Рабочая программа по биологии к УМК И.Н.Пономаревой, 10 класс, профильный уровень
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
_____________Лисицына В.В.
«___» ________ 2014 г
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Ярковская СОШ»
________________ Хромова Н.Ю.
«___» _________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«БИОЛОГИЯ»
10 класс,
профильный уровень
количество часов в неделю - 3 .
количество часов за год – 105 .
Разработана Пономаревой И.П.
учителем биологии первой
квалификационной категории
Составлена в соответствии с программой Федерального Государственного стандарта Пономарева И.Н. 10 - 11 классы. Общей биология (105 часов, 3 часа в неделю),2010
Учебник – Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Рассмотрена на заседании методического объединения,
Протокол №____ от «____» _____20____ г.
с.Ярки
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профильного курса 10 класса, позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал - получить необходимую базу для выбора будущей профессии.
При составлении программы учитывались потребности, склонности, способности и познавательные интересы учащихся.
Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и базисным учебным планом. Она направлена на:
выработку учащимися основных компетенций в области биологии;
на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия;
на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.
Программа направлена на оказание помощи школьникам в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.
Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:
культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;
концепция компетентностного подхода в обучении;
концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10 классе на профильном уровне:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников;
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;
роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориентиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;
формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральная программа развития образования.
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.
Федеральный компонент образовательного стандарта по биологии.
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент)
основного общего и среднего (полного) общего образования Воронежской области.
Учебник « Биология» профильный уровень. Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
Л.В. Симонова
Обязательный минимум содержания основного общего образования курса биологии.
В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель образовательной программы на базовом уровне по предмету «Биология» профильный уровень:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад биологии в формирование современной научной картины мира.
Структура целей изучения курса биологии построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает не только освоение знаний, но и овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Рабочая программа по курсу биологии 10 профильного класса составлена на основе разработанной программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. в полном соответствии со стандартом биологического образования и базисным учебным планом (Сборник нормативных документов по биологии; Москва: Дрофа 2010год).
Основными принципами построения образовательного процесса в ходе изучения биологии являются: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация. Место биологии 10 профильного класса в структуре средней школы отражает реальное положение с преподаванием этого курса и школе.
Образовательная область «Естественно-математическая» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом, утвержденным коллегией Министерства образования России, на изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные «Примерной программой». Лабораторные и практические работы проводятся как отдельными уроками, так и этапами комбинированных уроков (на проверку лабораторной и практической работ отводится 3 рабочих дня ( за исключением тех лабораторных работ, у которых, согласно инструктивной карточке срок выполнения определяется несколько недель), проверке подлежат Л.Р. и П.Р. всех учащихся, выполнивших эти работы. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в преподавании биологии приоритетными являются следующие ориентиры:
Во-первых, наличие преемственности связей в содержании курса биологии определяет необходимость их учета в методике преподавания курса, усилению внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при знакомстве с содержанием, которое уже изучалось на предыдущей ступени образования, обеспечивает целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Во-вторых, учет метапредметных связей в методике преподавания биологии позволяет более рационально организовывать изучение нового материала.
Современная биология представляет собой комплекс биологических наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Основной целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде, обладать экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знания ,знать биологические термины, понятия, теории.
Достижение поставленных целей биологического образования реализуется адекватными методами и организационными формами, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельностного подхода, личностно-ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности обучающегося, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.
Овладение обучающимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента ,наблюдения, исследовательского, проблемного, других активных методов обучения.
Изучение основ биологической науки предполагает использование большого числа демонстраций, формирующих образные представления о живых объектах и пробуждающих познавательный интерес к изучению живой природы.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Примерные учебные программы по биологии.
Методические разработки и рекомендации.
Индивидуальные проблемные задания.
Занимательные задачи, викторины по биологии.
Для осуществления образовательного процесса используются следующие педагогические технологии:
Традиционное обучение.
Развивающее обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Дифференцированное обучение.
Дидактические игры.
Проблемное обучение.
Педагогики сотрудничества
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок.
Урок-демонстрация.
Урок-практикум.
Урок-игра.
Урок-консультация.
Развивающее обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Дифференцированное обучение.
Дидактические игры.
Проблемное обучение.
Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок.
Урок-демонстрация.
Урок-практикум.
Урок-игра.
Урок-консультация.
Основная форма деятельности - это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний обучающихся. По предмету «Биология. Человек» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
Тематическое тестирование.
Биологические диктанты.
Биологические диктанты.
Решение задач.
Устные ответы, с использованием иллюстративного материала.
Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям.
Индивидуальные работы обучающихся (доклады, рефераты, проекты, презентации).
В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни.
В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных интересов и решению других задач развития личности.
Таким образом, настоящая программа по биологии профильного уровня полной общеобразовательной средней школы направлена на изучение как инвариантного содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (профильный уровень), так и важных вопросов научно-практического и культурологического содержания.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний обучающихся. По предмету Биология 10 класс «Общая биология» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговой аттестации.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
Тематические зачеты.
Тематическое тестирование.
Биологические диктанты.
Решение задач.
Устные ответы, с использованием иллюстративного материала.
Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям.
Итоговые контрольные работы.
Индивидуальные работы обучающихся (доклады, рефераты, проекты, презентации)
Федеральный компонент государственного
стандарта образования на профильном уровне (10 класс)
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных
целей:
-формирование у обучающихся правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
-дифференциация обучения;
-обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - обобщенное содержание образования. Обязательный минимум базового уровня для основной школы представлен в форме набора предметных тем «содержательных блоков»: Биология как наука. Методы биологии; Признаки живых организмов; Человек и его здоровье; Взаимодействия живых организмов и окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Общая биология» соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание учебной программы:
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов ( 15 часов) 1.Биология как наука и её прикладное значение ( 5 часов)
Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов.
Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
2.Общие биологические явления и методы их исследования( 10 часов) Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого.Определение понятия «жизнь».Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный..Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных. Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных. Морфологическое описание и определение одного вида растений.
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (25 часов)
3.Учение о биосфере(4 часа) Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере.
4. Происхождение живого вещества( 8 часов) Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн). Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле.
5.Биосфера как глобальная биосистема(6 часов) Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.
6. Условия жизни в биосфере (7 часов). Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.
Экскурсия.Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(27 часов)
7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема(17 часов)
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.
8.Многообразие биогеоценозов и их значение( 10 часов) Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Лабораторные работы. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач по материалам Тульской обл. Экскурсия. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (35 часов)
9.Вид и видообразование (12 часов) Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле. Лабораторные работы. Значение искусственного отбора.
10.Происхождение и этапы эволюции человека(7 часов) Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
11.Учение об эволюции и его значение(10 часов) Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея. Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.
12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества( 6 часов) Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных. Экскурсия. Выявление способов размножения в природе. Знакомство с многообразием сортов растений и пород крс в племенном хозяйстве «Новая жизнь».
Список рекомендуемой литературы:
1. Анастасова, Л.П. Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.
2. Биологический энциклопедический словарь. – М. : Большая российская энциклопедия, 1995.
3. Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. – М. :Экзамен, 2002.
4. ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. –М.: Экзамен, 2007.
5. Казначеев , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П.Казначеев. – М. :Кострома, 1996.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.
7. Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. – СПб. : Паритет , 2003.
8. Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. –Минск: Экоперспектива, 1997.
9. Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. – СПб. : Лань, 1998.
10. Машкова ,Н.Н. Биология:пособие для подготовки к ЕГЭ / Н.Н.Машкова – СПб. : невский проспект, 2004.
11. Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. – М. : Мнемозина,1999.
12. Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М.Петров. – СПб. : Химиздат, 1999.
13. Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . – М. : Вентана-Граф,2006.
14. Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. – М. : Академия, 2007.
15. Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе : история, теор
·ия, методика / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин. – СПб.: Образование, 2005.
16. Шапиро, Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы / Я.С.Шапиро. – СПб. : ЭЛБИ, 2003.Календарно-тематическое планирование (105 часов)
№ п/п
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся.
Вид контроля
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Раздел І. Введение в курс биологии для 10 -11 классов. ( 15 часов)
Тема 1. Биология как наука и ее прикладное значение. ( 5 часов)
1
Биология и ее связи с другими науками.
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.Называть методы биологического познания.Характеризовать особенности использования методов биологического познания. Уметь применять методы биолог.
