Конспект группового логопедического занятия на тему:Дикие животные.Звук и буква Бб (3 класс)
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация согласных Б-П в слогах, словах, предложениях» (2 класс)
Тема занятия: Дифференциация согласных Б-П в слогах, словах, предложениях.
Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза через дифференциацию согласных Б-П в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков Б-П в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
3. Закрепить навык чтения слогов, слов с согласными Б-П с утрированной артикуляцией.
4. Закрепить навык письма слов и предложений с проговариванием.
5. Активизировать словарный запас на материале слов, отличающихся одной буквой.
6. Развивать умение составлять предложения с заданным словом.
7. Повторить правописание имён собственных и правила оформления предложений.
8. Развивать интерес к учёбе и творческое воображение школьника.
Оборудование: иллюстрация с изображением вешалки (Приложение 1), иллюстрация с изображением замка, сказочных героев и слоговых таблиц (Приложение 2), сигнальные карточки с буквами Б, П, карточки со словами, мяч, тетрадь, ручка.
Ход занятия:
Этапы занятия Виды заданий Деятельность логопеда Деятельность ученика Ожидаемый результат
Организационный момент Определить по характерным атрибутам сказочных героев. Логопед произносит четверостишие:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Предлагает рассмотреть рисунок на доске (Приложение 1) и определить, какие герои будут сегодня присутствовать на занятии. Рассматривает рисунок и по характерным предметам угадывает сказочных героев (Буратино - по колпачку, принцессу - по короне, богатыря -по мечу, Бабу-Ягу - по метле). Активизация внимания
Ввод в тему занятия Вводная беседа. - Сегодня у нас будет сказочное занятие. Вместе с былинным богатырём мы отправимся в сказочный замок на встречу с красавицей принцессой. Принцессу будут охранять её друзья, сказочные герои, которые предложат тебе выполнить задания.
Демонстрирует иллюстрацию (Приложение 2).
- В ходе нашего сказочного приключения, мы будем различать звуки Б-П в слогах, словах и предложениях. Слушает, рассматривает иллюстрацию.
Повышение мотивации
Основная часть Определить 1-й звук в слове, место звука в слове, дать характеристику звукам.
- Назови сказочных героев и определи 1-й звук в словах Буратино, принцесса.
- Встречаются, ли эти звуки в именах других сказочных героев и где они расположены?
- Дай характеристику звуку Б (П), сравни и назови отличия и сходства
Называет героев и определяет 1-й звук в словах (Б, П).
В слове Чебурашка - звук Б в середине слова, Репка- звук П в середине слова и т д.
Звук Б - согласный, звонкий, твёрдый.
Звук П - согласный, глухой, твёрдый.
Сравнивает и находит отличия (Б -звонкий согласный, П - глухой согласный). Производит элементарные формы звукового анализа, даёт характеристику звукам Б, П.
Дифференциация звуков Б-П на слух. - Колобок, известный любитель путешествий, предлагает тебе послушать, в каких он побывал городах и странах и поднять соответствующую дежурному звуку - букву.
Называет слова:
Ботсванна, Палау, Полинезия, Бангладеш, Бутан, Бахрейн, Париж, Прага, Бразилия, Куба, Лейпциг, Япония, Камбоджа, Болгария, Польша.Поднимает карточки с буквами Б, П, в соответствии с тем звуком, который слышит в слове. Дифференцирует согласные на слух.
Утрированное чтение слогов. Задание от репки:
- Прочитай слоги на стенах замка с чётким проговариванием всех звуков.
- Прочитай только слоги с буквой Б (П). Читает слоги на стенах замка. Правильно читает с утрированной артикуляцией слоги.
Составление слов из слогов, запись слов с проговариванием. Задание от Бабы-Яги:
- Составь из слогов-кирпичиков слова, имена моих друзей, и запиши их, проговаривая, в два столбика: в 1-й с согласным Б, во 2-й с согласным П.
Напомни, как нужно писать имена собственные.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Составляет слова и записывает их в два столбика:
Буратино принцесса
Баба-Яга репка
богатырь
Чебурашка
Колобок Дифференцирует согласные Б-П, правильно пишет, с проговариванием,
имёна собственные.
Физминутка Физминутка от Буратино:
Произносит слова и показывает движения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. Повторяют строки стихотворения, согласовывая их с движением. Релаксация.
Основная часть Игра "Доскажи словечко" Задание от Буратино:
- Буратино, очень любит играть и не любит писать, поэтому он предлагает ещё, немного постоять и выполнить задание с мячиком.
-Я буду произносить начало слова, а ты закончи моё слово, добавив слоги БА или ПА:
ГУ__, РЫ__, ЛИ__, ТРУ__, ТРО__ и т.д.
Ловит мяч и договаривает слова, добавляя слоги БА или ПА. Производит звуко-слоговой анализ и синтез слов.
Игра "Буква заблудилась".
Работа на карточках. Задание от Чебурашки:
- Чебурашка снова заблудился и запутался в буквах, помоги ему разобраться.
Замени в словах согласный П на Б, запиши получившееся слово.
ПАЛКА-
ПЫЛЬ-
ПОЙ-
ЗАПОР- Читает слово, произносит слово с заменой звука, объясняет значения слов, записывает слово с проговариванием. Производит звуко-слоговой анализ и синтез слов, объясняет значения слов.
Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Задание от принцессы:
Вот и добрался богатырь до принцессы. Принцесса тоже решила испытать богатыря и предложила ему придумать предложения со словами любой пары из предыдущего задания.
Запиши предложения в тетрадь с чётким проговаривание всех звуков, подчеркни дежурные буквы в словах.
Повтори, как правильно оформить предложение на письме.
Выбирает любую пару слов из предыдущего задания и придумывает с ними два предложения.
Напоминает правило оформления предложения на письме (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак).
Н/р:
На дверях избушки был крепкий запор. Папа поставил новый забор.
Записывает предложения в тетрадь с проговариванием, выделяет в словах дежурные звуки и подчёркивает соответствующие буквы. Составляет предложения с заданным словом, Правильно оформляет предложения на письме.
Итог Беседа. Вот и завершилось наше сказочное путешествие. Богатырь встретился с красавицей принцессой.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- На что нужно обращать внимание, чтобы не путать эти согласные звуки?
- Чем тебе понравилось занятие?
- Герои прощаются с тобой и желают успехов в учёбе.
Повторяют дежурные звуки.
-Нужно обращать внимание на работу голосовых связок:
При звуке Б - голос есть, при звуке П - голоса нет.
Делятся впечатлениями о занятии. Рефлексия.
Приложение 1
3048001228725
Приложение 2