Духовно-нравственный смысл православных праздников
Выступление на РМО учителей ОПК
Духовно-нравственный смысл православных праздников
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В настоящее время нам необходимо направить усилия на возрождение былой культуры, нравственности и образованности. Все эти направления превосходно соединяет в себе традиция христианского воспитания.
Программа ОПК содержит раздел «Православные праздники», который предусматривает практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. Программа ОПК рекомендует обратить внимание на форму проведения праздника. Большое место отводится знакомству с православными праздниками на учебных занятиях. В 5-9 классах объём времени, отводимый на изучение праздников, должен существенно сократиться. Здесь предусматривается участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвящённых тому или иному церковному празднику или событию. В 10-11 классах раздел «Православные праздники» изучается самостоятельно, также предусматривается участив массовых мероприятиях.
Православные праздники возвращают нас к истокам существования и духовного самосознания российского народа, знакомят с бытовыми и нравственными основами жизни. Словно бы оживает прошлое Руси, без памяти о котором немыслимы настоящее и будущее. Святая русская православная церковь отмечает множество памятных дней в году. Каждый день в церковном календаре посвящён памяти святых. То есть в этом календаре «красные» дни – праздники. Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова:
нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание);
день радости и торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события. Действительно, в нашем сознании рядом со словом «праздник»чаще всего стоит слово «радость». Православные христиане понимают под словом «праздник» день, особо отмечаемый Церковью.
«Прекрасный праздник есть упраздниться от греха»,- говорил И.Кронштадский, всея Руси чудотворец. Здесь раскрывается основной нравственный смысл православных праздников. Многие дети (а это идёт из семьи) считают, что праздники даны для отдыха и безделья, оправдываясь тем, что « в праздники грешно работать». Господь прямо сказал: «День седьмойотдавай Господу Богу твоему»( ИСХ.,20,10). Это значит, отдавай его на дела, Богу угодные, а не на свои дела, житейские. Поживи хоть один день в неделю по-Божьи, потрудись для Господа Бога, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ,20,40) Что сделаешь для ближнего из любви к нему ради Бога, а не ради корысти, выгоды, то всё равно что Самого Господа Бога сделал. – вот какая великая милость Божия к нам! Хочешь ты Самому Господу богу угодить, Ему, Милосердному. Послужить- послужи своему ближнему.
Цикл занятий раздела «Православные ппраздники» заключается в знакомстве детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении с участием детей и родителей календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
О. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» - это словосочетание характеризует православную культуру в целом и православные праздники в частности. Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его - значит несказанно его обеднять. Православные праздники вводят ребёнка в духовную, социальную и культурную жизнь своего народа. Православные праздники условно можно разделить на две группы:
1. праздники, связанные с историческими событиями; такие праздники вносят большой вклад в патриотическое воспитание, которое является составной частью воспитания нравственного;
2. праздники, сопровождающиеся народными обрядами; такие праздники, показывая связь праздников с народной жизнью, искусством и творчеством, несут огромный нравственный потенциал.
Большое значение для раскрытия духовно-нравственного смысла православных праздников имеет подготовительная работа к празднованию того или иного события церковного календаря. Участие детей в музыкальной, театральной, танцевальной студиях знакомит школьников с культурной жизнью русского народа. В православной мастерской дети занимаются изготовлением сувениров, чтобы порадовать близких ; к празднику приурочиваются выставки творческих работ. В такой деятельности проявляется фантазия, творчество, мастерство. Все становятся участниками действа. Это обогащает всесторонне детей, они учатся терпимости, послушанию, православной этике.
«Государство не может привести народ в рай, но оно должно сделать всё, чтобы удержать людей от падения в ад»,- писал русский философ Вл.Соловьёв. Отрадно отметить, что государство осознанно обращает взор к освящённым православным традициям, воссоединяет разорванные нити нашего великого духовного наследия, воскрешает забытые, но поучительные страницы государства Российского. Мы испытываем потребность в заполнении духовного вакуума теми ценностями, которые произрастают из нашей исконной самобытности. Приходят к нам праздники, основанные на глубоких национальных и культурных традициях как выражение базовых ценностных ориентиров нашего народа. Речь идёт о праздниках:
-Всероссийский день семьи, любви и верности( 8 июля). Пётр и Феврония Муромские своим житием явили пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев;
-День народного единства приурочен к двум праздникам: государственному и церковному. Это праздник являет собой образец в области социального служения милосердия и благотворительности, проходит под девизом: «Творите добро!»;
- празднование дня рождения Серафима Саровского, всея России чудотворца, жизнь которого помогает понять нам, в чём смысл нашего появления в этом мире, как найти путь к истине и достойно пройти по нему.
О том, какое значение в жизни детей имеет знакомство их с нравственным смыслом православных праздников, хорошо сказал К.Ушинский:
« Пусть каждый припомнит своё детство , и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. ЦЕРКОВЬ со своими торжественными обрядами, ПРИРОДА со своими годовыми переменами и СЕМЬЯ со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющих в моей памяти каждый праздник моего детства». И далее: « Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребёнка – всё соединяется, чтобы оживить то или другое событие».
XXI век, по мнению учёных, прогнозируется как век ЧЕЛОВЕКА , где духовность признаётся высшей ценностью. Только нравственное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.
Работа в данном направлении даст возможность современным детям, помимо приобретения знаний, стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15