Устный текущий
1
2
Биологическое разнообразие как проблема науки биологии
Знать: описательный период изучения видов; ученые внесшие вклад в становление и развитие науки биологии.
Уметь: анализировать этапы изучения многообразия видов, систематизацию организмов.
Устный текущий
1
3
Осознание ценности изучения биологических видов
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Знать: формы биологического разнообразия; виды организмов нашего края. Называть местные виды растений, животных и грибов. Характеризовать пути развития проблемы изучения биологического разнообразия
Фронтальная беседа
Анализ текста учебника
1
4
Практическая биология и ее значение
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Знать: понятия практической, прикладной биологии.
Объяснять понятия «акклиматизация», « интродукция».
Уметь: Приводить собственные примеры , работать с текстом, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Выполнение заданий по группам. Рассмот рение ключевых позиций темы
1
5
Обобщающий урок по теме: Биология как наука и ее прикладное значение
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Семинар
1
Тема 2. Общие биологические явления и методы их исследования. ( 10 часов)
6
Основные свойства жизни
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам. Перечислять свойства жизни.Характеризовать основные свойства жизни, объяснять особенности их протекания.
Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами
1
7
Определение понятия «жизнь»
Давать определение терминам. Уметь характеризовать первоначальные и современные представления о жизни. Давать примеры определений понятия «жизнь».
Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами
1
8
Общие свойства живых систем – биосистемы
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам. Уметь: объяснять живые системы, общие признаки живых систем. Характеризовать свойства биосистем, присущие всем живым организмам, их функции
Рассмот рение ключевых позиций темы
1
9
Общие свойства живых систем – биосистемы
Знать: строение, функции и жизнедеятельность клеток.
Индивидуальные:само стоятельная работа
1
10
Структурные уровни организации жизни
Воспроизведение и описание. Называть уровни организации живой материи. Характеризовать уровни организации жизни, объекты на них рассматриваемые, протекающие процессы.
Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами
1
11
Методы биологических исследований
Знать отличия живого от неживого. Характеризовать уровни организации живого. Уметь объяснять методы научного познания живой природы и их применение в биологии.
Рассмотрение ключевых позиций темы
1
12
Определение видов растений и животных.
Знать: классификацию основных царств живых организмов; приемы определения видов растений и животных.
Уметь: определять виды живых организмов; пользоваться определителями; составлять морфологическое описание видов.
Рассмотрение ключевых позиций темы
1
13
Л.Р.№2 Методика работы с определителями растений и животных
Знать: классификацию основных царств живых организмов; приемы определения видов растений и животных.
Уметь: определять виды живых организмов; пользоваться определителями; составлять морфологическое описание видов.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
14.
Обобщающий урок по теме Общие биологические явления и методы их исследования
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
Раздел ІІ. Биосферный уровень организации жизни. (25 часов).
Тема 3. Учение о биосфере. ( 4 часа)
16
Учение о биосфере Функциональная структура биосферы
Знать: границы и строение биосферы. Уметь анализировать границы и компоненты биосферы; ведущую роль живого вещества. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Обсуждение ключевых вопросов
1
17
Учение В.И. Вернадского о биосфере
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать границы биосферы.Обосновывать, что биосфере есть биосистема
Обсуждение ключевых вопросов
1
18
Функции живого вещества биосферы
Знать: живое вещество и его распределение на Земле.
Уметь: характеризовать функции живого вещества в биосфере; раскрывать взаимосвязь строения и функции.
Устный текущий
1
19
Обобщающий урок по теме Учение о биосфере
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
Тема 4. Происхождение живого вещества. ( 8 часов)
20
Гипотезы происхождения живого вещества на Земле
Знать: гипотезы о возникновении жизни на Земле, об условиях, сопутствующих возникновению живого из неживого. Формулировать основные постулаты теории А.И.Опарина, Дж.Холдейна.
Обсуждение ключевых вопросов
1
21
Современные гипотезы возникновения жизни
Знать: пути преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли; коацерватную теорию А.И.Опарина.
Уметь характеризовать первичных организмов Земли.
