Родительское собрание Роль родителей при подготовке к ЕГЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя школа №5
Родительское собрание по теме "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"
Учитель I квалификационной категории Байлова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Нам представляется наиболее оптимальным вариантом использовать для такой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.
Я считаю, что проведение родительского собрания на тему «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"» позволяет достичь сразу нескольких целей.
Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.
Родительское собрание "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"
Хорошая подготовка – это половина победы.
М. Сервантес
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе школы.
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.
2. Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.
3. Создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам.
Этап подготовки
Формирование вопросов для обсуждения:
Какие существуют правила проведения итоговой аттестации?
Как дети готовы к предстоящим экзаменам?
Какие трудности испытывают старшеклассники в период подготовки к экзаменам?
Что нужно делать, чтобы исключить стрессогенные факторы в период подготовки и сдачи экзаменов?
Диагностирование школьников и родителей.
Подготовка памяток для родителей с целью использования их в период подготовки детей Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, школьная медсестра.
Ход собрания
1.Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
В этом помогут нам и приглашенные специалисты. В работе нашего сегодняшнего собрания принимают участие психолог и школьный врач. Вы услышите рекомендации специалистов, у вас будет возможность задать им вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода, и ответить на вопрос какова наша роль и практическая помощь при подготовке к ЕГЭ.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
2. Выступление по теме собрания приглашенных специалистов – психолога, школьного врача.
Психолог. Подготовка к экзаменам и их сдача – время, когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.
Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека.
Старшеклассники испытывают стресс. А стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма. В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, любое событие, факт или сообщение, которые нарушают привычное течение жизни, могут быть причиной стресса. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не только от объективных, сколько субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуют.
Экзамены для детей, для их родителей – это тоже стресс, который необходимо пережить совместно. Что можно сделать в этой ситуации?
Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Объяснять ребенку, что если не сдашь экзамен, ничего с тобой не случится. Родители от тебя не откажутся. Как быть: высвобождается год и нужно снова готовиться к экзамену, а в это время посещать курсы, получить сертификат или диплом, значит иметь в запасе новую профессию. Ведь бывает и после окончания вуза ты будешь не нужен на рынке труда. Например, экономистов в 70 раз больше, чем требуется.
Не надо нагнетать обстановку, пугать ребенка перед экзаменом: разве может он запоминать, если его все тревожит, нельзя быть постоянно в состоянии тревоги. Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр.
Затем психолог проводит тест (для родителей). В порядке ли ваши нервы?
Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест.
Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.
Раздражает ли вас:
Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
Женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
Чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?
Курящая на улице женщина?
Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
Когда кто-то грызет ногти?
Когда кто-то смеется невпопад?
Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
Когда вам дарят ненужные предметы?
Громкий разговор в общественном транспорте?
Слишком сильный запах духов?
Человек, который жестикулирует во время разговора?
Коллега, который часто употребляет иностранные слова?
За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» – по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» – 0.
Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.
От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.
Медицинский работник школы рассказывает о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам. 1. Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.
2. На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.
3.Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов:
а) Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
б) Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):
Упражнение с родителями
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
в) Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот. Лучше желтый, фиолетовый цвета иметь в комнате.
г) Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.
Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. д) Поддерживать режим питания. Он должен быть правильным, т.е.:
утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. Питание должно быть рациональным, т.е. в рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Рекомендую следующие продукты:
Морковь – стимулирует обмен в мозге;
Ананас –витамин С, выпивать 12 стакана свежего сока:
Авакадо – способствует улучшению памяти;
Креветки- снабжают мозг жирными кислотами;
Капуста-снимает нервозность
Лимон- освежает мысли;
Паприка- улучшает настроение;
Клубника нейтрализует отрицательные эмоции;
е) Контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30мин – 1 часа.
При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками (например, помыл посуду, навел порядок в квартире, позанимался физическими упражнениями и др.). Будет лучше, если семьей вы поедите в лес, к примеру, на шашлыки. Можно сходить в театр. Таким образом, вы отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов. ж) Не принимать успокоительные таблетки - может ухудшиться память, внимание.
И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: “Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.
Классный руководитель.
Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовке к экзаменам?
Главное, в чем нуждаются выпускники в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
Анализ анкет детей Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.
Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнью Рассмотрим, какие вопросы предлагались нашим детям и проанализируем уровень мотивации.
Анкета для учащихся
Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».
Суждения Да Нет
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. 12. Терпения во мне больше, чем способностей. 13. Мои родители слишком строго меня контролируют. 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. 17. Я усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
50% и более – средний (в норме);
25% и более – допустимый уровень;
Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе, индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.
Нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.
Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.
5. Обсуждение возможностей родителей для достижения выпускниками хороших результатов во время сдачи ЕГЭ.
(Происходит обсуждение, специалисты отвечают на вопросы родителей по теме собрания.)
5. Вручение памяток родителям.
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
а) Некоторые закономерности запоминания
Трудность запоминания растет непропорционально объему
Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
Распределенное заучивание лучше концентрированного.
Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
б) Условия поддержки работоспособности
Чередование умственного и физического труда.
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
Минимум телевизионных передач.
в) Приемы психологической защиты
Переключение (с одного вида деятельности на другой).
Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
Накопление радости (вспомнить приятные события).
Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
а) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.
в) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.
Принятие решения собрания. Подведение итогов.
Проект решения родительского собрания:
1.Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
2.Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.
3.Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
4.Усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью
учебных занятий учащимися.
Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!
Литература:
1.Спутник классного руководителя 9-11 классы. Воспитательная работа в профильной школе/ авт. сост. Е.М.Сафронова/под ред. Е.М. Сафроновой.- М.: Глобус, 2007.
2. Родительские собрания . авт.Л.И.Саляхова. М.: Глобус, 2007.
3. Курсы повышения квалификации при ИППК , рекомендации психолога Лучниковой С.Н.