Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Амурская школа»
Рассмотрено на МО учителей Согласовано: Утверждаю:
_________________________ Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Протокол №___ _______/____________/ «Амурская школа»
от «___»___________20__г. «___»_________20___г «___»_________20___г.
_________/________/
Руководитель МО учителей
«___»_______20___г.
_________/_____________/
Рабочая учебная программа
по биологии
(наименование учебного предмета)
11 – профильный уровень
(класс, уровень общего образования)
Учитель: Асанова Л.М.
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована для учащихся 11-х классов с химико-биологическим профилем обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Рабочая программа разработана на основании следующих документов.
- Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ): ст. 7,9,14, 28,29,32,55.
- Федеральный компонент ГОС среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г.)
- Федеральный базисный учебный план (2004 г.)
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
- Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 г. №2/2 Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждения.- Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).
- Авторская программа О.В. Саблиной и Г.М. Дымшица для общеобразовательных школ (профильный уровень)
- Учебный план МБОУ «Амурская школа» на 2015/2016 учебный год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
- освоение знаний: об основных биологических теориях, идеях и принципах, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, об открытиях в биологической науке, о методах научного познания;- овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов; - воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; - использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды. При изучении общей биологии особое внимание обращается на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики, географии, экологии.
Описание лабораторных работ, темы которых приводятся ниже, дано в «Практикуме по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Часть рекомендуемых демонстраций может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию и т. п.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников.
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель.
- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
- деятельностный подход. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и контрольные работы, а также защиту проектов. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.Цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень): - освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; - ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке; - овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;- приобретение компетентности в рациональном природопользовании и сохранении собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения.
Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; лабораторно-практические занятия; экскурсии.
Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет биология относится к образовательной области естествознания. На изучение курса выделяется 204 ч, в 10 классе — 102 ч (3 ч в неделю) и в 11 классе — 102 ч (3 ч в неделю).
В данной программе используется учебник авторов П.М. Бородина, Л.В.Высоцкой, Г.М.Дымшица, Б.М. Медникова, А.О. Рувинского, О.В. Саблиной и др. Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень в 2-х частях., т. №1,2 , 2014 . М.: - «Просвещение». Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
4. Планируемые результаты освоения биологии
В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере, о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов, наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга, ); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);
правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды, смены местообитания внутри ареала);
принципов репликации, транскрипции и трансляции;
гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать биологические задачи разной сложности;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
7. Содержание курса: 11 класс
(102 ч, 3 ч в неделю; из них 5 ч — резервное время)
Введение (2ч) Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ (65 ч)
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Тема 11. Механизмы эволюции (26 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (8 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).
Тема 14. Селекция и биотехнология (11 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии.
Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (35 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (10 ч) Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.
Тема 16. Сообщества и экосистемы (11 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Тема 17. Биосфера (7 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.
Тема 18. Биологические основы охраны природы (5 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники Крыма».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ раздел и тем Наименование разделов и тем Учеб часы В том числе
практических контрольных лабораторных
Повторение 2 ч
- - -
Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ (65 ч)
10 Возникновение и развитие эволюционной биологии 10 ч - 1 -
11 Механизмы эволюции 26 ч - 1 5
12 Возникновение и развитие жизни на Земле 10 ч - - -
13 Возникновение и развитие человека - антропогенез 8 ч - - -
14 Селекция и и биотехнология 11 ч -- 1 -
Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ( 35 ч)
15 Организмы и окружающая среда 10 ч - 1 -
16 Сообщества и экосистемы 11 ч - 1 3
17 Биосфера 7 ч - - -
18 Биологические основы охраны природы 5 ч - - -
Резерв 2 ч Итого 102 - 5 8
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/пДата Название раздела (кол-во часов), тем Пракическая часть Формы контроля Домашнее задание
План Факт 1 Общая биология – учебный предмет об общих и основных закономерностях живой природы Запись в тетради
2. Повторение. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Раздел 3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА(65 ч)
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч) 3 История возникновения и развития эволюционной биологии. Введение. Зарождение представлений о возникновении и развитии органического мира. С.3,4,5
4 Первые эволюционные концепции. Эволюционная теория Ламарка. с. 6-8 §52 (в.1-3)
5 Жизнь и труды Ч. Дарвина §53 с. 9 (в.1-3)
6 Основные принципы эволюционной теории Дарвина. §53 с. 9 (в.1-3)
7 Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена §53, стр 9-10
8 Палеонтологические свидетельства эволюции. §54
9 Биогеографические свидетельства эволюции. Молекулярные свидетельства эволюции. §55, 57
10 Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции. Тест «Доказательства эволюции» § 56
11 Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы» Усный опрос по теме Повт
§ 53-57
12 10) Контрольная работа№1 по теме: «Возникновение и развитие эволюционной биологии».
К. Р. №1 Терминоло-
гический
кроссворд
Тема 11. Механизмы эволюции (26) 14 Популяция – элементарная единица эволюции.
«Выявление изменчивости у особей одного вида» (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т.п.) Лабораторная работа № 1 Отчет по Л. Р. §58, с. 28-30
15 Внутривидовая изменчивость.
