Игра-путешествие «Грамматическое кольцо» на уроке русского языка в 7 классе.
МБОУ СОШ №6 г.Грязи Липецкой области
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ
«Грамматическое кольцо»
на уроке русского языка в 7 классе.
Учитель
русского языка
и литературы
I квалификационной
категории
Шемякина Л.В
7 класс, урок русского языка
Тема урока:
«Игра-путешествие
«Грамматическое кольцо»»
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков по
грамматике русского языка.
Цели урока: обобщить знания учащихся по грамматике русского языка; развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: Маршрутные листы для капитанов команд и жюри, карточки с заданиями для участников, призы отличившейся команде и лучшим игрокам - кто своей команде подарил больше баллов.
Форма проведения: работа в группах, в том числе и каждый за себя;
в каждой команде по 8 участников-игроков, 1 капитану и 1 заместителю капитана.
Время проведения: 70 минут.
План урока:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы и цели урока;
III. Практическая часть (прохождение каждой командой станций
по грамматическому кольцу);
IV. Итог урока-игры.
Поощрения, награждения лидирующей команды и отдельных учащихся;
Домашнее задание.
Ход урока (внеклассного занятие по русскому языку):
I. Оргмомент.
Столы сдвинуты по кругу - по 3 парты, 4 стола.
Учительский стол или 1 парта - для станции Теоретической.
На каждом столе - маршрутный указатель станции. Учащиеся заранее разбиты
на 2 команды: команда Юных лингвистов и команда Юных филологов.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодняшний урок у нас необычный. Мы с вами отправимся в путешествие
по грамматическому кольцу. У нас впереди 5 станций, которые подстерегают
нас своими сюрпризами. Каждая станция таит в себе определенный вид
преград, препятствий, которые нам с вами необходимо пройти.
Неспроста говорится: «Без грамматики не выучить и математики».
Я думаю, вы со мной вполне согласитесь, что грамоте учиться - всегда
пригодиться.
Вот и выясним сегодня, насколько мы грамотны и знаем свой родной язык.
У нас 2 команды, 2 капитана, 2 замкапитана. Каждая из команд вместе со своими капитанами должна успешно пройти по грамматическому кольцу.
I команда юных лингвистов от станции Теоретической двинется в путь по часовой стрелке и пройдёт станции: ст. Фонетическая, ст. Словообразовательная, ст. Морфологическая, ст. Синтаксическая, а завершит конкурсом речеведческим замкапитанов.
II команда юных филологов от станции Теоретической пройдёт станции, путешествуя против часовой стрелки: ст. Синтаксическая, ст. Морфологическая, ст. Словообразовательная, ст. Фонетическая, а завершит также конкурсом речеведческим замкапитанов.
Таким образом, каждая команда и каждый участник команды пройдет грамматическое кольцо, показывая на каждой станции свои знания.
На каждой станции вы получите свои карточки с заданиями. Каждому будет дано какое-то одно слово или ряд слов для разбора или 1 предложение. Маршрутный лист будет у капитана. Работаем все быстро, аккуратно и правильно. I команда завершила работу, сразу переходим на другие станции. Каждый работает за себя и за команду, так как количество набранных баллов суммируется для команды.
В конце путешествия возвращаемся на станцию Теоретическую.
Я, как член жюри, подсчитываю количество набранных баллов. Лидирующая
команда, которая наберёт большее количество баллов, награждается сладкими
призами. Те участники, которые набрали большее количество баллов,
награждаются не совсем обычными призами и оценкой «5». А у кого между
«4 - 5» ещё по сладкому призу и оценкой «4».
Итак, в путь.
С собой возьмём только ручку (да умную голову).
Приветствие команд, пожелание удачи в путешествии по грамматическому
кольцу.
- Это не состязание друг против друга, а состязание самих с собой, выбор
лидирующей группы по познанию языка.
Маршрутный лист команды №1
Станция Теоретическая Фонетическая Словообразовательная Морфологическая Синтаксическая
Маршрутный лист команды №II
Станция Теоретическая Синтаксическая Морфологическая Словообразовательная Фонетическая
Карточки для капитанов команд на станции Теоретической:
Для капитана команды №1
1. Что изучает морфемика? Как она связана с орфографией и словообразованием? Чем морфемный разбор слова отличается от морфологического?
2. Рассказать о правописании не с различными частями речи. Перечислите постоянные признаки глаголов.
3. В причастиях какого времени и какого залога правописание суффиксов зависит от спряжения? Привести пример. Чем схожи предлоги и союзы? Вспомните их строение.
Для капитана команды № II
1. Что изучает лексика? В каких случаях при лексическом разборе мы указываем переносное значение слова? Как называются слова-двойняшки? Приведите пример.
2. Что изучает синтаксис? Чем отличается синтаксический разбор сложного предложения от синтаксического разбора простого и осложнённого предложения?
3. С каким разделом науки о языке тесно связана фонетика и как? Перечислите известные вам фонетические процессы. Привести пример. Назовите имена известных языковедов.
III. Практическая часть.
- На каждой станции раздаю листы с карточками, посчитываю, количество набранных баллов (в зависимости от правильности выполнения задания), заношу в маршрутный лист жюри команды.
1. Станция Теоретическая.
Все участники располагаются за двумя столами по командам.
Вызываются капитаны команд.
Путём жеребьёвки достаются карточки, на вопросы которых капитаны
отвечают по очереди. Капитанам команд раздаю маршрутные листы.
2. Станция Фонетическая (I команда)
Синтаксическая (II команда).
3. Станция Словообразовательная (I команда)
Морфологическая (II команда).
4. Станция Морфологическая (I команда)
Словообразовательная (II команда).
5. Станция Синтаксическая (I команда)
Фонетическая (II команда).
6. Теоретическая станция - речеведческий конкурс замкапитанов.
Примерные карточки-задания на каждой из станций для участников игры.
Станция Фонетическая:
Поясок1 , съемка1 , вскользь1
Станция Словообразовательная:
Выполни - овощехранилище2 и словообразовательный разбор. Укажи способ словообразования.
Выполни – заштриховывать2 и словообразовательный разбор. Укажи способ словообразования.
Станция Морфологическая:
Выполни морфологический разбор указанного слова. Разговаривая3, мы гуляли по парку. Выполни морфологический разбор указанного слова. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет3 бережно и ласково.
Станция Синтаксическая:
Из кр...сивых ваз в...севших (в)воздух... между д...ревъями спускались гирляндамир...стения4 .
Спишите, вставляя пропущенные буквы и, если необходимо, знаки препинания. Орфограммы выделите. Выполните синтаксический разбор предложения.
Она с нежностью см...тр...ла на Минского, намат...вая ч...рные его кудри на
св...и св...рка...щие палъц... 4 .
Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. Произведите синтаксический разбор предложения.
Маршрутный лист для членов жюри.
№ команды Ф.И.
учащегося
(участников
игры) Наименования станций, количество баллов Итоговый балл
Фонетическая Словообразовательная Морфологическая Синтаксическая Теоретическая Речеведческий конкурс Итоговый балл для команды:
IV. Итог урока-игры.
Подсчитываем количество баллов каждого учащегося и команды в целом,
выявляем лидирующую команду.
Поощрения, награждения отличившимся в знаниях по грамматике.
Домашнее задание: написать творческую работу: «Если бы я был(а) доктором наук лингвистики или языкознания, что бы я внес(ла) (какие изменения ввел (а)) при изучении русского языка в школе». Или: «Какой раздел науки о языке мне ближе и почему».