Конспект логопедического группового занятия по теме : Звуки [Р],[Рь],буква Р,р 
     Конспект логопедического группового занятия для детей с ФФНР в 1 классе.
 Тема: «Звуки «Р – Рь». «Буквы «Р,р».
                                                         
Цель    занятия:  Закрепить  произношение  звуков  «Р – Рь»  в речи  детей, учить    
                               дифференцировать  звуки  «Р – Рь» в  устной  речи  и  на  письме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: 
учить детей  давать  сравнительную   характеристику  звуков «Р – Рь»;
Учить   давать   полные  ответы  на  поставленные  вопросы;
Коррекционно – развивающие: 
учить  дифференцировать  звуки «Р – Рь» в   слогах, словах, предложениях;
Учить  координировать  речь  с  движением;
Развивать  фонематический  слух и  зрительное  восприятие;
Формировать  навык  чтения  и  письма;
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать  наблюдательность  и  навыки  аккуратного  письма;
Воспитывать   усидчивость   и  умение   выслушивать  товарища;
Оборудование:
Схема  характеристики  звуков, предметные  картинки: Доктор  Айболит, репка, сорока, ворона, воробей, Буратино, Карлсон; мяч, демонстрационные  таблицы  для  чтения, альбом  упражнений  по  обучению  грамоте детей подготовительной  к  школе  группы    №3   О.С. Гомзяк «Говорим  правильно   в 
6 – 7 лет»,  простые  карандаши.
                                                            Ход занятия
Организационный   момент.
 -Сядет  тот, кто  назовёт  первый  звук  в  слове: Рак,  речка, радуга, роза, рыба, ребус, рис, Россия, ряженка, рысь. Дети  называют  первый  звук в слове  и  садятся  на  места.
2.Сообщение  темы  занятия.
- Кто  догадался, с какими  звуками  мы  сегодня  будем  работать?
- Правильно, сегодня  мы  вспомним  эти  два звука  и  букву, которая  обозначает  эти  звуки. - Мы  сегодня  будем  работать  со  звуками
 «р – рь».
3.Основная  часть  занятия.
А) Анализ  характеристики  звуков.
-Ребята, к  нам  в  гости  пришли  сказочные  герои.  В  их  именах  есть  звуки, с которыми  мы  сегодня  будем  работать. И  они  попросили  помочь  рассказать  им  об  этих  звуках. Поможем  им?
- Тогда  слушайте  и  отгадайте, кто  пришёл  первым. «Всех  излечит, исцелит  добрый доктор …
- Правильно. Это  доктор Айболит. (Выставляется картинка с изображением доктора Айболита). Какой  последний  звук  слышится  в слове «доктор»?
Давайте  ему  расскажем, что  мы  о  нём  знаем. (Выставляется  схема  характеристики  звуков).
-Как называется  сказка, в которой  дедка  за …,  бабка  за  дедку…?(Выставить картинку с изображением репки). Какой  первый  звук  слышим  в  слове «репка»? Расскажите, что вы  о  нём  знаете.
-Сравните эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Б) Развитие фонематического  слуха и правильного  произношения звуков.
- Теперь приготовьте  ладошки  и  ловите  слова  со  звуком  «Р».  (Рак, лев, радуга, весна, ручей, белка, роза, снег, робот). Сколько  слов поймали?
- Что  вы  делали?
- Что я  произносила?
-К нам  в  гости  пришли  те, у кого  тело  покрыто  перьями.(Выставляются картинки – сороки, вороны, воробья). Но  они  перепутали  голоса. Как  голос  подаёт воробей?
-Что делает  ворона?
- Сорока?
  Птицы  говорят  вам: «Спасибо!»
- А  теперь  к  нам  пришёл  в  гости тот  мальчик  из  сказки  у  которого  длинный  нос. Кто  это?
- Договорим для  Буратино  слоги  в  словах:
Кону ..(ра)
Помидо ..(ры)
Кенгу ..(ру)
Детво ..(ра)
Гита ..(ра)
Ша ..(ры)
Го ..(ры)
Но ..(ра)
- А  умеете  ли  вы  договаривать  слова?
