Учебно-дидактический проект с прилагаемой программой летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания Спортландия
Учебно-дидактический проект
с прилагаемой программой летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Спортландия»
« Детско - взрослое спортивное сообщество, как средство развития творческого потенциала детей»
Автор – Муллазянова Гузалия Амирзяновна, тренер – преподаватель по лыжным гонкам МАОУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа»
г.Чернушка
Почтовый адрес:617830 Пермский край
Чернушинский район
г.Чернушка
ул.Азина,6б
Электронный адрес:Gyzel59rus@mail.ru
Т/ф (34261) 4-00-47
т/сот.89082516598
Аннотация
Лето - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Именно поэтому, программа «Спортландия» ставит своей целью развитие творческих и физических способностей детей, заложенных в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Цель проекта:
Создание условий для организованного отдыха детей в летний период, направленных на развитие творческого потенциала детей.
Задачи:
Развивать интерес к лагерным делам;
Развивать потребность детей в активной творческой деятельности, через вовлечение детей к планированию, организации и проведению лагерных мероприятий;
Предоставить возможность каждому ребенку для участия в различных видах творческой деятельности
Обоснование проекта:
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа «Спортландия» ставит своей целью развитие творческих и физических способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию физических качеств и творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, физическую выносливость, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, походах. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Содержание проекта
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям. Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
аттракционы;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
купание;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
организация пешеходных экскурсий в лес, на речку;
организационные кросс походы и вело походы;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
завтрак;
тренировка;
беседы;
посещение бассейна, открытых водоемов;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
туристические походы;
экскурсии;
вело походы;
подвижные игры;
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
экскурсии по водоемам города, пленэр
конкурсы;
викторины.
4. Нравственно-патриотическая модуль
Формы работы:
экскурсии в исторические места города;
беседы на патриотические темы;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
встречи с воинами отечественной войны.
Апробация проекта
Данное учебно-дидактическое пособие рекомендовано к использованию в учебно-воспитательном процессе методическим советом МОУ ДОД ДЮСШ в 2011- 13г.
Апробация проекта проходит с 2011 года на базе МАОУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа» г.Чернушка Пермского края.
Форма апробации:
изучение литературы по данному вопросу
выступление по данной теме на педагогическом совете школы, конференциях, семинарах.
публикация дидактических материалов;
Анализ нормативно-правовой базы
Данный проект одобрен Методическим Советом школы. Реализация данного проекта соответствует требованиям Программы развития школы, Образовательной программы школы до 2014 года и программы мониторинга качества образования. Данный проект создан в рамках работы над темой самообразования.
План-график реализации проекта
Планета «Спортландия»
№
мероприятие
Деятельность, направленная на развитие творческого потенциала
результат
С
1 день – «план Смены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Распорядок дня, речевки, отрядный уголок, как проводить огонек знакомств и многое другое.
Проявить умение представить себя нестандартно.
П
2 день – «кросс – Поход»
Обучать технике и тактике длительного бега
Преодоление дистанции 20 км
О
3 день – игра «зООлогические забеги»
Составление конкурсов для веселых стартов.
Вовлечение в проектно-творческую деятельность
Р
4 день – конкурс «у Рыбацкого костра»
Изготовление из подручного материала удочек, рыб и т.д., подготовка рыбацких вопросов.
