://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg пероhttp://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png книгаhttp://s3.uploads.ru/5o8gm.pngрамка