СВЕРЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ Методические указания по выполнению приемов сверления древесины


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Ангарский техникум строительных технологий»
СВЕРЛЕНИЕ древесины
Методические указания по выполнению
приемов строгания для обучающихся
по профессии 18880
столяр строительный


Ангарск, 2015Рассмотрено на заседании ПЦК «Утверждаю»
Профессионального цикла Директор АТСТ
протокол №__ от____2015 г. _______ В.Н.Леснов
Председатель ПЦК
___________Н.И.Изосимова
Авторы: мастер производственного обучения ГАПОУ ИО АТСТ Л.Н.Якунаев

Рецензент: Начальник треста «Жилстрой» А.Н.Гончарук СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------------------4
ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ:
Виды отверстий ---------------------------------------------------------------------------------------5
Виды сверл------------------------------------------------------------------------------------------------6
Инструменты для сверления --------------------------------------------------------------------------7
Разметка пиломатериала при сверлении древесины ---------------------------------------------8
Выполнение операции сверление древесины ---------------------------------------------------9
Задания для усвоения материала-------------------------------------------------------------------10
Требования техники безопасности при ручной обработке древесины (ИОТ – 014-2011) ----------------------------------------------------------------------------------------13
Требования техники безопасности при ручном сверлении древесины----------------------15
Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке (ИОТ – 031 – 2002)----16
 Список литературы -------------------------------------------------------------------------------------19
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для обучающихся по профессии 18880 «Столяр строительный»
При прохождении учебной практики в рамке профессионального модуля «Выполнение столярных работ»
Обучающийся выполняет следующие виды работ при обработке древесины:
Подготовка инструмента для сверления
Разметка пиломатериала
Сверление древесины ручным инструментом
Сверление древесины электроинструментом
Выполнение данных видов работ необходимо, чтобы обучить обучающихся к выполнению приёмов сверления древесины, которые будут необходимы при изготовлении столярных изделий.
На учебную практику в рамке данного модуля отводится 24 часа.
Учебная практика выполняется в столярной мастерской.
Цель методических указаний: показать обучающимся технологию выполнения работ по сверлению древесины вручную и электроинструментом.
Методические указания содержат:
описания назначения столярных операций;
инструкционные указания по выполнению работ;
требования техники безопасности при выполнении работ;
список литературы.
Виды отверстий
№ п/п Наименование Описание Эскиз Приемы работы
1 Сквозные Проходят через всю деталь насквозь
Глубокие сквозные отверстия в толстых деталях сверлят по разметке с двух сторон.
Неглубокие отверстия сверлят с одной стороны
При сверлении отверстий перед выходом на другую сторону нажим на сверло ослабляют, чтобы избежать откола, отщепа или трещины в детали.
Под деталь, в которой сверлят отверстия, подкладывают доску.
2 Глухие Не выходят наружу, выполняются на определенную глубину

При сверлении важно обеспечить их точную глубину.
Глубину сверления:
- проверяют палочкой
- на сверло надевают упор из круглой деревянной пробки.

На станках необходимая глубина отверстий достигается настройкой хода сверла
Виды сверл
№ п/п Наименование Назначение Описание Эскиз Приемы работы
1 Спиральные сверла Сверления древесины поперек волокон для сверления различных материалов. Для получения отверстий различных диаметров.
Форма режущей части:
- коническая заточка
- с центром и подрезателями.
2 Перовые (ложечные) сверла Сверлят грубые отверстия для установки нагилей Имеют желобковую форму
Желобок для выброса стружки, но всю стружку не удаляет
Сверло часто вынимают из отверстия.
3 Центровое сверло Сверлят поперек волокон, сквозные и несквозные отверстия Плохо выбрасывает стружку, работает только в одну сторону, нужно делать нажим при работе.
4 Винтовое сверло Сверление глубоких отверстий поперек волокон Конец сверла имеет винт с мелкой резьбой, отверстия получаются чистыми, стружка удаляется легко.
5 Кольцевая пила Сверление отверстий большого диаметра, небольшой глубины. Установке дверных замков и ручек. Состоит из кольцевой пилы и сверла (направляющий центр).
Инструменты для сверления