Обсуждение ключевых вопросов
1
22
Предыстория происхождения живого на Земле
Объяснять условия возникновения нашей планеты. Анализировать отличие первичной атмосферы Земли от современной атмосферы. Характеризовать: физическую эволюцию в свойствах Земли; как сформировалась Луна.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
23
Физико–химическая эволюция планеты Земля
Объяснять физико-химические процессы, обеспечившие появление жизни на Земле. Называть основные этапы появления биосферы. Характеризовать сходство химического состава неживой и живой материи.
Обсуждение ключевых вопросов
1
24
Этапы возникновения жизни на Земле
Давать определение терминам. Объяснять общий ход развития жизни на Земле. Описывать историю Земли и развитие жизни на ней. Характеризовать этапы химической эволюции. Уметь анализировать геохронологические данные.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
25
Биологическая эволюция в развитии биосферы
Воспроизведение и описание . Давать определения терминамПеречислять основные этапы биологической эволюции.Объяснять последовательность этапов эволюции (химическая, биологическая). Аргументировать значение совместного существования организмов в эволюционном процессе
Анализ работы с текстом.
1
26
Хронология развития жизни на Земле
Знать: основные геохронологические единицы истории Земли. Называть этапы развития живого мира на Земле. Характеризовать факты свидетельствующие об истории происхождения живого на нашей планета.
Устный текущий
1
27
Обобщающий урок по теме: Происхождение живого на земле
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
1
Тема 5. Биосфера как глобальная биосистема. ( 6 часов)
28
Биосфера как глобальная биосистема и экосистема
Воспроизведение и описание . Давать определения терминам.Называть основные компоненты биосферы. Характеризовать функции компонентов биосферы. Анализировать значение взаимного воздействия компонентов биосферы.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
29
Круговорот веществ в биосфере.
Знать: круговорот веществ в природе; поток энергии; типы круговорота веществ в биосфере. Характеризовать большой (или геологический) и малый круговороты веществ. Анализировать понятие «динамическое равновесие» между восходящим и нисходящим потоками веществ в биосфере.
Устный текущий
1
30
Примеры круговорота веществ в биосфере
Знать: круговороты отдельных химических элементов. Характеризовать участие воды в круговороте веществ биосферы. Уметь моделировать схему круговорота веществ в биосфере.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
31
Примеры круговорота веществ в биосфере
Знать: круговороты отдельных химических элементов. Характеризовать участие воды в круговороте веществ биосферы. Уметь моделировать схему круговорота веществ в биосфере.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
32
Механизм устойчивости биосферы
Знать главные условия поддержания устойчивости биосферы. Анализировать механизмы устойчивости.
Анализ работы с текстом
1
33
Обобщающий урок по теме: Биосфера как глобальная биосистема
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
1
Тема 6. Условия жизни в биосфере. (7 часов)
34
Условия жизни на Земле
Знать среды жизни организмов на Земле. Характеризовать особенности и условия сред жизни. Называть организмы и их приспособленность к условиям среды.
Устный текущий
1
35
Экологические факторы и их значение
Знать экологические факторы среды и закономерности их действия. Характеризовать экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Объяснять устойчивость организмов на действия факторов.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
36
Человек как житель биосферы
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам.Характеризовать процессы взаимодействия человека и биосферы.Анализировать и оценивать состояние ноосферы
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
37
Человек как житель биосферы Л.Р. №3 Условия жизни в биосфере
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам.Характеризовать процессы взаимодействия человека и биосферы.Анализировать и оценивать состояние ноосферы
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
38
Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамПеречислять свойства биосистем используемых для характеристик структурных уровней организации жизни.Описывать биосферный уровень организации жизни.анализировать и оценивать необходимость развития экологического направления знания
Описание объекта по основным характеристикамНа основании учебника Анализ рисунков
1
30
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
Характеризовать роль человека в биосфере. Обосновывать основы сохранения биосферы. Анализировать действия человека, как компонента, в биосфере.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
40
Обобщающий урок по теме: Условия жизни в биосфере
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Семинар.
