Интегрированный урок на тему Образы богатырей в музыке, литературе, изобразительном искусстве (5 класс)

Интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Образ богатырей в музыке, литературе и изобразительном искусстве».
Цели:
Познакомить с воплощением образа богатыря в разных видах искусств.
Развитие навыков выразительного чтения стихов, вокально-хоровых и
Способствовать воспитанию патриотизма,
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты видеофильмов, рисунки учащихся, словарь В.И.Даля, выставка книг.
Записи, которые нужно сделать, подчеркнуты. Они же должны быть в тетрадях по музыке у учащихся.
Ход урока.
- Приготовились слушать музыку (стоя).
Симфония №2 «Богатырская» Александра Порфирьевича Бородина ( 2 мин)
- Ребята, какая по характеру музыка только что прозвучала? (Волевая, решительная, сильная. Музыка могучая, сильная, суровая, звучит очень медленно, тяжело, громко, показывая сильных и больших людей, но одновременно и добрая, мягкая)
- Кого вы представили, слушая эту музыку? (Могучего бесстрашного богатыря на коне в доспехах)
- Садитесь. Откройте тетради по музыке и запишите тему нашего урока
Слайд 1. Тема.
- «Образ богатырей в литературе, музыке и изобразительном искусстве».
- Вы прослушали отрывок симфонии №2 «Богатырская» Александра Порфирьевича Бородина.
Слайд 2. Бородин.
- Сегодня на уроке мы узнаем, в каких ещё музыкальных произведениях раскрываются образы богатырей, как художники воплощали эту тему в своих полотнах, вспомним литературные произведения о богатырях.
- Кто же такие богатыри? (Ответы детей)
- Где можно найти точное лексическое значение этого слова? (В толковом словаре)
- В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля
Слайд 3. Даль.
Слайд 4. Словарь. Показ словаря с выставки книг.
дано лексическое значение не только слова «богатырь», но и однокоренных слов.
Слайд 5. Лексическое значение.
(Дети поочередно читают со слайда)
- Этимологический словарь Крылова гласит, что
Слайд 6. Этимология.
- Где впервые вы встретились с богатырями, которыми издавна славилась земля русская? (Былины)
Выставка.
- Вы много читали былин в начале учебного года. И не только те, которые помещены в учебнике, но и брали вот эти книги в школьной библиотеке.
- О каких богатырях вы читали в былинах? Назовите их имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
-Какими вы их представили?
- А вот известнейший художник Виктор Михайлович Васнецов (портрет)
Слайд 7. Васнецов.
представил нам сразу трех былинных богатырей на своей картине «Богатыри».
- Посмотрите видеофильм об этой картине.
Видеофильм «По залам Третьяковки»
Слайд 8. Богатыри.
- Эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Я очень надеюсь, что когда вы в будущем попадете в нашу столицу, обязательно посетите эту галерею и увидите воочию картину Васнецова «Богатыри».
- Вы, наверное, знаете, что раньше города защищали от нападения врагов высокие стены, окруженные рвом с водой. И только через ворота можно было выйти из города. Как вы думаете, какими же должны быть ворота для таких могучих, сильных людей, которых изобразил Васнецов?
- Конечно большими. Такими, какими описал их композитор
Слайд 9. Мусоргский.
Модест Петрович Мусоргский в пьесе «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». После прослушивания пьесы ответьте на вопрос «Что передает музыка?»
Модест Петрович Мусоргский в пьесе «Богатырские ворота»
из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (2 мин. 30 сек.)
Слайд 10, 11, 12. Ворота.
- Что же передает музыка? (Торжественность, мощный облик киевских «Богатырских ворот» и одновременно – силу, величие, талант и душевную красоту русского народа)
- Не только художник Васнецов обращался в своем творчестве к теме богатырей. Посмотрите, как изображали богатырей другие художники и подумайте, почему композиторы и художники так часто обращались к этой теме?
Слайд 13, 14, 15. Музыка «Богатырской симфонии».
(Хотели видеть на Руси сильных людей, способных защитить от врагов родную Отчизну)
- Да, действительно, русский народ видел в богатырях могучих воинов, способных в любую минуту встать на защиту земли русской. Вслушайтесь в слова храброго защитника русской земли Александра Невского. Как твердо и точно он передал в небольшой фразе характер всего русского народа.
Видеофильм «Александр Невский»
- Да, русский народ очень гостеприимный, но
Слайд 16. Слова Невского.
- Давайте и мы хоть немного, но почувствуем этот могучий, решительный дух богатырей, защитников нашей земли. Выполним упражнения физминутки, как могли бы это сделать сильные, здоровые телом и духом люди.
Физминутка музыкальная.
Группа «Цветы» Песня «Богатырская сила»
- Молодцы! Отлично справились.
- Мы переходим ко второй части нашего урока и эпиграфом к ней я взяла вот эти строки.
Слайд 17. Слова Пушкина.
