Формирование ЗУН на уроках физики в условиях ФГОС.
Министерство образования России. МБОУ «СОШ №93»
Формирование ЗУН на уроках физики в условиях ФГОС.
Цель: Повысить уровень образования физики через общие правила системного усвоения знаний
Учитель физики Ефремова В. М.
I.Системно-функциональный подход в формировании ОУУН на уроках физики. (ОУУН - Общеучебные умения и навыки).
Одним из важнейших путей формирования ОУУН на уроках физики является системный подход к процессу усвоения знаний учащимися. Элементы знания с одинаковыми функциями выделяются и систематизируются, образуя систему. Системно-функциональный подход позволяет при совместном анализе содержания учебного материала учителем и учащимися сформировать такие умения, как: анализ теории, выделение из нее главного, выделение элементов знания с одинаковыми функциями, сравнение их с ранее известными данными и классифицирование, синтезирование, установление между ними причинно-следственных связей, абстрагирование, обобщение, формирование для них общего правила и систематизирование. Например.
1.Общие правила для усвоения физических величин :
С=АВНапример - ὑ= St; =mV; N=Аt; Е=Fq ; =wq; c=qu и т.д.
Правило первое (для формулировки определения).
С есть физическая величина, равная отношению А к В
=mV - плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
ὑ= St - скоростью называется физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден и т.дПравило второе, раскрывающее физический смысл таких величин.
Величина С показывает, сколько единиц величины А приходится на единицу величины В.
=mV - плотность показывает, какая масса содержится в единице объема.
ὑ= St-скорость показывает, какой путь проходит тело за единицу времени и т.д.
Правило третье, для определения единицы физической величины.
За единицу величины С принято такое С, при котором на единицу величины В приходится единица величины А.
ὑ= St - за единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой тело за одну секунду проходит один метр.
=mV - за единицу плотности в СИ принята такая плотность, при которой в одном кубическом метре вещества содержится один килограмм массы. и т.д.
Правило четвертое
Чтобы получить наименование единицы величины С, надо наименование единицы величины А разделить на наименование единицы величины В
[ὑ]= [S]t - мс; []= [m]V - кгм3; [р]= [F]S - Нм3=Па; и т.д.
Аналогичные правила можно выделить и сформулировать для усвоения величин типа
С= А• В
А= FS - механическая работа ;
M=Fd - магнитный поток ;
Р=mὑ - импульс тела ;F=m α - сила ;
М=Fd – момент силы;
или
C=A1A2
A1, A2 - величииы, имеющие одинаковые единицы измерения.
=lr - плоский угол;
n=sinsin - показатель преломления одной среды относительно другой;
=ВВ0 - магнитная проницаемость;
КПД=АпАз2. Правила для системного усвоения законов. Все их можно представить в виде :
=k ХiYi прямо пропорциональна Хi и обратно пропорциональна Yi.
Например: F=G m1m2R2; F=k q1q2R2 ; =UR ; F=-kΔХ и др.
Закон выражает зависимость величины, стоящей в левой части равенства, от величин, стоящих в правой его части.
Величина, стоящая в левой части уравнения закона прямо пропорциональна величинам, стоящим в числителе правой части уравнения и обратно пропорциональна величинам, стоящим в знаменателе правой его части.
3.Чтобы получить наименование единицы коэффициента пропорциональности в любом законе, надо выразить этот коэффициент из формулы закона =k ХiYi k= YiXi и подставить в полученное выражение наименования единиц каждой из входящих в неё величин [k]=[ Yi][Xi]Например F=G m1m2R2 G=FR2m1m2 ; [G]=Н м2 кг2Кого заинтересовали общие правила усвоения физических знаний,
советую им более подробно познакомиться с системно-функциональным подходом, где даны методические рекомендации по разработке и внедрению этого подхода в учебный процесс. И где приводятся также алгоритмы, правила и технологии по усвоению: физических явлений, идеальных объектов, теории, удельных величин.
