Конспект группового логопедического занятия по теме Транспорт (2 класс)


Тема: Транспорт
Цель: развивать лексико-грамматические представления по теме «Транспорт»
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Транспорт»;
формировать лексико-грамматический строй речи в предложении;
Коррекционно-развивающие:
закреплять навык образования сложных имен существительных;
закреплять навык образования глаголов с помощью приставок;
закреплять навык образования относительных прилагательных;
закреплять навык согласования имен существительных с количественными числительными;
совершенствовать навыка слогового анализа слов;
совершенствовать навык составления и чтения слов;
развивать ВПФ;
развивать навык координации речи с движением;
развивать навык подбора прилагательных к существительным;
упражнять в подборе антонимов к словам;
упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Коррекционно-воспитывающие:
воспитывать навык самоконтроля;
воспитывать бережное отношение к природе.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать самоконтроль;
воспитывать внимательное отношение к речи взрослого и собственной речи;
воспитывать усидчивость.
Оборудование: карточки с названием видов транспортных средств, дидактический материал, сигнальные карточки, презентация « Транспорт»
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с различными видами транспорта и отправимся на экскурсию в речной порт и в аэропорт.
- Ребята, где передвигаются самолёт и вертолет? (По воздуху). Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный).
- А где передвигается пароход, теплоход, катер? (по воде). А как назвать одним словом транспорт, который передвигается по воде? (Водный).
- Ребята, какой вы еще знаете транспорт? (наземный – передвигается по земле)
- Молодцы!
II. Основная часть
1. Закрепление образования сложных имен существительных (игра с мячом)
- Ребята, есть специальный транспорт, который помогает людям выполнять их нелёгкую работу, а какой, вы его назовёте сами.
Транспорт, который бензин возит – бензовоз;
Транспорт, который воду возит – водовоз;
Транспорт, который молоко возит – молоковоз;
Транспорт, который мусор возит – мусоровоз;
Транспорт, который помогает людям тушить пожары – пожарная машина.
Транспорт, который помогает врачу оказывать помощь – скорая помощь.
- Правильно!
2. Закрепление образования глаголов с помощью приставок
- Ребята, мы вспомнили виды транспорта. Пришло время отправляться на экскурсию в аэропорт. А поедете вы на экскурсию на автобусе. Садитесь на свои места (дети садятся на стулья). Путь будет долгий.
Ребята, ваш автобус из гаража что делает? Выезжает.
Затем автобус к мосту что делает? Подъезжает.
На мост автобус что делает? Заезжает.
А по мосту автобус что делает? Едет.
Вскоре с моста автобус что делает? Съезжает.
И, наконец, автобус к аэропорту что делает? Подъезжает.
- Вот вы и приехали в аэропорт. Посмотрите, как много самолетов. Какие они? (большие, быстрые, цветные)
3. Закрепление образования относительных прилагательных
- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, про детали самолетов.
Если руль в самолете из пластмассы, то он какой? Пластмассовый.
Если дверь у самолета из металла, то она какая? Металлическая.
Если сиденье в самолете обшито кожей, значит оно какое? Кожаное.
Если колесо самолета из резины, то оно какое? Резиновое.
- Ребята, самолет - это какой транспорт? (воздушный) А какой вы еще знаете воздушный транспорт? (вертолет, аэроплан)
- Молодцы! Ребята, пришло время отправиться на речной порт.
ФизминуткаРуки в стороны- полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.
4. Закрепление согласования имен существительных с количественными числительными
- Ребята, вы только посмотрите, как много водного транспорта. Назовите, что вы видите в порту (пароходы, теплоходы, катера).
- Давайте посчитаем водный транспорт.
1 пароход, 2 парохода, 5 пароходов
1 теплоход, 2 теплохода, 5 теплоходов
1 катер, 2 катера, 5 катеров
5. Совершенствование навыка слогового анализа слов (работа в тетрадях)
- Ребята, на ваших столах разложены карточки рисунком вниз. Переверните картинку, разделите на слоги название вашего транспорта.
- Нарисуйте в тетради схему данного слова.
- Отметьте красным карандашом на какой слог упало ударение. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки). 
6. Совершенствование навыка составления и чтения слов. Игра «Слова рассыпались» (работа парами)
- Ребята, наша экскурсия в речном порту подошла к концу и нам нужно вернуться на машинах в класс.
- Но для этого нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора.
Красный – стой! 
Желтый – приготовься! 
Зеленый – иди! 
- Правильно! Вот мы и в классе.
III Итог
- Итак, где вы сегодня были? Что видели? На каком транспорте вы хотели бы отправится в путешествие?
- Что на занятии вам показалось сложным? С какими заданиями вы справились легко?
- Молодцы, ребята! Спасибо за работу! До свидания!