Гласные буквы второго ряда. Конспект логопедического занятия
Цель: знакомство с гласными буквами 2 ряда
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие
развивать, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;
формировать зрительно-пространственные функции;
развивать познавательную деятельность;
формировать графо-моторные навыки;
Образовательные
познакомить детей с гласными буквами 2 ряда;
рассказать, как образовались гласные буквы Я, Е, Ё, Ю, И;
познакомить детей с графическим начертанием гласных букв 2 ряда;
Воспитательные
воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
учить соблюдать речевой этикет;
формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию
Здоровьесберегающие
чередовать статические и динамические упражнения;
отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, папки для занятий.
Продолжительность подгруппового занятия: 20 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы и виды работы. Время (ориентировочно) Деятельность логопеда Деятельность детей Какие задачи решались в ходе выполнения задания
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
(2 минуты) Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: назови какого цвета цветы, в направлении, указанном стрелкой
Раздаются листочки с картинками, их последовательность на каждом листе различна Дети заходят в кабинет, садятся за парты.
Ответы детей.
Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.
Развитие зрительно-пространственных функций
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Введение в тему занятия.
(5 минут)
Слайд 1 На слайде демонстрируется схема образования букв.
Напомните мне, пожалуйста, ребята, почему гласные мы называем гласными?
Сегодня мы продолжим с вами изучать гласные буквы. А какие вы мне сами скажете. Послушайте сначала сказку. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки [А], [О], [У], [Э]» Это гласные, какого ряда? Почему?
- а как мы их будем подчеркивать
Слушаем дальше сказку «..был у них друг согласный [Й]. Он часто приходил к гласным звукам и слушал, как они пели. Звук [Й] очень хотел спеть с ними вместе, но он стеснялся. Но однажды он осмелел и попросил гласных спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная [А]. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА». Прислушались звуки и услышали «Я-Я-Я»
(Аналогично с остальными буквами)
Й+О=Ё
Й+У=ЮЙ+Э=Е
Так получились гласные буквы…
Эти буквы называются- гласные буквы 2 ряда. Как вы думаете почему?
У каждой буквы оказалась пара: у буквы А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, но плакала буква Ы, не было у нее пары. Вдруг появился добрый волшебник «Пиши-читай» и подарил букве Ы в пару букву И. Обрадовалась Ы.
Итак, о каких гласных сегодня пойдет речь? Ответы детей:
Когда произносим гласные звуки воздушная струя не встречает преграды.
Первого. Они обозначают один звук
Красным карандашом, одной чертой.
Дети вместе с логопедом пропеваютЯ, Е, Ё, ЮОбозначают 2 звука
Я, Е, Ё, Ю, И Развивать логическое мышление, слуховое внимание, усидчивость.
Упражнение «Ушки на макушке»
(3 минуты) Раздаются двухсторонние карточки с гласными буквами 2 ряда.
Инструкция: Я вам называю слова, а вы должны поднять карточку с соответствующей буквой.
1. выделяем звук в начале слова: ива, юрта, якорь, ёж, юный, иволга, яма, ехать.2. в конце слова: бельё, малая, игрушки, ателье, налью.
Сколько звуков обозначают гласные буквы 2 ряда в этих словах?
В середине слова: клюшка, мяч, мел, бритва, клякса, подмёл.
А что делают гласные буквы в этих словах?
(логопед утрированно произносит каждое слово)
Значит гласные буквы 2 ряда, играют 2 роли: 1. Смягчают согласную, которая стоит перед нет; и 2…
Выполнение задания детьми
Два
Смягчают согласные
Обозначают 2 звука Упражнение
«Украденная буква»
Слайд 2
(4 минуты) На слайде появляются слова с пропущенными буквами.
Инструкция: Прочитай слово, вставив пропущенную гласную букву 2 ряда и подчеркни ее двумя чертами. А почему двумя? Какие?
Итак, сначала читаем слова на доске, говорим, какую букву вставили, а затем вставляем на листочке.
Слова: _рмарка, _скра, вь_га, _хать, _бка, цыпл_та, ночь_, съ_сть. Гласные буквы 2 ряда обозначают 2 звука.
Я [ЙА] Ю [ЙУ]
Ё [ЙО] Е [ЙЭ]
Буква И обозначает звук [И]
«Ярмарка», вставляем букву Я, подчеркиваем ее двумя чертами красным карандашом.
(Аналогично разбираются все слова) Физкультминутка
(2 минуты) Штанга Ралли
По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой.Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
Дети выполняют упражнение Развивать зрительное внимание, звуковой анализ
Упражнение
«найди и запиши»
Слайд 3
(3 минуты) На слайде появляются слова по одному.
Инструкция: на экране появляются слова, ваша задача их прочитать и записать в тетрадь только слова с гласными буквами 2 ряда. Напомните их.
Слова: слон, яма, гама, иглы, едут, шкатулка, ёж, рядом, малыш, юрта, люди, варенье.Я, Е, Ё, Ю, И
В слове слон, нет гласных букв 2 ряда – мы его не пишем. В слове Яма – есть гласная буква 2 ряда, это буква Я. Значит слово яма записываем в тетрадь.
(Аналогично все слова) ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Итог занятия
(1 минута) Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали.
Молодцы, ребята! Ответы детей.