§58,
с. 30-34
16 Генетическая структура популяции. Уравнение и закон Харди-Вайнберга. §59
17 Мутации как источник генетической изменчивости популяций.
«Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек». Лабораторная работа № 2. Отчет по Л. Р. §60, таблица
18 Случайные процессы в популяциях.
Экскурсия №1. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции). Презентация результатов экскурсии §60,с 41-45
19 Дрейф генов. Популяционные волны.
§62
20 Борьба за существование §63
21 Естественный отбор как направляющий фактор эволюции §64
22 Основные формы естественного отбора. С.Р. «Движущие силы эволюции» §65
23 Половой отбор. §66
24 Адаптация организмов как результат действия естественного отбора.
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Лабораторная работа № 3. Отчет по Л. Р. §67
25 Миграции как фактор эволюции. §68
26 Вид. Критерии и структура вида.
«Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» (гербарии, коллекции насекомых). Лабораторная работа № 4. Отчет по Л. Р. § 69
27 Видообразование-результат микроэволюции.
Изоляция как пусковой механизм видообразования.
§70
28 Аллопатрическое видообразование. §71.
стр 84-88
29 Симпатрическое видообразование. §71
с. 88-91
30-31 Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Тест «Видообразование» §72
32 Направления макроэволюции. Дивергенция, конвергенция и параллелизм 73, с. 102,
запись в тетради
33 Биологический прогресс и регресс. Ароморфоы и идиоадатациизапись в тетради
34 «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных». Лабораторная работа №5. Отчет по Л. Р. стр 102-103
35 Общая дегенерация. стр 105, подг прим
36 Единое древо жизни – результат эволюции. §75, с. 106-107
37 Обобщающий урок .по теме: « Механизмы эволюции». Устный опрос «Механизмы эволюции» повторить
§70-75, подг к К.Р. №2
38 Контрольная работа №2 по теме «Механизмы эволюции» К. р. №2 39 26) Решение заданий части С по теме: «Механизмы эволюции»
Тест «Подготовка к ЕГЭ» Тема 12.Возникновение и развитие жизни на Земле (10) 40 Сущность жизни. Определение живого. Представления возникновения жизни на Земле. §76
41 Образоание биологических мономеро и полимеров. §77
42 Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран § 78, с. 119 вопр43 Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии
§79 до с. 121, сообщ44 Геохронологическая летопись Земли. Развитие жизни на Земле в криптозое. Катархей, архей, протерозой. Доклад §80,
с. 130, вопр45 Развитие жизни на Земле в фанерозое. Палеозой Сообщенеия§81 до 133, презент
46 Мезозой. Сообщения §81,
133-135, подг презент
47 Кайнозой. Сообщения §81, подг к тест
48 Тестирование по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». Тест Таблица с. 136-137
49 Решение заданий части С по теме: Возникновение и развитие жизни на Земле. Устное решение упражнений таблица
Тема 13.Возникновение и развитие человека — антропогенез (8 ч)
50 Сравнительно- анатомические, физиологические и этологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. §82
51 Цитологические и молекулярно – биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян §83
52 Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Сообщ. §84, сообщ53 Первые представители рода Homo. Сообщ. §85, вопр с 155
54 Появление человека разумного. Неандертальский человек. Кроманьонцы. Сообщ§86, презентация или постер55 Биологические и социальные факторы эволюции человека..Устный опрос §87 сост схему
56 Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. С. Р. «Антропогенез» С. 166-167,
Подготов по вопр в тетр57 Конференция: «Возникновение человека - антропогенез». Выступления Повт
§82-87
Тема 14. Селекция и биотехнология (11 ч)
58 Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции §88
59 Центры происхождения культурны растений и животных. стр 171-173
60 Искусственный отбор. Комбинативная селекция Биол. диктант §89
61 Явление гетерозиса и его применение в селекции. § 90
62-63 Клеточная инженерия и клеточная селекция.
Презентация «Достижения современной селекции» §91
64 Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции Сообщения С.186-190
65 Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции. Сообщения С. 191-193, подг к тест.
66 Обобщающий урок по теме:
« Селекция и биотехнология», «Возникновение и развитие человека - антропогнез». Устное тестирование Повт
§88-91, подг к К.Р. №3
67 Контрольная работа №3
« Селекция и биотехнология», «Возникновение и развитие человека - антропогнез». К.Р.№3 Раздел 4. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ(35 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (10 ч)
68 Взаимоотношение организмов и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. § 92
69 Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение Конкурс «А,ну-ка, удиви» § 93, найти примеры
70 Популяция как природная система. §94
71 Устройство популяций §95
72 Динамика популяций. Жизненные стратегии Терминоло- §96
73 Вид как система популяций §97
74 Экологическая ниша.
Биол. диктант §98 с.
219-222
75 Жизненные формы. С.р. «Популяция» С. 222-223
Подг к контролю
76 9) Обобщающий урок по теме: « Организмы и окружающая среда». Тестирование.