1
Раздел ІІІ. Биогеоценотический уровень организации жизни. (27 часов)
Тема 7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. (17 часов)
41
Биогеоценоз как биосистема и экосистема
Знать: компоненты биогеоценоза; круговорот веществ и поток энергии; структура биогеоценоза по Сукачеву. Объяснять учение о биогеоценозе и экосистеме
Устный текущий
1
42
Концепция экосистемы
Знать структуру экосистемы. Характеризовать основные положения концепции экосистемы. Уметь моделировать состояния различных экосистем
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
43
Природное сообщество в концепции биогеоценоза
Объяснять направления исследований биогеоценоза. Характеризовать границы биогеоценоза и биотоп (местообитание). Описывать признаки, характеризующие биогеоценоз. Называть основные группы организмов образующих экосистему.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
44
Другие характеристики биогеоценоза
Знать характеристики биогеоценоза. Объяснять видовой состав населения в биогеоценозе. Называть многообразие видов. Характеризовать границы биогеоценоза и биотоп (местообитание), количественное участие видов в биогеоценозе.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
45
Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы)
Знать пищевые связи между организмами, характеристики биогеоценоза. Анализировать различия между различными трофическими цепями. Уметь устанавливать последовательность звенья пищевой цепи.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
46
Экологические пирамиды чисел
Знать определения понятий фитомасса, зоомасса; характеристики биогеоценоза. Характеризовать правило 10%. Объяснять экологические пирамиды.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
47
Строение биогеоценоза (экосистемы)
Воспроизведение и описание . Давать определения терминам.Объяснять значение различных трофических уровней в устойчивости биогеоценоза. Моделировать состояние экосистемы при нарушении ее видового состава
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
48
Экологические ниши в биогеоценозе
Характеризовать понятие экологической ниши. Объяснять значение экологической ниши в биогеоценозе. Приводить примеры экологических ниш в биогеоценозе. Называть жизненные формы организмов.
Устный текущий.
1
49
Совместная жизнь видов в биогеоценозах
Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Характеризовать взаимные адаптации в биогеоценозе, коэволюционные отношения. Описывать взаимоотношения хищника - жертвы, паразит – хозяин.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
50
Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах
Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Характеризовать взаимополезные связи, полезновредные связи, полезнонейтральные связи, взаимовредные связи.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
51
Л.Р.№4 Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах
Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Характеризовать взаимополезные связи, полезновредные связи, полезнонейтральные связи, взаимовредные связи.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
52
Условия устойчивости биогеоценозов
Знать условия влияющие на устойчивость биогеоценозов. Характеризовать условия устойчивости биогеоценозов.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
53
Л.Р.№5 Свойства экосистем
Знать условия влияющие на устойчивость биогеоценозов. Характеризовать условия устойчивости биогеоценозов.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
54
Зарождение и смена биогеоценозов
Знать о биогеоценозах как саморазвивающихся биологических объектах; стадии и классификация сукцессии. Характеризовать смену биогеоценоза, типы смен биогеоценозов.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
55
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов
Называть суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Характеризовать циклические изменения: суточные, сезонные, годичные. Объяснять цикличность на примерах живых организмов.
Фронтальная беседа
Анализ текста учебника
1
56
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать основные процессы, структурные элементы биогеоценоза. Характеризовать отличия биогеоценотического уровня организации жизни и биосферного
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
57
Обобщающий урок по теме: Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
1
Тема 8. Многообразие биогеоценозов и их значение. (10 часов)
58
Многообразие биогеоценозов (экосистем)
Знать типы биогеоценозов. Характеризовать типы водных экосистем, морские экосистемы, пресные воды. Анализировать экологическое состояние гидроэкосистемы.
Устный текущий.
1
59
Многообразие биогеоценозов суши
Знать типы биогеоценозов. Характеризовать биогеоценозы суши: лесные, травянистые, болотные, пустынные.
Самостоятельная работа с учебником
1
60
Искусственный биогеоценоз - агроценоз
Знать типы биогеоценозов. Характеризовать искусственные биогеоценозы: агробиоценозы. Объяснять особенности агроэкосистем.