п/п Наименование Назначение Описание Эскиз Приемы работы
1 Коловорот с трещоткой Сверление сквозных и несквозных отверстий в двух направлениях. Завинчивания болтов, гаек, саморезов.
Закрепляет сверло, сообщает вращательное движение. Трещотка предохраняет сверло от заклинивания.
2 Дрель винтовая Сверление в двух направлениях. Патрон крепит сверло диаметром не более 5 мм.
Работает дрель от движения ручки-гайки по длине стержня, от грибка до патрона и обратно.
3 Шестеренчатая дрель Сверление сквозных и несквозных отверстий в двух направлениях.
Благодаря шестеренчатой передаче скорость вращения сверла намного больше, чем у коловорота.
4 Сверлильный станок
для сверления глухих и сквозных отверстий в сплошном материале.
Под изделие подкладываем прокладки из дерева. Сверло должно быть установлено так, чтобы ось шпинделя станка, ось сверла и ось просверливаемого точно совпадали.
5 Электродрель сверление отверстий в древесине. В основном для сверления применяются спиральные сверла.
Вглубь материала сверло должно проникать постепенно, без рывков и сильного нажатия.
Разметка пиломатериала при сверлении древесины

п/п Последовательность выполнения Учебно-технические требования Эскиз Качество
1 Уложить отрезок доски на крышку верстака
Разметка должна производиться с учётом наиболее полного использования пиломатериалов Во избежание ошибок все вычисления производятся два раза.
2 Деталь прочно закрепляют на верстаке Заготовку крепят к крышке верстака.   Длинную заготовку крепят несколькими струбцинами.
Проверить устойчивость положения размечаемого отрезка доски на крышке верстака
3 Центр отверстия накалывают шилом Разметку делают трехгранным шилом на глубину не менее диаметра сверла при пересечении двух линий В местах разной плотности древесины, у сучков вместо шила просверлить центры более тонким сверлом, чтобы широкое сверло не ушло в сторону.
4 Устанавливают сверло Сверло устанавливают точно в том месте, где намечена риска, в центре отверстия.
Сверло прочно закреплено в патроне Сверление проводят по разметке центра будущего отверстия
Выполнение операции сверления древесины

п/п Эскиз Последовательность работы
1
Выбирать сверло по заданному диаметру и глубине отверстия
Разметить центры отверстия
Размеченный центр накалываем шилом
Закрепить сверло в патроне без перекосов
Убедиться в отсутствии биения сверла
Ось вращения коловорота и сверла должны совпадать
2
Придать инструменту правильное осевое положение, не допускать его смещения в процессе работы
Нажимаем сверло в зависимости от типа сверла, твердости и строения древесины
При сильном нажиме ухудшается качество и возможна поломка сверла
3
Сквозное отверстие в толстых деталях просверливают навстречу друг другу с обеих сторон
Для получения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышки верстака подкладываем доску
4
К концу обработки нажатие и вращение сверла уменьшают
При сверлении на большую глубину периодически выводим сверло из отверстия и удаляем стружку
Задание 1.
Заполнить таблицу. Определить вид сверла
№ п/п Название сверла Назначение
1 2 3 4 5 Задание 2.
Заполнить таблицу. Соблюдение определенных правил
№ п/п Вид операции (сверление) Особенности
1 Больших отверстий 2 Глубоких отверстий 3 Сквозных отверстий 4 Несквозных отверстий Задание 3.
Заполнить таблицу. Перечислить основные пункты ТБ при сверлении
№ п/п Название Назначение
1 Перед началом работы 2 Во время работы 3 По окончанию работы
Игра «Крестики - нолики».
 Условия игры
9 вопросов
чертим схему в тетради: 
1  2  3 
4  5  6 
7  8  9 
• утвердительный ответ на вопрос, ставим в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный - нолик.
Вопросы для игры
1. Для сверления древесины применяются сверла? 
2. Глухое и сквозное - это виды сверл? 
3. Хвостовиком называется часть сверла, за которую оно закрепляется? 
4. С помощью ложечного сверла можно сверлить металл? 
5. Коловорот является инструментом для сверления отверстий большего диаметра?
6. Сверление всегда производят под прямым углом? 
7. Ручку коловорота и дрели необходимо вращать свободно, без больших усилий? 
8. Коловорот и дрель класть на верстак сверлом к себе? 
9. Диаметр сверла можно определить по маркировке на хвостовике? 

