Элективный курс «Адаптивная физическая культура», 9 класс
Программа элективного курса «Адаптивная физическая культура» (9 класс)
Составитель: Кулюкина Светлана Александровна, учитель физической культуры (высшая категория).
Утверждена на заседании МО учителей политехнического цикла.
Протокол №1 от 31.08.2009г.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Адаптивная физическая культура» ставит своей целью ознакомить школьников с основами преподаваемой дисциплины, для формирования углубленных знаний, умений и навыков в данной области способствующих укреплению здоровья, нормальному физическому развитию, самосовершенствованию.
Преподавание курса тесно связано с такими предметами ,как: анатомия, физиология, психология, педагогика. Врачебный контроль, массаж.
Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся и представляющие ценность для их личностного развития, самоопределения, социализации в обществе.
В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Согласно требованиям новых образовательных стандартов программа содержит материал, на основе которого формирует способность школьников применять знания на практике для решения различных задач.
Учебный материал по курсу предусматривает:
-изучение общих основ лечебной физкультуры;
-ознакомление с наиболее распространёнными заболеваниями среди детей и подростков;
-изучение основ методики занятий физическими упражнениями при различных заболеваниях органов и систем организма;
-овладение навыками врачебно-педагогического контроля за переносимостью нагрузки;
-составление комплексов лечебной гимнастики, корригирующей гимнастики;
-игры и игровые упражнения для коррекции и профилактики различных заболеваний;
-ознакомление с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления.
Учебная работа по курсу проводится в форме теоретических, практических и самостоятельных занятий в объёме 34 часа в год (1 раз в неделю). Теоретические занятия проводятся в форме уроков, на которых излагаются теоретические сведения по темам, предусмотренным программой, или части уроков. Практические занятия проводятся в виде занятий учебно-методического характера под руководством учителя. Самостоятельные занятия предусматривают изучение специальной научно-методической литературы, выполнение домашних заданий, ведение дневника самоконтроля.
Учёт успеваемости проводится в процессе изучения курса. Проверяются теоретические знания и практические умения и навыки. В конце изучения курса обучающиеся сдают зачёт.
Учебный материал по курсу «АФК».
1.Введение, цели и задачи курса.
2.Общие основы лечебной физкультуры(клинико-физиологическое обоснование механизма лечебного действия физических упражнений; средства АФК, общие требования к методике применения физических упражнений; методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения АФК).
3.Основы АФК при различных заболеваниях органов и систем.
4.Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды.
5.АФК в терапии часто болеющих детей.
6.Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления(точечный массаж, системы закаливания, дыхательная гимнастика).
7.АФК при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.
8.Подвижные и спортивные игры в системе реабилитации детей
9.АФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов дыхания, пищеварения, нарушении обмена веществ.
10.Антистрессовая гимнастика.
11.Врачебно-педагогический контроль во время занятий.
12.Составление индивидуальных комплексов физических упражнений при различных заболеваниях, комплексов корригирующей гимнастики.
13.Профилактика заболеваний органов зрения.
14.О вредных привычках (пагубное влияние курения , алкоголя, наркотиков на организм подростка).
Требования к знаниям и умениям.
По окончании прохождения элективного курса обучающиеся должны знать :
-анатомо-физиологические особенности детского организма в разные возрастные периоды;
-содержание понятий «физическое развитие» и «здоровье человека»;
-общие основы лечебной физкультуры при различных заболеваниях;
-методика организации самостоятельных занятий.
Обучающиеся должны уметь:
-подбирать средства АФК и формы занятий в соответствии с заболеванием и уровнем физического развития;
-составлять комплексы корригирующей гимнастики, игры, игровые упражнения для коррекции и профилактики различных заболеваний;
-владеть методикой точечного массажа, антистрессовой гимнастики, дыхательной гимнастики;
-владеть методами и приёмами врачебно-педагогических наблюдений;
-обладать устойчивым стремлением к здоровому образу жизни, к самосовершенствованию.
Способы поведения на занятиях:
-соблюдать правила техники безопасности;
-соблюдать гигиенические нормы и правила;
-соблюдать нормы поведения в коллективе ,помогать друг другу и учителю;
-проявлять активность и самостоятельность, выдержку и самообладание.
Двигательные действия и навыки:
-общеразвивающие физические упражнения с предметами и без, на развитие кондиционных способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости);
-специально-развивающие упражнения на формирование правильной осанки, на развитие основных физических качеств;
-разновидности ходьбы и бега, элементы гимнастики , волейбола, баскетбола, подвижных игр, передвижение на лыжах.
Литературные источники:
1. «Учебник инструктора по ЛФК» под общей редакцией В. К.Добровольского, Москва «Физкультура и спорт»,1974г.
2.Журнал «Физическая культура в школе»
3.Интернет-рессурсы.
-
-