Урок по изобразительному искусству на тему Всепрощающая любовь


Тема урока. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ВСЕПРОЩАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).
Слайд №1

Урок-беседа с элементами ролевой игры
Цель: познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Задачи:
сформировать представление о сложном мире сюжетной картины;
формировать зрительские умения и навыки;
воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.
Оборудование и материалы:
репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
презентация;
музыкальный ряд: четвертая симфония А. Шнитке; «Токката и фуга ре минор» И.-С. Бах.
видеозаписи.
План урока
Настрой на урок.
Вступительное слово учителя.
Чтение притчи с мини презентацией.
Вопросы по картине.
Беседа о картине.
Ролевая игра.
Разговор о празднике «Прощённое воскресенье».
Работа с листом – опросником.
Итоги, пожелания.
Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Слайд № 2

Эпиграфы
Любовь долго терпит милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не бесчинствует, не гордится, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а радуется истине, все покрывает, всему верит,
всему надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает ...
Евангелие от Павла (Первое послание коринфянам, 13, 14-8)
Слайд №3

Ты не забывай:
ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд № 4

Звучит колокольный звон - фрагмент из Четвертой симфонии А. Шнитке.
УЧИТЕЛЬ. «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить ее.
Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви - одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.
Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.

3.Чтение притчи с мини презентацией.
Ученики, заранее подготовленные, пересказывают в лицах с элементами инсценирования библейскую притчу.
ВСТАВКА МИНИПРЕЗЕНТАЦИИ.
СЛАЙД № 5

Притча о блудном сыне
У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, и пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней своих. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи: но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
Учитель. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики. Встреча отца и сына.
Учитель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (Демонстрирует репродукцию.)
СЛАЙД № 6

Вопросы по картине.
Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу нам помогут вопросы.
Слайд № 7

1. История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).
2. Отец и сын.
СЛАЙД № 8


Чьи фигуры изображены в центре картины?
Видно ли лицо сына?
СЛАЙД № 9, 10

Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?

СЛАЙД № 11

Что говорит о его раскаянии?

СЛАЙД № 12

Каким чувством проникнут отец?

СЛАЙД № 13

Что выражают руки и лицо старика?
3. Реакция окружающих.
СЛАЙД № 14

Что выражают лица стоящих рядом?
Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
4. Композиция картины (построена на игре света и цвета: главные герои – отец и младший сын освещены как бы изнутри; картина выполнена в красноватых оттенках, что говорит о драматизме сюжета).
Беседа о картине.
Учитель. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.
СЛАЙД №15

В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.
Ролевая игра.
СЛАЙД № 16

Учитель просит ребят: «Порассуждайте о позиции художника, согласитесь
или поспорьте с ним. Предлагаю ролевую игру: я корреспондент, берущий интервью, Вы - персонажи картины».
Учитель.
«Отец», скажите, пожалуйста,
что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?
Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын»,
что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?
о чем вы подумали, когда пришли в себя?
как изменится впоследствии ваша жизнь?
«Старший брат»,
какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи»,
чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Спасибо. А теперь вопросы ко всему классу:
как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Ученики. Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель. Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (3ачumывает.)
СЛАЙД № 17

Любовь долго терпит милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не бесчинствует, не гордится, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а радуется истине, все покрывает, всему верит,
всему надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает ...
Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: « ... Был как бы мертв и ожил»?
Ученики. Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.
Учитель. Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Ученики. Старший сын.
Учитель. Притча - это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?
Ученики. Милосердию, прощению.
Учитель. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?
Ученики. Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий.
Учитель. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери...
СЛАД № 18

Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
Разговор о празднике «Прощённое воскресенье».
СЛАЙД № 19


А теперь ребята в продолжении темы несколько слов о большом Христианском празднике, который отмечался на днях и который очень хорошо, если можно так выразиться, подходит к сегодняшнему уроку.
Христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть - Прощеным Воскресеньем.
Я хочу предложить Вам несколько стихов, посвящённых этому дню.
Послушайте, пожалуйста.
Гордыня, что я гордостью зову,Не позволяет мне просить прощенья часто…А есть за что, ведь сам порой творю,Я то, что для души любой опасно.Прошу тебя (я вас) сейчас меня простить,Прощёным этим, светлым воскресеньем.И сам прощаю, чтобы мог любитьИ каждым в жизни дорожить мгновеньем.
Неделя только началась,А воскресенье тут!Прощёным этот день у нас Недаром все зовут;И время миру возвестить,Что, ближних возлюбя,Прошу я всех меня простить,Особенно тебя!
Почему с утра в метроПросят все прощения?Знать, прощённое пришлоВ гости воскресенье!Ты прости меняИ я всё тебе прощаю!С днём прощения, любяНежно поздравляю!
Работа с листом – опросником.
Итог урока, пожелания.
Слайд №20

Звучит песня Е Крылатава «Прекрасное далеко: из кинофильма «Гостья из будущего».
Песня, которая сейчас прозвучала, - мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной - зависит от вас!
Слайд №21
Домашнее задание: соберите материал на тему «Великие музеи мира». (Главные музеи России.)
Список музеев:
1. Лувр.
2. Кунсткамера.
3. Эрмитаж.
4. Третьяковская галерея.
5. Дрезденская галерея.
6. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
7. Государственный Русский музей и др.
Самоанализ урока.
Данный урок относится к теме «Великие темы жизни» и является основным этапом в обучении по данной теме.
Цель данного урока – воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве через знакомство учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
На уроке особо уделял внимание на развитие восприятия, воображения, мышления, речи.
Задания детям носят поисковый характер, т.к просят сделать вывод, порассуждать, проанализировать и следовательно дети активно включаются в работу.
На уроке была использованы следующие компетенции:
Предметные- работа с предметными терминами;
Познавательные: извлекают информацию, перерабатывают ее ( анализ , сравнение);
Коммуникативные: доносят свою позицию;
Личностные: оценивают поступки, объясняют нравственные оценки и мотивы, самоопределяются в системе ценностей.
Результатом урока является вывод детей о том, что любовь обязывает к благородству и порядочности.