Тест
Сверление – процесс образования сверлом в заготовках отверстий:
- сквозных
- овальных
- глухих
- круглых
- шестигранных
2.Древесину сверлят при помощи:
- коловорота
- электрорубанка- электродрели
- буравчика
- стамески
3Сверло состоит из:
- режущей части
-двойного ножа
- стержня
- рукоятки
- хвостовика
4. Центровые сверла предназначены для сверления:
- древесины
- металлов
- пластмасс
- цемента
5. Коловорот состоит из:
- патрона
- полотна
- ручки
- ножа
- нажимной головки
- кольца
- коленчатого стержня
Требования техники безопасности ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКе ДРЕВЕСИНЫ (ИОТ – 014-2011)
1. Общие требования безопасности.
К работе по ручной обработке древесины под руководством мастера производственного обучения допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
При ручной обработке древесины возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
а)травмирование рук при работе неисправным инструментом;
б)травмирование рук при запиливании заготовок без применения специальных приспособлений;
г) вдыхание древесной пыли при отсутствии вытяжной вентиляции.
При ручной обработке древесины должна использоваться следующая спец. одежда: халат хлопчатобумажный или фартук брезентовый и берет.
В учебной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.
Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Учебная мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями и ящиком с песком.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить мастеру, который сообщает об этом администрации училища. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом мастеру.
В процессе работы соблюдать правила ношения спец. одежды, пользования коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.


Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися, проводится инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы.
Надеть спец. одежду, волосы тщательно заправить под берет.
Проверить исправность инструмента и разложить его на свои места, убрать с рабочего места все лишнее.
Проверить исправность и надежность крепления к полу верстака.
При выполнении работ с образованием древесной пыли включить вытяжную вентиляцию.
3. Требования безопасности во время работы.
Надежно закреплять обрабатываемый материал в зажимах верстака.
Работу выполнять только исправным, хорошо налаженным и заточным инструментом.
Инструмент использовать только по назначению.
Строгальный инструмент для работы использовать, имеющий гладкие, ровно зачищенные колодки, задний торец который должен быть закруглен.
Луковой пилой работать только после того, как убедиться, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в условленных местах, используя приспособления, упоры, зажимы, подкладные доски.При запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента.
Не допускать захламления верстака отходами и стружкой.
Очищать инструмент (рубанок, фуганок, шерхебель и т. д.) от стружки необходимо не рукой, а деревянными клиньями.
Не пользоваться в мастерской открытым огнем и электрообогревателями.
Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае неисправности рабочего инструмента, его затуплении прекратить работу и сообщить об этом мастеру п/о.
При возникновении пожара в помещении мастерской эвакуировать обучающихся, сообщить о пожаре администрации техникума и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
При получении травмы сообщить об этом мастеру п/о, которому необходимо оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации техникума.
5. Требования безопасности по окончанию работы.
Привести в порядок инструмент и рабочее место. Стружку и опилки не сдувать ртом и не сметать рукой, а пользоваться для этого щеткой.
Провести влажную уборку мастерской и выключить вытяжную вентиляцию.
Снять спец. одежду и тщательно вымыть руки с мылом.
ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОМ СВЕРЛЕНИИ ДРЕВЕСИНЫ
1. Правильно без перекосов и прочно закреплять сверло в патроне коловорота и дрелей. 
2. Запрещается коловорот и дрели держать повернутыми сверлом к себе. 
3. При сверлении отверстий не нажимать сильно на коловорот грудью или подбородком. Подачу вести легко и плавно. 
4. Не допускать падения сверл на пол; сверла при заточке следует прочно закреплять в тисках. 
5. Прочно закреплять обрабатываемое изделие на верстаке или на станке. 
6. Закрепление учащимися деталей и работу на станках, а также электрифицированными инструментами следует производить только после проверки учителем умения пользоваться ими. 
Характер практических заданий для учащихся 
1. Ознакомиться с операциями сверления, инструментом и приспособлениями при этом применяемыми. 
2. Изучить сверла, их основные части. Ознакомиться с типами сверл в зависимости от их назначения и конструкции режущей части. 
3. Изучить приспособления для сверления: коловороты, дрели, трещотки, буравчики и буравы. 
4: Освоить приемы и правила сверления отверстий в древесине с помощью ручных сверлильных приспособлений и станков. 
5. Ознакомиться с конструкцией и работой механизированных сверлильных станков и электрифицированного инструмента. 
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ (ИОТ - 031 – 2002)                   1. Общие требования безопасности1.1. К самостоятельной работе на сверлильном станке допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.К работе на сверлильном станке под руководством учителя (преподавателя, мастера) допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.1.3. При работе на сверлильном станке возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:- отсутствие защитного кожуха ременной передачи;- травмирование глаз отлетающей стружкой при работе без защитных очков;- ранение рук при плохом закреплении детали;- наматывание одежды или волос на шпиндель станка;- неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса.1.4. При работе на сверлильном станке должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки. На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим резиновым ковриком.1.5. В учебной мастерской должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.1.6. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Учебная мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, мастеру), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности оборудования, инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).1.8. Обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.1.9. Обучающиеся, допустившие невыполнение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.2. Требования безопасности перед началом работы2.1. Надеть спецодежду, волосы тщательно заправить под берет.2.2. Убедиться в наличии и надежности крепления защитного кожуха ременной передачи, а также соединения защитного заземления с корпусом станка.2.3. Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на специальном приспособлении, убрать все лишнее.2.4. Надежно закрепить сверло в патроне и обрабатываемую детальна столе станка в тисках.2.5. Проверить исправную работу станка на холостом ходу.2.6. Проветрить помещение учебной мастерской.3. Требования безопасности во время работы3.1. Перед сверлением металла накернить центры отверстий, а деревянные заготовки в центре отверстий наколоть шилом.3.2. Сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков, только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость вращения.3.3. Не наклонять голову близко к вращающемуся шпинделю станка и сверлу.3.4. Запрещается держать руками при сверлении незакрепленную в тисках деталь, а также работать в рукавицах.3.5. Не класть посторонних предметов на станину станка.
3.6. Не смазывать и не охлаждать сверло во время работы станка с помощью мокрых тряпок.3.7. Не тормозить руками патрон станка или вращающееся сверло.3.8. При сверлении крупных деревянных заготовок подложить под них на стол станка обрезок доски.3.9. Особое внимание и осторожность проявлять в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшить подачу. 3.10. Не оставлять работающий станок без присмотра.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях4.1. При возникновении неисправности в работе станка, поломке сверла, а также при неисправности заземления корпуса станка прекратить работу, отвести сверло от детали, выключить станок и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).4.2. При загорании электрооборудования станка немедленно выключить станок и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.4.3. При получении травмы сообщить учителю (преподавателю, мастеру), которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.5. Требования безопасности по окончании работы5.1. Отвести сверло от заготовки и выключить станок.5.2. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка помощью щетки, а из пазов станочного стола металлическим крючком. Не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.5.3. Протереть и смазать станок, промасленную ветошь убрать в металлический ящик с крышкой.5.4. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.5.5. Проветрить помещение учебной мастерской.
Список литературы
Основные источники:
Клюев, Г.И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности: учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
Клюев, Г.И. Столяр (повышенный уровень): учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 80 с.
Куликов, О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник / О.Н. Куликов, Е.Н. Ролин. – 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. – 352 с.
Степанов, Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учебник для НПО; учебное пособие для СПО / Б.А. Степанов. – 7-е изд., перер. и доп. – М.: Академия, 2012. – 328 с.
Степанов, Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: / Б.А. Степанов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
Обливин, В.Н. Охрана труда (деревообработка): учебник / В.Н. Обливин. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Дополнительные источники:
Клюев, Г.И. Справочник мастера столярного и мебельного производства: учебное пособие / Г.И. Клюев. – 3-е изд., стер.– М.: Академия, 2012. – 368с
Клюев, Г.И. Столяр (базовый уровень): учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 80 с.
Клюев, Г.И. Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Рабочая тетрадь: учебное пособие / Г.И. Клюев – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. –96 с.
Степанов, Б.А. Материаловедение (деревообработка): учебное пособие / Б.А. Степанов. – М.: Академия, 2012. – 80 с.
Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: учебное пособие / Б.А. Степанов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2011. – 304 с.
6 Простапенко И.С., Иванов В.П.- Инструкционно-технологические карты по столярным работам
Нормативно-правовые источники:
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80. Зарегистрированы Минюстом России 9 августа 2001 № 2862