Рабочий урок Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, штрих, точка (3 класс)
Тема Графика - вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики - линия, штрих, точка.
Зелёные друзья.
Цель Дети должны знать, что такое графика; уметь владеть графическими средствами изображения в рисунке; развивать творческие способности; воспитать чувства аккуратности, точности.
Оборудование: простой карандаш, листы белой бумаги, рисунки.
Ход урокаI Оргмомент.
Звонок вам дал приказ:
За работу, быстро, класс!
II Вводная часть.
1. Беседа по картинам.
Какое время года на дворе? (Осень)
Какая это осень? (Поздняя)
Назовите признаки поздней осени.
Ребята, представьте, что мы с вами в картинной галерее.
Рассмотрите картины известных «художников».
Чем они отличаются? (Первая и третья красочная, сразу бросается в глаза, а вторая, унылая).
А что общего? (Изображена осень).
Вторая картина «Идут дожди». Это графическая работа чёрно-белая. Но как хорошо в ней передана холодная, ветреная, ненастная погода.
Какие выразительные средства использовал художник при написании картины?
Сообщение темы урока
О них мы будем говорить на уроке. Мы узнаем, что такое графика. С помощью графических средств будем учиться рисовать наших зелёных друзей.
III Работа над темой урока
Послушайте сказку об удивительной стране.
В одной далёкой стране было два королевства: Белой королевы и Чёрной. Каждая жила на своей половине. Они не дружили и в гости друг к другу не ходили. (На доске лист бумаги, одна половина его белая, а другая - чёрная). Белая королева, прогуливаясь со своей свитой по своей половине, оставляя белые следы (учитель берёт кисть, опускает в белую гуашь и проводит по белой половине).
Видно? (Нет)
А, Чёрная королева со своей свитой ходит по своей половине и оставляет чёрные следы. (Показ)
И вот однажды в эту страну попал художник, который любил путешествовать. Она ему не понравилась, потому что одна половина была очень мрачной, а друга слишком скучной. всё везде белое. И решил художник подружить этих гордых королев, предложил нм сходить друг к другу в гости и посмотреть, что из этого выйдет. Белая королева побывала в гостях у Чёрной королевы, и где бы она не прошла, оставались, о чудо, белоснежные следы. Как будто дорожки света. Это нравилось всем, потому что было красиво.
Королевы стали ходить друг к другу в гости. А уж как рад был художник! Королевы подружились и перестали делить своё Королевство, а страна эта стала общее для них и всех, кто в ней жил.
А что же это за страна?
Название её спряталось в кроссворде, который нам предстоит разгадать.
Г Р А Ф
И К А От огня происхожу.
От огня и умираю. (Уголь)
Стальной конёк
По белому полю бегает,
И за собой
Чёрные следы оставляет. (Перо)
Тетрадь для рисования. (Альбом)
Не карандаш, не краски,
А нарисует всё, что хочешь. (Фломастер)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно, я. (Резинка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
7. Если ты его отточишь Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляжи,
Что же это? ... (Карандаш)
Какое же ключевое слово? (Графика)
Да, страна двух королевств называлась - Графика.
А что же такое графика?
3. Объяснение нового материала.
Графика - вид изобразительного искусства, основным средством которого является рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, фломастером, углём.
Графика - это искусство линейно, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным — карандаш, уголь, фломастер.
Выразительными средствами графики является - линия, точка, штрих. Послушайте стихотворение Ф. Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих».
Дорогие мои дети!
Много есть чудес на свете Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, миска,
Вертолёт, корабль и киска,
Сковородка, стол, вагон,
Дерево, магнитофон.
Только кто же их создал?
А точней нарисовал?
Три приятелей больших –
Точка, линия и штрих.
Штрих - от линии кусочек.
Точка - маленький кружочек.
Ну а линия большая
И прямая, и кривая.
Может в шарик превратиться
И в зигзаге изгибаться
Может сеточки плести
Ведь она всегда в пути.
По секрету всему свету
Я хочу совет вам дать
Подружиться с ними можно
Научившись рисовать!
Только помните, друзья!
Рисовать старательно - Это обязательно!
Упражнение для развития кисти руки.
Линии бывают разные. У всего на свете есть характер. Например, у нас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие — с драчливым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия - любит подолгу спать. Прыгучая линия всё время скачет и прыгает по листу бумаги.
Мы сейчас поучимся рисовать эти линии.
Возьмите первый лист бумаги.
Первая линия спокойная (замедляя голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Кто хочет изобразить эту линию пластикой движения? (Показ)
11366513525500154114566611500137731566611500184150066611500167767066611500940435666115007766056661150012407906661150010769606661150064452566611500480695666115003441706661150018034066611500
Зубастая линия (Показ)
199390119570500
Волнистая линия
Физпауза.
Вновь у нас физкульт минутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы слушать, рисовать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем.
Влево – вправо, раз и два,
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Объяснение учителя.
Ребята, переходим к практической части нашего урока. Мы познакомились с разными мнениями, которые будем использовать в своих рисунках.
282829068008500Представьте, что вы пошли на прогулку в лес. Как много там интересного. Красивая природа, много разных животных, птиц. Вы идёте с пригорка на пригорок. Какой линией мы покажем пригорки? ( )
Кроны деревьев тоже заполняются разными линиями, точками. А вот стволы лучше заполнить штрихами, точками.
Итак, вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый). Работать будем карандашом.
Самостоятельная работа учащихся.
IV Итоги урока
Демонстрация карандашных рисунков.
Какие элементы графики использовали на уроке?
Зубастая линия (Показ)
Волнистая линия
Физпауза.
Вновь у нас физкульт минутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, Чтобы слушать, рисовать И совсем не уставать.
Голова устала тоже Так давайте ей поможем.
Влево — вправо, раз и два,
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Объяснение учителя.
Ребята, переходим к практической части нашего урока. Мы познакомились с разными мнениями, которые будем использовать в своих рисунках.
Представьте, что вы пошли на прогулку в лес. Как много там интересного. Красивая природа, много разных животных, птиц. Вы идёте с пригорка на пригорок. Какой линией мы покажем пригорки? ( \/\У}\
Кроны деревьев тоже заполняются разными линиями, точками. А вот стволы лучше заполнить штрихами, точками.
Итак, вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый). Работать будем карандашом.
Самостоятельная работа учащихся.
IV Итоги урока
Демонстрация карандашных рисунков.
Какие элементы графики использовали на уроке?
6.Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
2.Только кто же их создал?
А точней нарисовал?
Три приятелей больших - Точка, линия и штрих.
3.Штрих - от линии кусочек.
4.Точка - маленький кружочек.
5.Ну а линия большая И прямая, и кривая.
Может в шарик превратиться И в зигзаге изгибаться