Ра – ра – ра – начинается  …
Ры – ры – ры – надуваем  мы …
Ро – ро – ро – я  налью  воды  в  …
Ры – ры – ры – закусали …
Ар – ар – ар – закипает …
Ор – ор – ор – на стене …
Ыр – ыр – ыр – любит  мышка  кушать …
Ра – ра – ра – крикнем  дружно  мы …
- Молодцы! А теперь Буратино  предлагает выполнить  физминутку. - Да.
- Айболит.
- Последний звук в слове «доктор» - звук «Р».
- Этот  звук  согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается  синим  цветом.
- Репка.
-Первый  звук в  слове «репка» - звук «рь».
-Этот  звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом.
-Оба звука  согласные, звонкие. Отличаются тем, что один звук – твёрдый, другой – мягкий.
-Семь.
- Ловили  звук «Р».
- Слова.
- Это  птицы.
- Он  чирикает.(Чир – чир)
-Она каркает.(Кар – кар)
- Она  трещит.(Тр – тр)
- Это  Буратино.
РА.
РЫ.
РУ.
РА.
РА.
РЫ.
РЫ.
РА.
Игра.
Шары.
Ведро.
Комары.
Самовар.
Узор.
Сыр.
Ура!!!
4. Физминутка  Буратино».
     Буратино  потянулся,
     Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся.
    Руки  в  стороны  развёл,
   Видно, ключик  не  нашёл.
   Чтобы  ключик  нам  достать,
   Нужно  на  носочки  встать.  Дети  выполняют   движения  в  соответствии  с  текстом.
5.Организационный  момент.
- Давайте  поиграем с  мячом. Я  буду  бросать  каждому  из  вас  мяч  и называть  слова, а  вы  должны  заменить  первый  звук  в  слове  на  звук  «Р»  и назвать  новое  слово.
Танец - …
Хобот - …
Забота - …
Пугать - …
Нога - …
Кот - …
Мука - …
Мычать - …
Поза - …
Мак - …
Тома - …
Дети  называют  слова  и садятся  на  свои  места. Дети встают  полукругом.
Ранец.
Робот.
Работа.
Ругать.
Рога.
Рот.
Рука.
Рычать.
Роза.
Рак.
Рома.
6.Связь  звуков  с  буквой.
- Следующий  гость  очень  любит  варенье  и  умеет  летать.  У  него  есть  пропеллер.
(Выставить  картинку  с  изображением  Карлсона). Расскажите   Карлсону   как  называется  буква, которая  обозначает  два  звука  «Р – Рь».
(Выставить  изображение  с  буквой «Демонстрационные  таблицы» Цуканова, Бетц.) Сколько  элементов  у  большой  и  маленькой  буквы  «Р».
- Давайте  откроем  тетради  на  странице 18  и  выполним  задание  № 4. Прочитайте  слова  в  первом столбике  сверху  вниз.  Во  втором.
(Дети  составляют  из  первых  букв  слов  новые  слова.) Запишите  их  в  пустых  клетках.
Молодцы! Карлсону  очень  понравилось  как  вы  выполняли  задание. - Это  Карлсон.
- Эта  буква  называется   «ЭР».
 - У большой  и  маленькой  буквы  «ЭР»  по два  элемента.
Дети  читают  слова.
Дети  записывают  получившиеся  слова.
7. Оценка  занятия. Итог.
- Пришла  пора  нашим  гостям прощаться.
-Первыми прощаются  те  гости, в названии  которых  столько  слогов, сколько  раз  я  хлопну  в  ладоши. (Логопед   хлопает  3  раза так, чтобы  дети  не  видели  рук). Кто простился  первым?
Во  второй  раз  топнуть   4  раза. Кто  простился  вторым?
Третий  раз  моргнуть   2 раза. Кто  простился  третьим?
- Молодцы! Сегодня  вы  очень  хорошо  поработали. Всем  гостям  понравилось. 
- Первым  простился  Айболит, сорока, ворона, воробей.
- Буратино.
- Карлсон.