Конспект занятия по русскому языку в разновозрастной группе Мальчики и девочки
Комарова Л.В., воспитатель МКДОО «Ланьшинский д/с»
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе детского сада (4 – 6 лет)
Тема занятия: Мальчики и девочки. Как вести себя друг с другом.
Цели:
- гендерное воспитание детей в условиях детского сада,
- полоролевая социализация.
Задачи:
1. Образовательные: дать представление об особенностях речевого общения друг с другом, обогащение словаря дошкольников,
2. Развивающие: развивать представления о культуре поведения в общественном транспорте; учить правильно оценивать свое поведение и поведение других людей в соответствующей жизненной ситуации.
3. Воспитывающие: воспитывать взаимное уважение мальчиков и девочек друг к другу и к взрослым.
Интеграция образовательных областей: социализация; познавательное развитие.
Оборудование: стульчики, поставленные в два ряда, как в салоне автобуса; разновысокие скамейки; автобус и троллейбус – мягкие модули.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Мы живем в обществе, членами которого являются люди разного пола: мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины. У каждой из этих групп есть определенные обязанности и правила поведения по отношению друг к другу. Тема нашего сегодняшнего занятия – мальчики и девочки: как вести себя друг с другом.
II. Беседа по теме:
Скажите, кто физически сильнее: мальчик или девочка?
В трудные моменты жизни кто должен взять на себя в первую очередь заботу о слабых?
В чьи обязанности входит защита нашей страны?
Скажите, имеет ли право мальчик обидеть, ударить девочку?
Если он так поступит, что мы ему скажем?
Знаете ли вы, как надо вести себя в общественном транспорте: автобусе, троллейбусе, электричке?
Эксперимент.
А вот это мы сейчас проверим. Садитесь, пожалуйста, в автобус . Получите проездные билеты у нашего кондуктора. Занимайте места! (ребята рассаживаются на стульчики, которых по количеству меньше, чем детей)
Итак, места не хватило Марку и Даше, самым младшим. Давайте подумаем, правильно ли вы себя вели? Кто должен был занять места в автобусе? А теперь попробуем еще раз. Ну вот, теперь все в порядке. (ставим стулья для остальных). У нас хорошее настроение, нам очень приятно находиться рядом друг с другом.
Вспомним тему нашего прошлого урока общения. Да, мы говорили о том, что такое комплимент. Когда и кому мы их говорим?
А теперь, мальчики, девочки ждут ваших комплиментов, они очень их заслуживают.
А вам, девочки, нравится дружить с нашими мальчишками? Скажите им об этом.
Дорога веселей, если ехать по ней с хорошей песней. Давайте споем песню «Мы едем-едем-едем».
А вот и остановка. Давайте отдохнем от дороги, сделаем физкультпаузу.
Мы поиграем в вашу любимую игру «Пожалуйста» (даются разные задания, но их дети выполняют только в том случае, если воспитатель скажет слово «пожалуйста». Если этого слова не будет, задание выполнять не надо).
- Поднимите руки выше, пожалуйста.
- Еще выше, пожалуйста.
- Прыгайте.
- Еще выше, пожалуйста.
- Стоп!
- Стоп, пожалуйста!
- Наклонитесь.
- Наклонитесь, пожалуйста.
- Еще ниже, пожалуйста.
- Выпрямитесь.
- Выпрямитесь, пожалуйста.
В нашем автобусе новый пассажир – старушка с большой сумкой (одна из девочек изображает старушку, кряхтя и охая оглядывается, нет ли свободного места). Ребята, как мы должны поступить сейчас? (дети уступают место бабушке. Воспитатель обращает внимание, кто и как сделал это первым, какие слова произнес.)
Воспитатель: Сумка бабушки осталась стоять в проходе автобуса. Что мы должны предложить бабушке:
- поставить сумку к себе на колени;
- отодвинуть ее в сторону;
- предложить ей (если она едет далеко) поставить сумку на полку. Кто это должен сделать? Давайте проиграем эту ситуацию. Как вы обратитесь к бабушке?
Вы поступили правильно: были вежливы с бабушкой и заботливы. Все ли так поступают? Давайте попросим Ульяну напомнить нам стихотворение А.Барто «Любочка» (слушаем стихотворение).
Воспитатель: Вот мы и приехали на конечную остановку. Будем выходить из автобуса. Кто должен выйти первым? Надо ли помочь бабушке, девочкам выйти из автобуса? Как это сделать? (практическое занятие: мальчики помогают девочкам спуститься по ступенькам - разновеликим скамейкам).
III. Заключение. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Давайте повторим, как должен вести себя мальчик по отношению к девочке и женщине в общественном транспорте.
Давайте поблагодарим друг друга за приятно и полезно проведенное время.
На следующем занятии мы продолжим разговор по теме нашего сегодняшнего занятия. Давайте повторим тему сегодняшнего занятия (произносят все вместе).
15