Урок-викторина по литературе Пушкиниана
Урок-весёлое путешествие в сказочную страну Пушкиниану.
5 класс.
Тема: «Там русский дух Там Русью пахнет» (А.С. Пушкин).
Цель урока: приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы и культуры.
Задачи: обобщить знания и представления о сказочном творчестве А.С. Пушкина, его жизни; формировать умение высказывать личностное отношение к изображаемому и давать произведению оценку; формировать умение формулировать устные и письменные развернутые (аргументированные) высказывания; развивать умение писать сочинения на заданную литературную тему; развивать умение работать в команде; формировать творческий потенциал учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение детей; воспитание высоких нравственных чувств, культуры речи и общей культуры учащихся.
Подготовительная работа: написать сочинение – эссе «Читая произведения А.С. Пушкина»; подготовить костюмы для артистов; познакомиться самостоятельно со сказками Пушкина; приготовить сладости для чаепития.
Оформление кабинета: портреты А.С. Пушкина и Арины Родионовны; коллаж-карта Пушкинианы; рисунки по сюжетам сказок А.С. Пушкина.
Артисты: няня Арина Родионовна, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Царевна-Лебедь, Руслан, золотая рыбка, царь Салтан.
Музыка: «Танец пастушков» П.И. Чайковский, увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас заключительное занятие по творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. И занятие это будет не такое, как всегда. Сегодня нас с вами ожидает весёлое путешествие в сказочную страну Пушкиниану. Мы ещё раз пройдемся с вами по пушкинским сказочным местам, подружимся и поиграем с жителями этой страны – пушкинианцами, попытаемся ответить на загадки и вопросы. Для этого мы с вами разделились на две команды, т.е. вас ожидает небольшое соревнование. Этот урок покажет, кто из вас является знатоком произведений А.С. Пушкина. Одно единственное правило: во время заданий не выкрикивать с места, а поднять руку и отвечать с разрешения учителя. Выкрики с места не будут засчитываться.
Итак, закройте глаза. Мы отправляемся в путь
2. Звучит музыка П.Чайковского.
3. Вход в Пушкиниану.
Как выглядит эта страна, вам всем давно известно. Вы, ребята, сами того не подозревая, часто бывали в Пушкиниане. А выглядит он примерно так
У Лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том,
и днем и ночью кот ученый,
все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
следы невиданных зверей,
избушка там на курьих ножках
стоит без окон, без дверей. и т.д.
Как же смог создать такую чудесную, великолепную, полную волшебства страну А.С. Пушкин? А в этом ему помогала очень добрая женщина, старый друг поэта – няня Арина Родионовна Яковлева. А вот и она сама
4. Вопросы от Арины Родионовны.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада познакомиться с вами. Меня зовут, как вы уже знаете, Арина Родионовна Яковлева. В начале 19 века я была любимой няней Александра Сергеевича Пушкина. Я часто на ночь рассказывала ему сказки и пела народные песни. А для вас, мои хорошие, я приготовила несколько вопросов. За каждый правильный ответ, команда получает жетончик.
1) В каком году родился А.С.Пушкин? (В 1799).
2) В каком заведении он учился? ( В Царскосельском лицее).
3) Известен факт, что один поэт подарил Пушкину, когда тот прочел ему свое произведение, портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Кто этот поэт? (В.А. Жуковский).
4) А что за произведение прочел Пушкин Жуковскому? (Поэму «Руслан и Людмила»).
5) А кто из вас знает, сколько сказок написал Пушкин за свою жизнь? (6).
СПАСИБО вам Арина Родионовна, за ваши вопросы.
5. «Угадай сказку по ее началу».
Я знаю, что вы читали и любите сказки А.С. Пушкина. Давайте их вспомним. Я вам буду читать начало произведения, а вы должны угадать, что это за сказка.
Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(Сказка о попе и о работнике его Балде).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(Сказка о царе Салтане).
Жил старик со своей старухою
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
(«Руслан и Людмила»)
-А это сказка? (Нет, поэма)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил - был славный царь Дадон.
