Адаптивная физическая культура в школе с ослабленными детьми.
Статья
Адаптивная физическая культура в школе с ослабленными детьми.
автор: Дёмина А.В.
«Движение - кладовая жизни»
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Часто, в своей практике, учителя физической культуры сталкиваются с тем, что большинство родителей считают урок физической культуры – не нужным, и вовсе не обязательным предметом.
Тем не менее, физическая активность необходима детям, особенно если они обучаются в учебных заведениях.
Постоянное ограничение подвижности, ведет не только к нарушению осанки, но и ослаблению всего организма: нарушению работы сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы в целом, снижение работы пищеварительной системы. Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных и сердечной мышц, возникают нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, в организме накапливается жир, ускоряется процесс старения.
Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Под влиянием умеренной физической нагрузки увеличивается работоспособность сердца, содержание в крови гемоглобина и эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Возрастает подвижность нервных процессов в коре головного мозга, становятся более уравновешенными процессы торможения и возбуждения, вырабатываются эндорфины «гармоны счастья», в результате этого человек испытывает ощущение удовлетворения.
В результате регулярных занятий физическими упражнениями увеличивается мышечная масса человека, сила и объём мышц, возрастают скорость мышечных сокращений, значительно повышается их эластичность. По сравнению со взрослым человеком, в мышцах детей содержится больше воды и меньше сократительных белков. Еще сто лет назад создатель спортивной морфологии в нашей стране П. Ф. Лесгафт сформулировал правило, соответственно которому рост костей определяется активностью окружающих их мышц. Мощность и величина мышц тела находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки
Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц, действующих на грудную клетку.
Положительное влияние оказывается и на систему пищеварения. Улучшается перистатика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника. Улучшается работа печени, почек и поджелудочной железы. Нормализуются обменные процессы.
Нормализация работы систем организма ведет к укреплению иммунной системы.
Положительный эффект физических упражнений не оспорим. В школах обучаются дети различных групп здоровья. В последние годы количество ослабленных детей возросло. Связанно это с различными факторами.
Мною была разработана методика адаптации ослабленных детей к нормальной физической нагрузке. Данная методика включает комплексы упражнений, способствующих коррекции осанки, укреплению мышечного корсета и коррекции опорно-двигательного аппарата, в соответствии с требованиями программы по физической культуре для СОШ.
Для оценивания динамики развития, подобраны критерии оценки функционального состояния учащихся: тест на силу сгибателей – разгибателей мышц рук, сила мышц брюшного пресса, сила мышц спины, тест на координацию, тест на гибкость, Проба Руфье.
Структура урока адаптивной физической культуры включает комплексы упражнений без предметов, с предметами (набивными мячами, скакалкой, фитоболами) и упражнения на гимнастической стенке. Комплексы состоят из специально подобранных упражнений гимнастики, легкой атлетики, дыхательной гимнастики. Тем самым способствует всестороннему физическому развитию учащихся.
Элементы гимнастики, используемые на занятиях, способствуют повышению подвижности в суставах, развивают гибкость и координацию движений, укреплению мышечного корсета. Элементы легкой атлетики, применяемые на уроке, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Дыхательные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, способствуют лучшему насыщению кислородом.
Уроки по адаптивной физической культуре, проводятся с учениками начальной школы, 2 раза в неделю. Группы сформированы на основании медицинских показателей учащихся и согласованны с медицинскими работниками и администрацией школы.
В начале 1 учебного года проведено контрольное тестирование функциональных проб учащихся входящих в «Группах здоровья». Результаты тестирования показали - уровень физического состояния ниже среднего.
К концу первого года обучения уровень физического состояния, большинства учеников занимающихся в группах «Здоровья» соответствовал нормальному уровню их одноклассников занимающихся в основной группе.
Ученики, которые по тем или иным причинам не посещали уроки адаптивной физической культуры, остались на том же уровне физического развития, что и в начале года.
Второй год обучения позволил закрепить полученные нами результаты, функциональные показатели групп «Здоровья» соответствовали нормальному уровню физического состояния учащихся.