Читаю: И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые
- Из какого произведения Пушкина эти строки? (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
- Правильно. К теме богатырей обращались многие писатели и поэты, так как богатыри – один из символов Руси, выразительный, талантливый символ патриотизма. Какие еще литературные произведения посвящены могучим, сильным воинам, защитникам русской земли? (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
- Мы с вами учили это стихотворение. Кто нам его напомнит? (Червочкин, Шаговская)
- О каком сражении писал Лермонтов?
- Когда оно состоялось?
- С кем воевала Россия?
Слайд 18. Бородино.
- 26 августа (7 сентября) 1812 года на Бородинском поле под Москвой произошло великое сражение за право «быть или не быть России».
Слайд 19. Панорама Бородинского боя.
- 15 часов длилось оно. Гремели тысячи орудий, звенели сабли кавалеристов, в яростные рукопашные схватки бросалась пехота.
- Недаром помнит вся Россия» славные имена
Слайд 20. Герои Бородино.
Кутузова, Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова и других героев Бородинской битвы.
- Ребята, как вы считаете, можно их назвать богатырями? Почему? (Сильные, смелые, преданные Родине)
Слайд 21. Бородино.
- О доблести и патриотизме русских солдат, генералов, офицеров, партизан и народных ополченцев сложены легенды, песни, стихи, созданы романы и повести. Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Давыдов, Лев Толстой, Федор Глинка и многие другие писатели и поэты отдали дань подвигу русской армии, нанесшей смертельную рану знаменитой и считавшейся непобедимой армии Наполеона.
- Ребята, вы учили стихи о Бородинской битве. Попробуйте прочитать их с воодушевлением, уверенностью в победе, чувством гордости за героев этого сражения, чувством огромной любви к Родине, которое испытывали русские воины в далеком 1812 году. А наши гости попробуют оценить выступление каждого. (Листочки с ФИ учащихся, название стихотворения, выразительность, оценка)
Учащиеся читают стихи
- Молодцы, ребята. Хорошо подготовились. Дадим жюри немного времени, чтобы подвести итоги.
- Мы с вами на уроках уже говорили об этом историческом сражении, и вы подготовили рисунки на тему Бородинской битвы. Все ваши рисунки будут участвовать в конкурсе «», результаты которого вы узнаете на общешкольной линейке.
- Ребята, обращаю ваше внимание на выставку книг, подготовленную к сегодняшнему уроку. Это книги о богатырях, о героях, истинных патриотах нашей Родины, сумевших в трудную минуту встать на ее защиту. ((Показать несколько книг). Советую вам их прочитать.
Слово жюри
- Во время войны на защиту Родины встают все: мужчины, женщины и даже дети. Песня, которую мы будем сегодня слушать, создаёт образ мальчишки-героя, достойного, чтобы его назвали богатырём своего времени. Песня была написана в 1964 году
Слайд 22. Трубач.
композитором Сергеем Никитиным на слова Сергея Крылова. И называется она «Песня о маленьком трубаче».
Слушание песни
- На следующем уроке мы будем разучивать эту песню. (Слова на листочках на партах)
- А теперь подведем итоги урока.
- Ребята, как вы поняли, кто такой богатырь?
- Какие музыкальные произведения, посвященные богатырям, мы слушали?
- С каким произведением живописи вы познакомились во время виртуальной экскурсии?
- Можем ли мы назвать богатырями героев, защищающих Родину во время войны?
- Каким словом можно назвать богатырей, солдат, людей, защищающих свою Родину? (Патриот)
- Готовы ли вы стать патриотом?
Домашнее задание (на доске). Нарисуйте, какой сейчас современный богатырь – защитник Отечества. Каким вы себе его представляете.
- Молодцы, ребята. Хорошо подготовились к уроку, получили заслуженные оценки. А закончить наш урок я хочу словами А.С. Пушкина, с которыми, я уверена, каждый из нас согласится:
Слайд 23. Слова Пушкина. Богатырь.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».












ПЕСНЯ О МАЛЕНЬКОМ ТРУБАЧЕ Стихи Сергея Крылова, Музыка Сергея Никитина
1. Кругом война, а этот маленький...
Над ним смеялись все врачи
- Куда такой годится маленький,
Ну, разве только в трубачи?
А что ему? - Все нипочем:
Ну, трубачом, так трубачом!

2. Как хорошо, не надо кланяться
- Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.

3.Но как-то раз в дожди осенние
В чужом неведомом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть? Ах, как же быть?
Ну, что, трубач, тебе трубить?

4.И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал –
И за трубой весь полк израненный
Запел "Интернационал".
И полк пошел за трубачом –
За настоящим трубачом.

5.Солдат, солдат, нам не положено,
Ну что ж тут делать плачь, не плачь –
В чужом краю, в степи нескошенной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он - все дело в чем! –
Был настоящим трубачом.
1964 г.





15