Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД


Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc366503888 \h 3Цель программы PAGEREF _Toc366503889 \h 4Задачи программы PAGEREF _Toc366503890 \h 4Теоретические возможности программы PAGEREF _Toc366503891 \h 5Методическое обеспечение программы PAGEREF _Toc366503892 \h 5Методы и приемы работы PAGEREF _Toc366503893 \h 5Материалы и оборудование PAGEREF _Toc366503894 \h 6Формы проведения контроля PAGEREF _Toc366503895 \h 7Учебно - тематическое планирование PAGEREF _Toc366503896 \h 8Содержание PAGEREF _Toc366503897 \h 9Список литературы PAGEREF _Toc366503899 \h 14
Пояснительная записка
На сегодняшний день перед подрастающим поколением стоит глобальная проблема современного человечества - это ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания, табакокурение. В настоящее время ВИЧ - инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисляемые к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.
Актуальность данной программы обосновывается следующей концепцией. Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение указанных положений позволит сдержать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИД и мерах предупреждения заражения и воздействия на их поведение.
Среди россиян, живущих с ВИЧ, около 80% составляют молодые люди в возрасте 15 -30 лет, т.е. ВИЧ распространяется главным образом среди людей самого репродуктивного и трудоспособного возраста. По мнению многих экспертов, эпидемия уже достигла масштабов национальной катастрофы, тем более разрушительной на фоне неблагоприятной демографической ситуации. В России самые высокие в мире темпы развития эпидемии.
Профилактика - это единственный способ предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа. Наряду с повышением уровня информированности, наиболее эффективным является формирование у молодого поколения ответственного поведения, основанного на системе ценных ориентаций в пользу здоровья. Зарубежный и российский опыт показывают, что наиболее эффективно в молодежной среде работают программы профилактики ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании.
построенные на технологии «равный - равному». В качестве субъектов профилактики выступают сами подростки.
Данная программа разработана на основе типовой программы фонда социального развития и охраны здоровья «Жизненные навыки». Из программы я взял разделы: теорию и практику, упражнения, тренинги, игры. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. «Об образовании»;
Федеральный закон от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон Российской Федерации от 22 июля 1993г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
Федеральный закон от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях».
Цель программы: формирование у подростков здоровых установок и навыков ответственного поведения в области сохранения здоровья.Задачи программы:повысить уровень информированности подростков по профилактике табакокурения, алкоголя, наркомании, ВИЧ/СПИДа;
сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
сформировать умение твердо говорить: «нет!» в ситуациях давления;
способствовать выработке у подростков навыков организации и проведения с использованием технологии «равный - равному».
Основными подходами профилактики является:
морализаторский (низкая эффективность, т.к. не затрачиваются чувства);
логический (показывает причины и последствия каких - либо действий);
эмоциональный (провоцирует определенные чувства и эмоции);
позитивный (наиболее эффективный, т.к. вызывает положительные эмоции и показывает альтернативу рискованному поведению).
Ведущими принципами программы является:
дифференциация - отбор содержания, форм и методов обучения;
возрастные и индивидуальные особенности подростков;
доступность - подача материала с учетом возможностей и особенностей;
восприятие целевой группы;
позитивность - положительный настрой на себя, окружающих, действительность.
Теоретические возможности программы.В основу разработки данной программы легли следующие положения:
Профилактика - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие, нацеленный на формирование здорового стиля жизни.
Для того чтобы направить выбор подростков к принятию здорового стиля жизни, необходимо признать право каждого подростка на полезные идеи и взгляды на самого себя, право не только иметь здоровье, но и нести ответственность за него.
Здоровье является основным фактором, определяющим качество жизни человека.
Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Охрана репродуктивного здоровья определяется как сочетание методов, способов, способствующих его сохранению.
Методическое обеспечение программы:Обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр: деловые, ролевые, конкурсов)
Специальная литература
Необходимый контингент детей
Связь со школой, средствами массовой информации
Брошуры
Буклеты
Плакаты
Методы и приемы работы.Разминка (вид деятельности, используемый, обычно, в начале занятий, либо после перерыва для активизации участников, снятия усталости, напряжения (эмоционального, интеллектуального, статического).