(Сказка о золотом петушке).
6. «Парад героев».
Итак, настало время встретиться с пушкинианцами – героями сказок А.С. Пушкина. Они к нам сейчас подойдут. А вы должны угадать, кто есть кто. И из каких сказок они пришли.
СТАРУХА: Я пожилая женщина, прожила со своим мужем 33 года. Муж мой, старый болван, т.е. бедный рыбак, поймал однажды волшебную рыбку, да так и не смог выпросить у нее лучшей доли для нас. Так и прожили мы в бедности всю жизнь.
ЦАРЬ САЛТАН: Я великий царь, полюбил одну из трех сестер, самую красивую и добрую. У нас родился сын. Но не смог я уберечь свое счастье от злых завистников. Пришел с войны, а моих и нет. И только счастливая случайность помогла мне вновь обрести моих родных.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Я всемогущая рыбка, исполняю любые желания. Но не смей со мной шутить, а то обижусь.
РУСЛАН: Я похож на русского богатыря. Одолею любого врага, красив, молод, верен своей возлюбленной, способен защитить женщину от злого колдуна.
ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ: Я немножко волшебница: могу птицей стать, а могу прекрасной девушкой. Обаятельна, скромна. Особые приметы: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».
Спасибо вам, уважаемые и любимые нами герои, за ваши загадки.
7. «Бюро находок».
Пока наши пушкинианцы бежали, все вещи свои растеряли. Перед вами две кучки предметов. Помогите нам разобраться, какие предметы встречаются в произведениях Пушкина, а какие нет. Каждая команда получает по 1 минуте.
(Невод, золотая цепь, зеркальце, шапки-невидимки, сапоги-скороходы, бочка, комар).
Какой предмет является лишним? (Сапоги-скороходы).
8. «Путаница».
Пока мы с вами разбирались с потерянными вещами, приключилась ещё одна беда. Прилетал злой колдун Черномор и заколдовал все названия сказок. Помогите, ребята, пушкинианцам, верните сказки их настоящие названия. (Материал распечатать на листочках).
Быль о стальной акуле.
Повесть о живой крестьянке и 10 мальчиках.
Роман об охотнике и его добыче.
Быль о серебряной курице.
9. «Умная рыбалка».
Давайте с вами вспомним, а чем же занимаются герои Пушкина.
Да, вот старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» рыбачил. Вот давайте и мы попробуем порыбачить. Я приглашаю вас на умную рыбалку. В нашей стране Пушкиниане только волшебные удочки, они ловят исключительно золотых рыбок. Попросим команды определять участников этого конкурса – рыбаков.
1) Какими словами ругала старуха старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля»).
2) К кому обращалась царевна со словами:
Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
(К Чернавке).
3) Чей дочерью была Людмила?
(Владимира Красное Солнышко).
4) На каком острове выстроил свой дворец князь Гвидон?
(На острове Буяне).
5) Назовите злых врагов и завистников жены царя Салтана.
(Две ее сестры – ткачиха и повариха и сватья баба Бабариха).
6) Как звали работника попа?
(Балда).
10 Заключение.
К сожалению все хорошее быстро заканчивается. Вот и наше веселое путешествие подходит к концу. Мы вновь и вновь убеждаемся с вами, что Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый поэт в нашей стране. Мне приятно то, что вы его произведения читаете и любите, учите наизусть, узнаете.
Поэт ХХ века Александр Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца». Сегодняшний урок показал, что интерес и любовь к Пушкину в нашей стране очень велики, и мы благодарны ему за его творчество. И в подтверждение этих мыслей мне хочется обратиться к строчкам ваших сочинений о Пушкине.
(Учитель вывешивает на доску лучшие строчки сочинений).
11. Вручение медалей «Лучшему знатоку творчества А.С.Пушкина» и приглашение к чаепитию.
Сегодня нет побежденных. Мы все победители. Победила дружба. Поэтом разрешите всем вручить медали.
А теперь все к столу.
Звучит музыка из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
15