Тест «Подготовка к ЕГЭ» Подготовка к ЕГЭ
А.А Кириленко102-105
77 Конрольная работа №4
«Организмы и окружающая среда» К.Р. №4 Тема 16. Сообщества и экосистемы (11 ч)
78 Сообщество, экосистема, биоценоз §99
79 Энергетические связи и трофические сети. §100
80 Межвидовые и межпопуляционные связи в экосистемах. Конкуренция. Альтруизм Биол. диктант § 101, сообщение
81 Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Защита постеров«Связи в экосистемах» §101
82 Пространственная структура сообществ.
«Описание экосистем своей местности» (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропологических изменений). Лабораторная работа №6. Отчет по Л. Р. §102, С.275-276, повторение
83 Динамика экосистем. Флуктуации. §103,
с. 242-243
84 Сукцессия. Устойчивость экосистем.
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (аквариум).
Лабораторная работа №7 Отчет по Л. Р. §103, с. 243
85 Стадии развития экосистемы §104
86 Земледельческие экосистемы (агроценозы).
«Описание агроэкосистем своей местности» (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропологических изменений).
Лабораторная работа №8. Отчет по Л. Р. записи в тетради
87 Обобщающий урок по теме: «Сообщества и окружающая среда». Тестирование. Тест «Подготовка к ЕГЭ» Повт
§ 99-104, подг к К.Р. №5
88 Контрольная рабта №5
«Сообщества и окружающая среда». К.Р. №5 Тема 17. Биосфера (7)
89 Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере §105
90 Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. §106
91 Круговорот азота, круговорот воды. Постерная защита «Круговорот веществ в природе» С. 258-262
92 Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Устный тест §107
93 Семинар на тему «Биосфера и человек» Выступления 94 Решение заданий части В и С по теме: «Биосфера». Тест «Подготовка к ЕГЭ» Подготовка к ЕГЭ
А.А Кириленко110-112
95 Обобщающий урок по теме: «Биосфера».
Контрольное тестирование Подготовка к ЕГЭ
А.А Кириленко102-105
Тема 18.
Биологические основы охраны природы (5 ч) 96 Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Сохранение генофонда и реинтродукция. §108, сост презент
97 Причины вымирания видов и популяций. Красная книга. Презентация краснокнижных видов 98 Сохранение экосистем.
Экспресс-опрос §109, сообщ99 Биологический мониторинг и биоиндикация. §110
100 Конференция «Роль биологических знаний в 21 веке». Обобщение Доклады Резерв Всего Критерии и нормы устного ответа по биологии
Отметка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Отметка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:
Отметка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений проводить наблюдения по биологии
Отметка «5» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
4. Не владеет умением проводить наблюдение.
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение программы.
Кабинет биологии и его информационная среда:оборудование, рабочие места учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования.
Учебное оборудование:- натуральные объекты- живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты, коллекции, гербарии;
-приборы и лабораторное оборудование – оптические приборы, приборы по физиологии;
-посуда и принадлежности;
-средства на печатной основе –печатные таблицы, дидактический материал для текущей и итоговой проверки знаний;
-муляжи и модели –объёмные и рельефные, модели, аппликации, биологические модели;
-экранно-звуковые средства обучения –кино и видео фильмы, транспаранты, диапозитивы, слайды, кодограммы, компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия;
-мультимедиа проекция, электронные пособия компьютерные, обучающие, контролирующие и для дистанционного обучения;
-ТСО, проекционная литература (диапроектор, видеомагнитофон ,компьютер, кодоскоп);
-учебно-методическая литература для учащихся и учителя ,определители, справочные материалы, обучающие материалы, контрольно-диагностические тесты;
-лабораторный инструментарий, оборудование для наблюдений и постановки опытов, инструкции для лабораторных работ.
Натуральные объекты, живые объекты:
-комнатные растения, простейшие, дождевые черви, моллюски, мелкие ракообразные, мушки-дрозофилы;
11. Приложения к программе
Примерные темы экскурсий.
Изменчивость организмов (окрестности школы).
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы, местный краеведческий музей, зоопарк).
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).
Примерные темы дискуссий
Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).
Трансгенез — опасность реальная или мнимая?
Клонирование человека как этическая проблема.
Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)
Примерные темы рефератов и докладов
Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).
Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.
Существует ли внеземная жизнь?
Роль симбиоза в эволюции.
Что такое геномика.
Глобальные катастрофы в истории Земли.
Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?
Животный мир вендского периода.
Первопроходцы суши.
Первые завоеватели воздуха.
Живые ископаемые.
Археоптерикс.
Молекулярная палеонтология.
Чем обезьяна отличается от человека.
«Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.
Как жил неандертальский человек.
Маугли — сказка и реальность.
Культурные растения и их дикие предки.
«Зеленая революция».
Почему надо сохранять биоразнообразие.
Животные, уничтоженные человеком.
Примерные темы докладов на исторические темы «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина. Эволюция эволюционных идей. Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка. Жизнь и творчество Л. Пастера. Жизнь и творчество Ч. Дарвина. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль». Жизнь и творчество Н. И. Вавилова. Русские биологи — нобелевские лауреаты.
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
Литература для учащихся:
- Биология 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: углубленный уровень в 2-х частях/под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2014.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышеный, высокий уровень. – Ростовн_Дону: Легион, 2012.