Что способствует рациональному запоминанию материала, а также развитию анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, общего, классификации, синтезу, формулированию и т.д. II. Формирование ОУУН для самостоятельной работы учащихся.
1. Целеполагание и выполнение плана работы на уроке.
Для развития самостоятельности детей необходимо почаще ставить перед ними цель их деятельности на уроке, еще лучше, если дети сами для себя сформулируют цель занятия, опираясь на тему или вступительное слово учителя, или демонстрационный опыт, или на проблемную задачу и составление плана работы на уроке по выполнению этой цели. В конце каждого этапа нужно подвести итог этой работы, т.е. учитель должен почаще использовать такие выражения в обращении к детям, как: сделайте вывод, итак, обобщим сказанное, следовательно, подведем итог. Тем самым обучать их самоанализу и общему анализу учебной деятельности на уроке, а также учить осознавать и мотивировать свою обучающую деятельность.
Целесообразно давать такие задания как: составить план ответа, краткое изложение текста, конспект, выписывание из текста свойств, качеств, явлений, формул, пояснений к ним и т.п., записи под диктовку, найти главную мысль в тексте, ведущую теорию в теме и т.д.
Для развития абстрактного мышления (фантазии)
- Какие перспективы применения этого явления на практике вы могли бы предложить?
Решение изобретательских задач один из путей развития самостоятельности у детей.
Например, метод развития изобретательских умений на основе использования мини-алгоритма.
Необходимо записать изобретательскую задачу в виде схемы
Состояние 2
Состояние 1
Параметр, качество
Объект
Требование № 1
Выполнение нужной функции
Требование №2
Устранение нежелательного явления
и выбрать путь разрешения противоречия.
Пример изобретательской задачи. Известно, что рамка с током вблизи проводника, по которому идет ток, поворачивается. Но действующая на рамку сила вызывает ее вращение до определенного положения, а затем тормозит, заставляя ее двигаться обратно. Как обеспечить постоянное вращение рамки с током в одном направлении?
Решение
Выполняемая функция: вращать рамку. Нежелательное явление: торможение рамки.
Идеальное решение: проводник должен сам не допустить торможения рамки, обеспечивая ее вращение.
Возникающее противоречие: так как движение рамки происходит под действием силы Ампера, определяющей магнитное взаимодействие токов, и направление этой силы зависит от направления тока в проводнике, то получается следующая схема:
Требование 2
Должен не допустить торможения рамки
Ток в нем (сила Ампера) должен быть направлен
В противоположную сторону
В одну сторону
Проводник
Требование 1
Должен обеспечить вращение рамки
Разрешение противоречия. Выбираем временной путь: у системы сила Ампера в один момент направлена в одну сторону, в другой момент - в противоположную. Уточним: используем первый и пятый способы разрешения противоречий.
Идея воплощения решения: в соответствии с положением рамки менять полюса подключения проводника к источнику тока. (Идеальное решение: вращающаяся рамка сама будет управлять переключением полюсов).
3. Формирование навыков работы с различными информационными источниками
Покажем, что можно сделать на занятиях по физике в старших классах. •Для развития умения готовить информацию с определенной целью и критически воспринимать ее можно предложить такие занятия:
придумать рекламу какого-либо технического устройства, изученного на уроке; причем текст рекламы должен подчеркивать не очень существенные положительные качества устройства, но умалчивать о его недостатках, Задача слушателей рекламы: задать вопросы, проясняющие «тайное», недосказанное. Например, класс делят на группы и предлагают задание следующего содержания: выберите (каждая группа) определенный тип теплового двигателя, составьте текст его рекламы и назовите преимущества данного двигателя перед остальными;
найти в дополнительной литературе проекты «вечных» двигателей и «доказать» состоятельность «своих» машин. В этом случае задача остальных групп - обнаружить ошибки в предлагаемых проектах.
• Умение критически мыслить можно развивать, предлагая учащимся найти ошибки в той или иной информации (опечатки в учебнике и дополнительной литературе, физические и фактологические ошибки в художественных, научно-фантастических и учебных книгах и др).