Мозговой штурм (способ быстрого включения членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу).
Дискуссия (вид деятельности, при котором участники вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решения проблемы, используя свои мыслительные способности).
Ролевая игра (спонтанное представление в ролях ситуации или проблемы, направленное на развитие навыков принятия решения и адекватного поведения в реальных ситуациях).
Лекция (устная презентация или «речь» по заранее подготовленному плану для изготовления и разъяснения фактов и принципов).
Профилактические тренинги.
Упражнения.
Беседы.
Работа в малых группах.
Экскурсия
Кинолекторий (просмотр фильмов с последующим обсуждение).
Материалы и оборудованиеВатманы
Маркеры
Карандаши
Линейки
Ластики
Ручки
Скотч
Ножницы
Гуашь
Телевизор
Магнитофон, CD/DVD
Диски
Бумага писчаяКритерии оценивания прогнозируемого результатаК концу года дети должны:
знать достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа;
принципы безопасного сексуального поведения;
должны уметь проводить работу со сверстниками по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Оценка деятельности по программе направлена, прежде всего, на оценку изменений в знаниях, установках и поведения подростков. Отследить эти изменения помогает проведение анкетирования участников на первом и последнем занятиях (см. анкету в Приложении). Разница в анкетах, полученных при анкетировании на «входе» и «выходе», а также количество выполненных ожиданий участников является показателем эффективности обучения.
Также, для понимания степени успешности всей программы с точки зрения достижения поставленной цели, не менее значима оценка эффективности процесса обучения. Качество оценивания учебного процесса: помогают наблюдения за поведением участников; через выполнение упражнений, заданий; через проверку их реакций на предоставленную информацию; изменениями в настроение и обратная связь от участников.
Формы проведения контроля:Акции
Анкетирование
Тестирование
Собеседование
Итоговое занятие
Конкурсы
Самостоятельные работы
Сотрудничество с:
Педагогами
Сверстниками
Библиотекой
Детским садиком
Психологом
Возраст детей и режим занятий:
Занятия проводятся с детьми 14-17 лет, 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа.
Учебно - тематическое планирование№
п/п Блок занятий Всего Количество часов УУД
На теорию На практику 1 Вводное занятие 3 3 - Л, П
2 Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный- равному» 20 16 4 Л, П, Р
3 Участие молодежи в волонтерских профилактических программах. Технология «равный - равному». Т еатрализованные представления. 20 15 5 Л, Р, К
4 Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков. 26 18 8 Л, П
5 Волонтерское движение 100 80 20 Л, П
6 Просветительская
деятельность 62 12 50 Л, П, Р, К
7 Досуговая деятельность 10 10 - Л, К, Р
8 Выезды 44 44 Л, Р, К
9 Итоговое занятие 3 1 2 Л
Итого 288 199 89 СОДЕРЖАНИЕТЕМЫ ЗАНЯТИЙВводное занятие.Знакомство «Узнай друг друга лучше»
Информационное сообщение «Для чего нам нужны волонтеры?»
Игра на сплочение «Время года», тест «Готов ли ты стать волонтером?»
Ожидаемые результаты от программы.
Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный - равному».Виды профилактики
Формы профилактической работы
Уроки здоровья
Лекция «Здоровый образ жизни».
Упражнения:
•«Доверчивая передача»
•«Енотов круг»
•«Виртуальный подарок» и др.
•Игры на поднятия настроения •«Ежики, ежики»
•«Дождь»
•«Орехи, белки, домик» и др.
Просмотр фильма.
Участие молодежи в профилактических программах. Театрализованные представления.История о волонтерстве;
Технология «равный - равному» в программе ВИЧ/СПИДа;
Основные принципы общения на равных;
Направления подготовки волонтеров;
Упражнение «Выработка принципов общения на равных»;
Составления схем;
Подготовка волонтеров к работе в области профилактики ВИЧ/СПИДа в молодежной сфере по технологии «равный - равному»;
Составление сценариев с куклой: «Береги свою любовь»
«История про ...»