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Т
5 день – конкурс «Твистинг»
Изготовление фигурок животных, человечков, цветов из воздушных шаров, составление композиций
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Л
6 день – конкурс «Лихорадка шоколадная»
Разработать рецепт названия, оберточный фантик для своего шоколада
Вовлечение в интеллектуальную творческую деятельность
А
7 день – А у нас «Фотокросс»
самые оригинальные фотографии во время кросс- похода
Вовлечение в проектно-творческую деятельность
Н
8 день - «театрализованное представление»
Разработка программы, конкурсов, костюмов
вовлечение в проектно-творческую деятельность
Д
9 день – конкурс «Дерево сладкое»
Составление карты, придумывание ориентиров, направлений, маршрута
Коллективно – творческая деятельность
И
10 день – конкурс «Индейское племя»
Разработка костюмов, «боевой раскраски», изготовление «оружия», представление своего племени
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Я
11 день –конкурс «Я и все мои друзья»
Встреча с ВОВ
Книга о жизни «Планета Спортландия»
П
12 день – вело Поход в Николаевскую церковь
Планер; изучение природы, памятника архитектуры родного края
Художественно - творческая деятельность
Л
13 день – Летний комический футбол
Разработка костюмов, названия, эмблемы, девиза команды
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
А
14 день – «выставка-Ателье»
Подготовка сценок «Кто на что похож», «написание» слов, решение примеров, изображая буквы, цифры
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Н
15 день – коНкурс «быстрее, сильнее, резче»
Чемпионат лагеря по силовому экстриму, подготовка группы поддержки, программы состязаний
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Е
16 день – мы Едем, Едем, Едем
Велопоход
Способствовать сплочению коллектива, дружеским отношениям м\у собой
Т
17 день – я в деТективы бы пошел
Детективная игра «Похищение века»,
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
А
18 день – знАния, смекАлкА, фАнтАзия
Составление и оформление большого викторина - кроссворда
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Результативность
В результате работы по программе «Спортландия» воспитанники смогли проявить свои творческие способности в проектной, коллективной деятельности, обеспечить богатым содержанием спортивные, интеллектуальные, игровые мероприятия, чувствовать себя раскрепощенным.
- общее оздоровление детей.
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социально-культурными событиями;
привитие навыков построения отношений на основе толерантности и совместного творчества;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе.
Список литературы
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996Е.В.Яценко., Г.И.Воробьева, И.С.Бычкова, Методические материалы по организации детского досуга в лагере и школе. Бирск2002гМуниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско – юношеская школа
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Спортландия»
Тренер- преподователь
Муллазянова Гузель Амировна
Чернушка - 2012
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа, вносит вклад в ухудшение здоровья детей. Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, эпидемия СПИДа – всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие учеников.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, походах. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа «Спортландия» ставит своей целью развитие творческих и физических способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию физических качеств, выносливости и творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, физическую выносливость, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Цель программы
Создание условий для организации коллективной творческой деятельности через развитие двигательных способностей детей.
Задачи программы:
1.Создать благоприятные условия для организации совместной
деятельности детей, дающие ребенку возможность для самореализации.
2.Приобщить детей к активным видам отдыха используя естественные
условия внешней среды.
3. Сформировать культуру поведения, санитарно-гигиенические навыки.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Планета Спортландия» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровье сберегающие технологии - купание, закаливание, ежедневные тренировки. Использование методики Базарного и дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Концепция программы
Методическое проектирование лагеря «Спортландия» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В.Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко)
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Планета Спортландия»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Планета Спортландия»;
формирование органов самоуправления.
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды физической и творческой деятельности;
работа над физическим качеством детей.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД. (Приложение № 1 )
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, вело походы, Веселые старты, комический футбол и др.)
Методика самоуправления (Приложение № 2)
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены. (Приложение № 3)
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно - ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
завтрак;
тренировка;
беседы;
посещение бассейна, открытых водоемов;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
туристические походы;
экскурсии;
вело походы;
подвижные игры;
.
4. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
экскурсии по водоемам города;
конкурсы;
викторины;
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Провести витаминизацию питания детей.
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
аттракционы;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
водные процедуры;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
организация пешеходных экскурсий в лес, на речку;
организационные кросс походы и вело походы;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:,
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Акт приемки лагеря.
Устав МОУ «СОШ №12» ?
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образовательными учреждениями
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Планы работы.
Мероприятия по реализации программы лагеря «Спортландия»
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
совещание при директоре школы
собрание методических объединений классных руководителей.
совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
Апрель
Директор, зам. дир по УВР
2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
Апрель
Директор, зам. дир по УВР
3.
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
Удовлетворенность работой лагерной смены.
Апрель-май
Май
Май
Май
Май
Педагог-психолог, социальный педагог
Начальник лагеря, старший вожатый
Начальник лагеря, старший вожатый
Начальник лагеря, старший вожатый
Начальник лагеря, старший вожатый
4.