Например: прослушайте отрывок из произведения В.Г. Короленко «Соколивец»: «Тяжелая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене; со двора хлынула волна пара ... ». Нет ли в нем физической ошибки? Обоснуйте свой ответ;
Очень важно научить учащихся критически относиться и к самостоятельно полученным результатам. Для этого даются специальные задания. Например, при выполнении лабораторной работы: проанализируйте полученные данные, сравните их, если это возможно, с табличными или теоретическими; назовите основные причины несоответствия им вашего результата; предложите способы его улучшения;
обоснуйте достоверность той информации, которую вы получаете с помощью данных вам измерительных приборов. Чем эта достоверность ограничивается?
Многие утверждения, изучаемые в курсе физики основной школы, учащиеся могут самостоятельно проверить на опыте. Поэтому им чаще полезно предлагать задания такого вида:
убедитесь на опыте (или предложите, как это сделать) в правильности утверждения: «при нагревании газа в замкнутом объеме его давление увеличивается» .
Полезны и такие задания: напишите рецензию на просмотренный учебный фильм, предложенную статью, параграф учебника.
• Для развития умения переводить визуальную, т.е. увиденную информацию в вербальную, т.е. словесную, и наоборот можно предложить следующие задания: опишите словами как можно подробнее установку для наблюдения фотоэлектронной эмиссии по рисунку в учебнике;
начертите принципиальную схему устройства по его словесному описанию; как, по вашему мнению, может выглядеть газовый термометр, идея которого перед вами на чертеже.
• Для формирования умения понимать задания в различных формулировках и контекстах в физике есть практически необъятное поле возможностей. Кроме задач, сформулированных традиционным способом (по некоторым данным и условиям найти неизвестную величину), можно предлагать иные: определить что-то, используя график или схему; построить график; начертить схему; решить задачу с завуалированными, недостающими или избыточными данными; составить текст задачи по графику; поставить и решить экспериментальную задачу. Большой интерес вызывают задачи с увлекательными сюжетами, парадоксами, софизмами. Много таких задач содержится в сборнике «Веселый бал и вдумчивый урок»; они интересны тем, что на основе поэтического или художественного отрывка ученику необходимо самостоятельно сформулировать физические условия задачи; кроме того, такие задачи часто не имеют однозначного решения, что стимулирует творчество и вызывает необходимость использовать многочисленные данные из разных областей жизни (точных наук, техники, истории, искусства, литературы, спорта и т.д.).
• Для формирования умения воспринимать информацию из разных источников полезно знакомить школьников с отрывками из оригинальных работ ученых. В связи с тем, что при этом ученики встретятся с большим числом непонятных слов и выражений, можно им предложить «перевести» текст на современный язык, используя принятые сейчас физические термины, Замечательным пособием для этого может послужить сборник «Классики физической науки».
Например, задания могут быть такими:
сформулируйте основную идею приводимого отрывка из работы М.В. Ломоносова: «Очень хорошо известно, что теплота возбуждается движением: от взаимного трения руки согреваются, дерево загорается пламенем, при ударе кремния об огниво появляются искры, железо накаливается от проковывания частыми и сильными ударами, а если их прекратить, то теплота уменьшается ... »;
назовите современным термином то, что американский физик Б. Франклин, назвал «электрическим огнем» в одной своей работе, отрывок которой приводится: «Как только грозовая туча окажется над змеем, заостренная про волока станет извлекать из нее электрический огонь, и змей вместе с бечевой наэлектризуется ... А когда дождь смочит змей вместе с бечевой, сделав их тем самым способными свободно проводить электрический ток. Вы увидите, как он обильно стекает с ключа при приближении вашего пальца».