Самостоятельная работа с учебником
1
61
Л.Р.№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе
Знать типы биогеоценозов
Индивидуальные:
самостоятельная работа
1
62
Сохранение разнообразия биогеоценозов
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамПеречислять отличия естественного биогеоценоза от агробиоценоза. Характеризовать особенности агробиоценозов, особенности сохранения и восстановления естественных биогеоценозов.Приводить примеры заказников, заповедников, памятников природы нашей местности
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
63
Сохранение разнообразия биогеоценозов
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамПеречислять отличия естественного биогеоценоза от агробиоценоза. Характеризовать особенности агробиоценозов, особенности сохранения и восстановления естественных биогеоценозов.Приводить примеры заказников, заповедников, памятников природы нашей местности
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
64
Природопользование в истории человечества
Воспроизведение и описание. Называть законы природопользо вания. Характеризовать законы природопользования.Анализировать и оценивать ситуацию рационального природопользования в нашем регионе.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
65
Экологические законы природопользования
Воспроизведение и описание. Называть законы природопользова ния. Характеризовать законы природопользования.Анализировать и оценивать ситуацию рационального природопользования в нашем регионе
Индивидуальные:
самостоятельная работа
1
66
Обобщающий урок по теме: Много образие биогеоценозов и их значение
Характеризовать свойства и значение биогеоценотического уровня организации живой природы
1
67
Контрольная работа по теме Биогеоце нотический уровень организации жизни
Контрольный тест
1
Раздел ІV. Популяционно – видовой уровень жизни. (35 часа)
Тема 9. Вид и видообразование. (12 часов)
68
Вид, его критерии и структура
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать признаки вида. Характеризовать вид как биосистему, механизмы, препятствующие скрещиванию видов
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
69
Вид, его критерии и структура
Л.Р.№7 Характеристика вида
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать признаки вида. Характеризовать вид как биосистему, механизмы, препятствующие скрещиванию видов
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
70
Популяция как форма существования вида
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамописывать состав популяции. Характеризовать значение популяционной формы существования вида.
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
71
Популяция- структурная единица вида
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамОписывать типы популяций. Характеризовать значение популяционной формы существования вида. Приводить собственные примеры типов популяций (географической, экологической, элементарной) в нашей местности
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
72
Популяция как структурный компонент биогеоценоза
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам. Характеризовать популяцию как компонент биогеоценоза. Объяснять колебания численности популяции. Описывать популяции и экологические ниши.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
73
Популяция как основная единица эволюции
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать процессы эволюционные процессы, протекающие в популяции. Характеризовать особенности популяции, как эволюционной единицы. Обосновывать утверждение «вид качественный этап эволюции»
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
74
Микроэволюция и факторы эволюции
Знать: понятие микроэволюции; факторы эволюции. Характеризовать факторы эволюции: мутационный процесс, колебания численности, изоляцию.
Проблемная беседа
Обсуждение ключевых позиций
1
75
Движущий и направляющий фактор эволюции
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам. Знать: естественный отбор. Характеризовать: естественный отбор, борьба за существование как движущие силы эволюции; вклад Ч.Дарвина.
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
76
Формы естественного отбора
Знать формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора: движущую, стабилизирующую, дизруптивную.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
77
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия видов на Земле. Л.Р.№8 Значение искусственного отбора
Знать: искусственный отбор и его принципы. Характеризовать искусственный отбор как фактор эволюции. Объяснять принципы и эффективность искусственного отбора. Объяснять значение культурных растений и животных для природы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа
1
78
Видообразование - процесс увеличения видов на Земле
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамОписывать способы видообразования. Характеризовать способы видообразования. Анализировать и оценивать ситуацию влияния изменения внешней среды на процесс видообразования
Анализ текстаРабота по вопросам
1
79
Обобщающий урок по теме: Вид и видообразование
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
1
Тема 10. Происхождение и этапы эволюции человека.( 7 часов)
80
Происхождение человека
Знать историю становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека. Характеризовать место человека в системе живогомира. Объяснять родственные отношения понгид и гоминид.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
81
История становления вида Ноmо sapiens
Знать: эволюцию органического мира; стадии эволюции человека; особенности строения и образ жизни древнейших и древних людей. Характеризовать разнообразие форм древнейших людей. Уметь сравнивать предков человека между собой. Объяснять причины их сходства и различия.
Анализ работы с текстом и рисунками
1
82
Особенности эволюции человека
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам. Знать историю становления вида Человек разумный. Характеризовать особенности: эволюции Человека разумного; питания гоминид. Анализировать особенность эволюции вида Человек.