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
Апрель-май
Май
Май
Директор, зам. по ВР, начальник лагеря, старший вожатый
Начальник лагеря
Начальник лагеря
5.
Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация питания в городском оздоровительном лагере.
Май
Начальник лагеря
Старший вожатый
6.
Проведение лагерных смен
Июнь
Июль
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
Система контроля за реализацией программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Социальный педагог
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Социальный педагог
5.
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
В течение смены
Педагог-психолог.
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает дерево откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Дерево откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Финансовое обеспечение.
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Ожидаемые результаты
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков
развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых творческих знаний;
Воспитывать морально – волевые качества, дисциплинированность, доброжелательность отношение к сверстникам;
Развитие взаимопонимания между воспитателями и воспитанниками;
укрепление здоровья воспитанников.
Личностный рост участников смены.
План-график реализации Планета «Спортландия»
№
мероприятие
Деятельность, направленная на развитие творческого потенциала
результат
С
1 день – «план Смены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Распорядок дня, речевки, отрядный уголок, как проводить огонек знакомств и многое другое.
Проявить умение представить себя нестандартно.
П
2 день – «кросс – Поход»
Обучать технике и тактике длительного бега
Преодоление дистанции 20 км
О
3 день – игра «зООлогические забеги»
Составление конкурсов для веселых стартов.
Вовлечение в проектно-творческую деятельность
Р
4 день – конкурс «у Рыбацкого костра»
Изготовление из подручного материала удочек, рыб и т.д., подготовка рыбацких вопросов.
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Т
5 день – конкурс «Твистинг»
Изготовление фигурок животных, человечков, цветов из воздушных шаров, составление композиций
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Л
6 день – конкурс «Лихорадка шоколадная»
Разработать рецепт названия, оберточный фантик для своего шоколада
Вовлечение в интеллектуальную творческую деятельность
А
7 день – А у нас «Фотокросс»
На самые оригинальные фотографии во время кросс похода
Вовлечение в проектно-творческую деятельность
Н
8 день - «театрализоваНное представление»
Разработка программы, конкурсов, костюмов
вовлечение в проектно-творческую деятельность
Д
9 день – конкурс «Дерево сладкое»
Составление карты, придумывание ориентиров, направлений, маршрута
Коллективно – творческая деятельность
И
10 день – конкурс «Индейское племя»
Разработка костюмов, «боевой раскраски», изготовление «оружия», представление своего племени
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Я
11 день –конкурс «Я и все мои друзья»
Придумывание рассказа о приключениях с друзьями
Книга о жизни лагеря «Планета Спортландия»
П
12 день – вело Поход в Николаевскую церковь
Планер; изучение природы, памятника архитектуры родного края
Художественно - творческая деятельность
Л
13 день – Летний комический футбол
Разработка костюмов, названия, эмблемы, девиза команды
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
А
14 день – «выставка-Ателье»
Подготовка сценок «Кто на что похож», «написание» слов, решение примеров, изображая буквы, цифры
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Н
15 день – коНкурс «быстрее, сильнее, резче»
Чемпионат лагеря по силовому экстриму, подготовка группы поддержки, программы состязаний
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Е
16 день – мы Едем, Едем, Едем
Велопоход
Способствовать сплочению коллектива, дружеским отношениям м\у собой
Т
17 день – я в деТективы бы пошел
Детективная игра «Похищение века»,
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
А
18 день – знАния, смекАлкА, фАнтАзия
Составление и оформление большого викторина - кроссворда
Вовлечение в коллективно-творческую деятельность
Режим работы лагеря на каждый день.
Время
Мероприятие
8.45
сборы
9.00 – 9.30
Завтрак
9.30 – 9.45
Пеший ход по назначению
10.00 – 11.00
Игры на размышление
11.00 – 12.00
Треннировка
12.00 – 13.30
Планированное мероприятие
13.30 – 14.00
Обед
14.00 – 16.00
Игровая деятельность
Список используемой литературы
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996