•Для развития умения работать с различными источниками информации нужно чаще предлагать учащимся задания следующего содержания:
составьте подборку художественных текстов, в которых упоминается изучаемое физическое явление (например, выпадение росы, иней, таяние снега, молния, северное сияние);
за продолжительный промежуток времени соберите из прессы заметки на определенную тему (о городском автомобильном транспорте, о влиянии тепловых двигателей на экологическую обстановку, о ТЭС и ТЭЦ и др.)
сократите данный вам объемный текст до нескольких строк, не теряя и не искажая смысла;
придумайте дополнительные иллюстрации к параграфу учебника; прослушайте информацию, прозвучавшую с экрана или напечатанную в прессе; перескажите кратко ее суть (например: «Среди самых необычных моделей пришлось выбирать на днях будущий городской автобус столичным транспортникам при участии Московского комитета по науке и технологиям ... Принять участие в конкурсе пожелало даже частное лицо, представив на суд профессионалов модель автобуса на воздушной подушке ... ». Как, по вашему мнению, оценил это предложение комитет?). •Для знакомства с преобразованием информации посредством
технического инструментария физика имеет уникальные возможности. А представления о самых разнообразных способах трансформации «образа» реальности при помощи техники позволяют учащимся понять «механику» обработки информации в нужном ключе.
Например, после изучения магнитных свойств вещества в Х классе можно предложить в качестве практического задания следующее:
используя микрофон и магнитофон, запишите произвольную информацию на магнитную ленту, воспроизведите ее. При помощи регулирующих устройств исказите эту запись, сотрите ее часть, переставьте куски, сделайте наложение записи, монтаж.
Для выработки понимания того, как технически функционируют средства массовой информации сделать акцент на сфере техники коммуникаций:
электрический ток в плане его использования, магнитный поток как носитель информации, э/лучевая трубка телевизора, позволяющая видеть информацию, электролиз - как основа печатания текстов и рисунков, получение рельефных форм.
4. Основные этапы формирования экспериментальных умений
На первом этапе первоначальное ознакомление учащихся с отдельными элементами экспериментальной деятельности и отработка умений проводить простейшие измерения и наблюдения. При этом появляются общие структурные элементы деятельности для всех опытов и дается план этой деятельности.
Сформулировать (уяснить) цель опыта.
Выявить, что надо наблюдать и измерять.
Продумать ход работы (план ее выполнения)
Выполнить опыт в соответствии с намеченным планом (включая наблюдения и измерения).
Произвести вычисления и анализ полученных результатов.
Сформулировать выводы из опыта.
На втором этапе в 7 классе учащиеся осознают необходимость овладения экспериментом как видом деятельности для успешного изучения предметов естественного цикла, составляют простейший план алгоритмического характера и используют его при подготовке и выполнении опытов и лабораторных работ.
На третьем этапе формирования (9 класс) происходит выработка обобщенного плана деятельности при выполнении учебного эксперимента.
На данном этапе учащиеся должны уметь пользоваться
штангенциркулем, микрометром, счетчиком оборотов, секундомером; формулировать цель эксперимента, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в его основу; определять условия протекания опытов; делать необходимые наблюдения, измерения, запись результатов эксперимента; проводить отбор приборов, материалов и сборку установок; проводить опыты в запланированной последовательности, математическую обработку результатов эксперимента с определением абсолютной и относительной ошибок, формулировать выводы. На четвертом этапе (в 10 классе) проводится дальнейшая детализация плана деятельности учащихся при проведении эксперимента, в котором выделяются крупные блоки и структура каждого из них. В результате возникает развернутый план:
1. а) уяснить цель эксперимента;
б) сформулировать и обосновать гипотезу, которую можно положить в основу эксперимента (указать, на основе какой теории или закона).
2. а) определить условия, необходимые для проведения опыта (проверки
гипотезы);
б) наметить наблюдения, которые необходимо провести;
в) определить измеряемые величины;
г) наметить приборы и материалы для эксперимента;
д) выбрать последовательность выполнения опытов;
е) выбрать форму записи результатов эксперимента.
3. а) отобрать необходимые приборы и материалы;
б) собрать установку, электрическую цепь;
в) создать необходимые условия для проведения эксперимента.