«Шаг над пропастью»
«Наркомания»
«Т абакокурение»
«Алкоголизм»
Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков.История эпидемии ВИЧ;
ВИЧ и СПИД: особенности развития инфекции в организме;
Диагностика ВИЧ - инфекции;
Пути передачи ВИЧ - инфекции;
Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;
Иммунная система человека и ВИЧ;
Упражнения;
Использование методики «Что такое половая зрелость»;
Основные методические принципы работы: правила работы, трудности в работе;
Оценка эффективности программы или занятия: проверочные таблицы, тесты;
Мир чувств и эмоций.
V. Волонтерское движение.Содержания курса подготовки волонтеров. Информация о ВИЧ/СПИДе;
Этика сексуальных отношений;
Какова роль волонтеров в борьбе с эпидемией ВИЧ/ СПИДа;
С кем работают волонтеры?;
Как работают волонтеры?;
Инфекции, передаваемые половым путем (ШИШ);
Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом;
Дневник нерожденного ребенка;
Что такое мини - аборт?;
Девушки и юноши;
Пора взросления;
Любовь и ответственность;
Опасные инфекции;
Методы контрацепции и их использование;
Мир иллюзий;
Конфликт. Насилие;
Мои права;
Проводить различные акции.
-ВИЧ- расшифровка аббревиатуры теории появления, история эпидемии в мире и в России;
Иммунная система человека и ВИЧ;
Стадии развития ВИЧ - инфекции в организме человека;
Диагностика ВИЧ - инфекции;
Пути передачи ВИЧ- инфекции: Жидкости организма - опасные и опасные;
Как не передается ВИЧ;
Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;
Чем ВИЧ опасен для здоровья?
Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа»
«Биологические жидкости организма человека»
Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа» «Биологические жидкости организма человека»
Ролевая игра: «Степной огонь»
Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям живущих с ВИЧ/СПИДом.
Информационный блок:
Жизнь с ВИЧ;
ВИЧ и закон;
Символы и убеждения.
Создание коллажа: «Люди живущие с ВИЧ/СПИДом».
Упражнение «Человек у которого ВИЧ»:
Создать портрет ВИЧ (+);
Придумать историю жизни;
Обсуждение портрета.
Вредные привычки: Наркотики, алкоголизм, табакокурение.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Тестирование
«Инфекции передаваемые половым путем (Ш11Ш)»
Лекции об И111111:
Как защитить себя от инфицирования ВИЧ при сексуальных отношениях?
Тренинг: «Как правильно использовать презерватив»
Тест «Презерватив»Лекция: Воздержание. Верность. Предохранение.
Этика сексуальных отношений. Способы предупреждения ИППП, нежелательной беременности.
Информационный блок: «Правила безопасного сексуального поведения»
Беседа «Вступать или не вступать в сексуальный контакт»
Упражнение: «Самооценка готовности к обсуждению тем сексуального поведения и сексуальности».
Упражнение: «Что такое половая зрелость »
Беседа: «О нежелательной беременности»
VI. Просветительская деятельность.Посещаемость заведений с различными темами:
ВИЧ/СПИД: определение, пути передачи и профилактике;
ВИЧ/СПИД: тестирование, лечение;
ИППП: основные виды, вред самолечения.
ИППП: бессимптомные формы, осложнения, профилактика;
Гигиена и здоровье: это должен знать каждый;
Первичная безопасность;
Первичная профилактика наркомании;
Репродуктивное здоровье и др.;
Акции;
Тренинги;
Мероприятия приуроченные
Чаепитие;
Эстафеты;
Ребусы.
Выезда.Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;
Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;
Инсценировка с куклой.
Итоговое занятие.Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;
Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;
Завершающая диагностика
Чаепитие;
Эстафеты;
Ребусы.
Выезда.Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;
Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;
Инсценировка с куклой.
Итоговое занятие.Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;
Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;
Завершающая диагностика
Список литературы
Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, 74 (м).
Пособие для тренера.- М., 2005 г.
Проблема школьного воспитания. №1., 2001 г март.
Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ - инфекции среди молодежи. - Э.О. Шиманская
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М., 1999г.
Учебное пособие. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей. 54 (м)
Фопель К. Технология ведения тренинга.- М., 2009 г .