К концу третьего года обучение, функциональные показатели некоторых учащихся занимающихся в группах «Здоровья» были выше, чем у их одноклассников в основной группе здоровья.
Хотелось бы поделиться своим опытом с вами. Рассказать вам об одном из комплексов урока АФК, включающего в себя упражнения с фитоболами.
Фитбол, в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Данная форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300кг. Мяч (его масса равна примерно 1 кг.) используется как тренажер, как предмет и как утяжелитель. На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для возрастных групп: 3 - 5 лет диаметр мяча 45 см.; 6 - 10 лет – 55 см.. Дети ростом от 150-165 см. должны заниматься на мяче диаметром 65 см., ростом 170-190 см., на мячах диаметром 75 см. При посадке на мяч угол между бедром и голенью должен быть равен или быть чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч не должен быть накачен полностью.
В ходе выполнения упражнений на фитоболах, требуется соблюдать правильную посадку на мяче. Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника.
Фитбол оказывают также вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Механическая вибрация оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация – возбуждение. При занятиях фитбол-гимнастикой с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).
Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому может применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников. Вибрация улучшает внутрилегочное перемешивание газов, что помогает уменьшить отрицательное воздействие гипоксии и улучшить легочное кровообращение; вызывает субъективное улучшение (75%) даже при отсутствии объективных функциональных изменений.
Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.
Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранения равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов. При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника.
При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно – воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки.
Урок адаптивной физической культуры на фитоболах.
Урок рассчитан на 45 минут.
Инвентарь: фитболы (диаметром 55 см.)
Цель урока: коррекция осанки и опорно-двигательного аппарата.
Задачи: Развитие гибкости, укрепление мышечного корсета и голеностопа.
Повышение интереса к урокам физической культуры. Совершенствование прыжка ноги врозь.
№
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
Подготовительная часть: 2 минуты.
1
Построение
2
Задачи урока
Измерение Ч.С.С.
За 10 с. Проконтролировать пульс у нескольких человек.
Основная часть: 30 минут.
3
Ходьба на месте
Обратить внимание на четкость и ритм строевого шага
4
Ходьба в движении
Обратить внимание на четкость и ритм строевого шага. Следить за осанкой.
5
Ходьба на передней части стопы, руки в стороны
Обратить внимание на четкость и ритм строевого шага. Следить за осанкой.
6
Ходьба на задней части стопы, руки за голову
Следить за осанкой
7
Ходьба на внешней части стопы, руки на пояс
Следить за осанкой
8
Перекаты с пятки на носок руки на пояс
Корпус ровно.
9
Подскоки, руки свободно
Корпус ровно, бедро стараться поднимать выше, толчок с носка.
10
Прыжки на двух ногах, лицом вперед, руки свободно (то же правое плечо вперед, левое, спиной вперед)
Корпус ровно, ноги вместе. Следить за положением стоп.
11
Прыжки на правой ноге, на левой ноге.
Во время выполнения упражнения, обратить внимание на технику выполнения прыжка
№
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
12
Выполнение дыхательных упражнений в движении:
1,3. Через середину, руки вверх – вдох;
2,4. Руки через стороны – выдох.
«На месте!»
«Стой!»
Перестроение в две шеренги
«Основную стойку принять!»
Раздача инвентаря
«Мяч в ногах!»
13
И.п. ноги врозь, мяч в руках. На 1 – 3. мяч к груди;
2. руки вперед;
4. руки вверх.
4 повторения
Стараться тянуть руки вперед.
14
И.п. то же.
Круговые вращения руками вправо.
То же влево.
4 повторений на 4 счета
Руки не сгибать, вращения корпусом не совершать.
15
И.п. то же.
1. выпад правой, руки вперед;
2,3. пружинистые приседания (левую ногу не сгибать);
4. и.п.
То же с левой ноги.
4 повторения
Руки не сгибать.
16
И.п. сидя на мяче, стопы врозь на полу, руки на пояс.
Выполнять подскоки на мяче, одновременно с наклоном головой вправо, влево (вперед, назад, повороты головой вправо, влево)
На 4 счета.