4. а) осуществить наблюдения и измерения в запланированной последовательности;
б) записать результаты эксперимента.
5. а) вычислить искомые величины;
б) вычислить погрешности и записать результаты вычислений с указанием погрешностей измерений.
6. а) проанализировать результаты эксперимента;
б) сформулировать выводы в словесной, знаковой и графической форме.
На четвертом этапе учащиеся должны выполнять весь эксперимент самостоятельно.
На заключительном (пятом) этапе происходит совершенствование плана экспериментальной деятельности. Выполнение опытов проводится по сокращенному плану:
Осознание цели и теоретическое обоснование избираемого варианта
эксперимента.
Проектирование эксперимента.
Подготовка материальной базы и условий для проведения эксперимента.
Осуществление эксперимента.
Математическая обработка результатов эксперимента.
Осмысливание результатов эксперимента. Формулировка выводов.
5. Роль опытов и наблюдений в домашних заданиях по физике
Выполнение домашних опытов и наблюдений играет особенно важную роль в подростковом возрасте. Когда подростка не удовлетворяет то, что ответ на его вопрос есть в учебнике. У него появляется потребность получить этот ответ из жизненного опыта, наблюдений за окружающей действительностью, из результатов собственных экспериментов. В учебниках физики можно часть встретить непосредственное обращение к жизненному опыту учащихся, к его наблюдениям.
Таким образом, с одной стороны, возраст подростка требует новых путей получения знаний, а с другой - курс физики располагает большими возможностями удовлетворить и развить этот интерес. Благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися:
дают возможность расширить область связи теории с практикой;
развивают интерес к физике и технике;
рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе
вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;
дополняют демонстрационный эксперимент учителя и классные лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе;
приучают учащихся к сознательному труду.
Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и контролировать становятся составной частью в подготовке учащихся к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.
Обучающая функция домашних опытов и наблюдений проявляется в том, что они служат средством приобретения новых знаний; содействуют более глубокому пониманию учащимися физических явлений, процессов, теорий; способствуют приобретению умений и навыков в обращении с приборами, измерительными инструментами, таблицами; позволяют привить умение и навыки в составлении плана проведения наблюдений и опытов; развивают навыки измерения физических величин и анализа их взаимосвязи; служат средством практического ознакомления учащихся с наблюдением и экспериментом как методам научного познания.
Развивающая функция заключается в том, что домашний эксперимент вызывает у учащихся интерес к физике и технике, развивает способности к изобретательству и техническому творчеству.
Воспитательная функция домашнего эксперимента позволяет выработать и развить внимательность, наблюдательность, аккуратность, настойчивость в работе; приучает школьников к сознательному целенаправленному труду и воспитывает самостоятельность как черту личности.
На первых уроках физики целесообразно дать подробный устный инструктаж. При этом важную роль играет показ учителем приемов выполнения отдельных действий и операций.
По мере развития у учащихся экспериментальный умений учитель ограничивается четкой формулировкой задания.
Домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного на уроке материала. В таких заданиях учащимся предлагается не воспроизведение изученного материала, а применение
полученных знаний и умений в новых ситуациях. Например, после изучения понятия «механическая работа» учащимся предлагается вычислить механическую работу, полученную при подъеме какого-либо тела на некоторую высоту (например, 1 м), а затем работу, полученную при движении тела по горизонтальной поверхности на расстояние, равное высоте подъема (при равномерном движении).
Выполнение такого задания конкретизирует понятия «механическая работа», «единица работы», а также способ расчета работы при подъеме и при перемещении по горизонтальной поверхности.
Обсуждение результатов задания на уроке позволяет избежать того, что при перемещении по горизонтальной поверхности, за силу тяги принимают силу тяжести, а не силу, равную силе трения скольжения.
Функцию повторения и обобщения пройденного материала выполняют задания по наблюдению равновесия сил и равенства работ на подвижном блоке и рычаге.
