Конспект урока литературного чтения на тему Буквы М, м и звуки их обозначающие 1 класс
Литературное чтение
Тема: «Звуки [м], [м’], буква М, м.
Цели: 1) познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м’], буквой М, м; учиться отличать звуки от других букв от других букв и звуков, давать характеристику звукам; обогащать словарный запас учащихся;
2) развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы; развивать память, внимание;
3) воспитывать любовь к животным (насекомым), дружеские отношения друг с другом, смелость, доброту.
1.Организационный момент.
«Эмоциональный настрой»:
Доброе утро солнцу,
Доброе утро небу, доброе утро приветливым лицам,
Доброе утро всем, всем, всем!
-Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
-А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!
Молодцы, садитесь!
Сегодня я надеюсь на вашу активную работу. Слайд 2
Читает отрывок из произведения К.Чуковского «Путаница»
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать»
А за ними и утята: «не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Свинки замяукали: «Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!»
- Назовите автора и название произведения.
Сегодня мы вспомним одно произведение К.И. Чуковского и его героиню и вместе с ней познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
2.Мобилизующий этап.
(на доске – кот, кит, муха, мёд, дорога, дерево.)
- Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить.
(называем хором)
- А теперь закройте глаза
- Откройте глаза и скажите, какие предметы поменяли свои места?
(Делю на 2 группы: 1) кит, кот, муха. 2) мёд, дорога, дерево.)
3. Актуализация знаний учащихся
- Назовите предметы, изображенные в первой группе.
- Назовите предметы, изображенные во второй группе.
- Найдите лишнее слово в первой группе (по нескольким признакам)
(Муха - два слога, 4 звука, оканчивается на гласный звук.)
- Найдите лишнее слово во второй группе (по нескольким признакам)
(Мёд – один слог, 3 звука, оканчивается на согласный звук.)
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- С какого звука начинается слово «муха»? [м]
- А слово «мёд»? [м’]
- Произнесите ещё раз эти звуки и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(«Звуки [м], [м’] и буква, которая их обозначает)
- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока:
познакомиться(со звуками [м], [м’], и буквой, которая их обозначает.)
Учиться отличать (звуки и буквы от других звуков и букв)
Учиться читать(слоги, слова с новой буквой)
5. Знакомство с новыми звуками.
- Составьте при помощи карточек с соседом схему слова «муха».
- Назовите первый звук [м]
- Какой он [м], дайте ему характеристику.
(согласный, звонкий, твердый.)
- Произнесите слово «мёд», схема
- Назовите первый звук [м’]
- Какой он [м’], дайте ему характеристику
(согласный, звонкий, мягкий)
Вы догадались как зовут нашу гостью.( Муха-Цокотуха). Это героиня, какого произведения? (героиня сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха») А в названиях каких произведений Корнея Чуковского есть еще звуки м.
- А что купила Муха-Цокотуха на базаре, когда нашла денежку? (самовар)
- Звуковая молчанка слово Самовар (слайд)
-Дайте характеристику новому звуку [м]
Игра «Магазин»
К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты.
Нам необходимо назвать продукты, которые могла купить муха, в них должны присутствовать новые звуки [м], [м’].
(Начинается с нового звука: мясо, макароны, молоко, масло, мандарины, майонез, маргарин.)
Продуктов оказалось так много, что Муха растерялась, какие блюда ей следует приготовить, поможем имениннице.
Я называю два блюда, вы выбираете нужное. (С новыми звуками)
- Салат из моркови или свеклы?
- Яблоки моченые или печеные?
- На десерт мороженое или торт?
- Какие ягоды: малина или черника?
- Наконец, какой напиток: морс или квас?
Физкультмининутка.
На физкультминутке мы определим, кто пришел в качестве гостей на именины к Мухе-Цокотухе.
Если пришел гость долгожданный (т.е. в его название есть звук [М], [М’]) – то мы делаем поклон, если гость пришел без приглашения – прячемся от него за стул.
(Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмели, волк, моль, москиты (-мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы))
Гости хотят потанцевать, составим им компанию. Физминутка видео.
6. Знакомство с новой буквой.
- С какими же звуками мы познакомились?
Звуки [М], [М’] обозначает буква, которая называется «ЭМ»
Видеоурок тетушки Совы
А.) Игра «Живые буквы»
(выйдите два ученика, возмьтесь за руки)
Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы
А между тем
Получилась буква М. Встаньте и образуйте со своим соседом букву М.
Б.) Муха нам предложила прочитать слоги - слияния с новой буквой.
(чтение слогов-слияний)
Вышла муха погулять, и цветов насобирать,А за нею мошки, мушки и божьи коровки.«Все сюда скорей, я шла и вам буковку нашла».
– Какую букву нашла муха?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
В.) Прочитаем пары слов, нет ли там ошибок?
Жадная муха (добрая)
Трусливый комар (Смелый)
Огромная мошкара (маленькая)
Быстрые червяки (медлительные)
(дана неверная характеристика героям, заменить на противоположные)
(как они называются?)
Поиграем в «Теремок» и узнаем какие цветы любит Муха-Цокотуха.
Работа по карточкам. Вставьте букву м в слова и узнайте все цветы, которые она любит.
Физминутка для глаз «Полянка»
А теперь прочитаем окончание сказки «Муха-цокотуха»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Г.) Коль скоро наша муха – именинница, надо придумать ей поздравление.
Давайте составим вместе. И подарим видео открытку.
7. Итог урока.
-Что понравилось на уроке?
- Что узнали нового?
- Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что работал на уроке хорошо.
- Спасибо вам за работу, урок окончен.
Предлагает учащимся высказать свое мнение.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Теперь я могу
У меня получилось
Меня удивило
Мне захотелось
-Вы хорошо потрудились - работали активно и дружно. Солнышко нам благодарно.
-Спасибо за урок!
ОТРЫВОК
ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО
«МУХА-ЦОКОТУХА»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!