4 повторения
Следить за правильностью положения корпус, сидя на мяче. Не отрывать таз от мяча, стоп от пола.
17
И.п. сидя на мяче, стопы врозь на полу, руки на пояс.
Команды даются в произвольном порядке.
Пример: левая рука вперед, правая на пояс; левая за голову правая на левое плечо
Повторы на усмотрение учителя
Упражнение направлено на внимание и ориентацию в пространстве.
№
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
18
И.п. лежа на мяче руки вверх, стопы врозь на полу.
Выполнять не большие покачивания, перенося центр тяжести со стоп на руки
1минута
Упражнение направленно на растяжение позвоночного столба. Выполнять плавно, спокойно без резких движений.
19
И.п. то же. Выход на мост, спиной касаться мяча.
1,3. выпрямить руки выход на мост, не касаясь мяча;
2,4 и.п.
8-10 повторений
Следить за положением стоп и рук.
20
И.п. лёжа животом на фитболе, ладони на пол, на ширину плеч.
1-2. Переступая руками, вперед, под счет, фитбол оказался под передней частью бедра, ноги выпрямлены.
3. не сгибая ног, бедра вверх ногами подтягиваем мяч к рукам.
4. и.п.
8-10 повторений
Во время подъема бедра, напрягать мышцы корпуса.
21
И.п. стоя на коленях, за мячом, ладони на мяче.
1,3. надавливая на мяч наклон корпуса вниз, грудью коснуться мяча.
2,4. возвращение в и.п., прогнутся.
22
И.п. лёжа на животе, на мяче, ладони на полу, ноги вместе, вытянуть.
1. согнуть руки в локтях, перенести центр тяжести на руки, прогнуться, ноги вверх.
2. и.п.
Головой не касаться пола. Руки не выпрямлять. Выполнять страховку, фиксируя положение ребенка, на мяче прижимая его корпус к мячу в области лопаток. Упражнение выполняется плавно, без рывков.
№
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
23
И.п. ноги согнуты в коленях, голени на мяче, задняя поверхность бедер касается мяча.
1,3. подъем корпуса, руки вперед.
2,4. и.п.
4-8 повторений
На подъёме выдох.
И.п. – вдох.
24
«Положение, лежа на спине, принять! Глаза закрыть»
10-12 с.
Упражнение на расслабление. Выполнять дыхательное упражнение: вдох живот вверх, выдох живот втянуть.
25
И.п. лежа на спине, руки в стороны, ладони в низ, мяч зажать стопами.
1,3. ноги за голову.
2,4. и.п.
4-8 повторений
Ноги полусогнуты. Руки упираются в пол.
26
И.п. Лёжа на правом боку, Правая рука вперед, ладонь вниз, левая за голову. Мяч зажать между стоп.
1-4 ноги вверх, опираясь на ладонь, наклон корпуса влево.
То же на левом боку.
6-8 повторений, упражнение на 4 счета.
Следить за положением тела. Лежа на боку, ноги на одной линии с корпусом. Во время наклона, выпрямлять руку.
27
И.п. Сидя на мяче, руки на пояс, стопы врозь.
Круговые вращения корпусом вправо (то же влево)
4 повторения
Следить за техникой выполнения упражнения. Корпус ровно.
№
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
28
Подвижная игра «Вышибалы -Кегли».
С лева и с права от центра становятся двое водящих.
Остальные выстраиваются в одну колонну вдоль зала по центру. Пасует фитобол второму вышибале (руками), так что бы мяч прокатился вдоль колонны. Игроки в колонне по мере приближения мяча, должны перепрыгнуть через него, разведя ноги в стороны. Игрок, не выполнивший прыжок или задевший мяч, становится на место вышибалы. Вышибала становится на место выбитого игрока.
10 минут
Цель игры: освоить прыжок ноги врозь.
Заключительная часть.
Построение.
Подведение итогов урока.
Подведение итогов за урок
Тезисы к статье
«Адаптивная физическая культура в школе с ослабленными детьми»
Статья позволяет оценить положительный эффект физических упражнений.
15