Анализ и обсуждение материала презентации
1
83
Человек как уникальный вид живой природы
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать основные этапы эволюции гоминид, факторы, способствующие эвол. Преобразованиям. Объяснять биосоциальную сущность человека .Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека
Анализ и обсуждение материала презентации
1
84
Расы и гипотезы их происхождения
Знать: роль труда в происхождении и развитии современного человека; особенности рас человека. Объяснять: полиморфность вида Человек разумный; единство происхождения всех рас человека.
Анализ и обсуждение материала презентации
1
85
Палеолитические находки на территории России
Анализировать изменения природных условий на территории нашей страны в эпоху полеолита. Характеризовать виды деятельности палеотических людей. Называть памятники палеолита на территории России.
Индивидуальные:
самостоятельная работа
1
86
Обобщающий урок по теме: Происхождение и этапы эволюции человека
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам.
Индивидуальные:
самостоятельная работа
1
Тема 11 . Учение об эволюции и его значение. (10 часов)
87
История развития эволюционных идей
Воспроизведение и описание. Знать историю эволюционных идей. Характеризовать появление эволюционных идей. Объяснять: креационизм и трансформизм; эволюционную теорию Ламарка
Анализ и обсуждение материала
1
88
Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение
Воспроизведение и описание. Знать историю эволюционных идей. Характеризовать появление эволюционных идей. Объяснять эволюционную теорию Ч.Дарвина.Анализировать основные положения учения Дарвина.
Анализ и обсуждение материала
1
89
Современное учение об эволюции
Воспроизведение и описание. Называть элементарную единицу эволюции, элементарный материал, факторы эволюции. Характеризовать элементарную единицу эволюции, элементарный эволюционный материал, факторы эволюции
Анализ и обсуждение материала
1
90
Доказательства эволюции живой природы
Характеризовать доказательства эволюции предоставленные палеонтологией; роль филогенетических ядов в доказательстве эволюции. Анализировать понятия «микроэволюция», «макроэволюция». Называть закон зародышевого сходства
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
91
Основные направления эволюции
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамНазывать основные направления эволюции. Характеризовать основные направления эволюции. Приводить собственные примеры
Анализ и обсуждение материала презентации
1
92
Л.Р.№9 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов
Характеризовать основные направления эволюции.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
93
Основные закономерности и результаты эволюции
Давать определения терминам. Перечислять основные закономерности эволюции. Характеризовать основные закономерности эволюции, раскрывать сущность необратимости эволюции. Анализировать и оценивать значение коэволюции
Работа над лекционным материалом, по ключевым вопросам
1
94
Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле
Характеризовать естественную (традиционную) систему органического мира. Объяснять трудности разграничения групп организмов в системе.
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
95
Новая система органического мира
Характеризовать: создание новой системы организмов; роль систематики в науке биологии. Описывать характеристики крупных групп системы эукариот.
Беседа с использованием проблемных вопросов
1
96
Особенности популяционно – видового уровня жизни
Воспроизведение и описание. Давать определения терминамОписывать структуру популяционно-видового уровня, процессы, протекающие в нем. Характеризовать место популяции в природеХарактеризовать значение сложности внутривидовых связей
Работа над материалом учебника
1
Тема 12. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества. (6 часов).
97
Значение изучения популяций и видов
Объяснять необходимость изучения популяций и видов. Характеризовать значение диких видов растений и животных.
Работа над материалом учебника
1
98
Генофонд и охрана видов
Воспроизведение и описание. Давать определения терминам. Объяснять значение генофонда. Характеризовать роль диких видов.
Работа над материалом учебника
1
99
Проблема утраты биологического разнообразия
Объяснять суть проблемы сохранения видов живых организмов.Моделировать ситуацию изменений в биогеоценозе при исчезновении определенного вида организмов
Анализ текста учебника, рисунка
1
100
Всемирная стратегия охраны природы видов
Характеризовать современное состояние биоразнообразия; значение биологического разнообразия. Объяснять причины гибели видов.
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
101
Обобщающий урок по теме Популяционно-видовой уровень организации жизни.
Воспроизведение и описание. Давать определение терминам
Индивидуальные:самостоятельная работа
1
102
Итоговая контрольная работа.
Контрольный тест.
1
103
Резерв
1
104
Резерв
1
105
Резерв
1
13 PAGE 141015
15