Примеры экспериментальных домашних опытов (7 класс. «Атмосферное давление»).-403860280670Задание 1. « Тяжёлая бумага»Положите на середину стола тонкую деревянную рейку длиной 60-70 см. так, чтобы ее конец выступал за край стола на 10 см. На рейку положите полностью развернутую газету. Если газета плотно прилегает к столу, то при резком ударе по концу рейки последняя ломается, причем противоположный ее конец с газетой не поднимается. Объясните опыт.
4701540641985Задание 2. «яйцо в графине». Сварите яйцо в крутую. Очистите eгo от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно1/2 листа тетради), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Горлышкo бутылки накройте яйцом и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните, почему это происходит. (Если опыт не получился, то перед повторением надо выдуть из графина углекислый газ)
25336534290Задание 3. «Присасывающиеся стаканы».
Вырежьте резиновое кольцо; учитывая внутренний и внешний диаметры гранёного стакана, положите его на стакан. В последний опустите кусочек горящей бумаги и через 1-2с прикройте его вторым стаканом. Затем, спустя несколько секунд, поднимите верхний стакан. За ним поднимается и нижний. Объясните наблюдаемое явление. Зачем в этом опыте нужно резиновое кольцо?
Проведение следующих опытов можно предложить учащимся до изучения атмосферного давления. Знаний для объяснения
наблюдаемого явления у них еще недостаточно. Хотя понятие об атмосферном давлении и давалось в 6 классе на уроке географии, но пока учащиеся не могут использовать его для объяснения наблюдаемых явлений. Лишь после демонстрации нескольких опытов учителем физики по атмосферному давлению (поднятие воды за поршнем в стеклянном цилиндре, раздvвание волейбольной камеры, помещенной под колокол вакуумного насоса при откачивании воздуха) ученикам можно предложить дать объяснение причины тех явлений, которые они наблюдали в домашних опытах с «вползающим» яйцом и с присасывающимися стаканами.
Так учитель создает проблемную ситуацию, которая обусловлена недостаточностью знаний, имеющихся у них в данный момент для объяснения наблюдаемых явлений. Такая ситуация вызывает у учащихся потребность в приобретении новых знаний, стимулирует их на изучение нового материала.
Задание 4.
Возьмите капроновый (или из другой пластмассы) сосуд ополосните его горячей водой и закройте плотно крышкой. Через некоторое время наблюдается деформация флакона. Объясните наблюдаемое явление.
Задание 5.
Проделайте шилом в дне пластмассового флакона отверстия, быстро заполните его водой и плотно закройте крышкой.
Почему вода перестала выливаться?
Задание 6.
Возьмите блюдце и опустите его ребром в кастрюлю с водой. Блюдце тонет. Теперь опустите блюдце на воду дном, оно плавает. Почему? Определите выталкивающую силу, действующую на плавающее блюдце.
Задание 7. «Удивительное яйцо».
Опустите яйцо (картофель) в сосуд, наполовину заполненный насыщенным раствором соли. Оно плавает. Подливайте осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не заполнится. Яйцо останется на прежнем уровне. Почему?
При изучении электрических явлений в 8 классе можно предложить проделать дома следующие опыты:
Примеры дидактических заданий. «Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Вопросы:
Определите масштаб рисунка.
Какова высота подъёма тела?
Какова дальность полёта?
Вычислите время подъёма и дальность полёта до точки D.
Вычислите проекции скорости бросания на оси координат.
Чему равен и под каким углом направлен к горизонту вектор скорости бросания? Укажите масштаб для скорости. Перечертите рисунок в тетрадь и изобразите вектор скорости в момент бросания.
Вычислите скорости в точках А, В, С, D траектории. Начертите векторы этих скоростей.
Вычислите работу, совершённую при бросании тела (сопротивлением движению пренебречь). Для этого определите:
Потенциальную энергию в верхней точке В, относительно Земли.
Кинетическую энергию в верхней точке В.
Полную энергию в точке В.
12 вариантов.
Масса. Объём. Вес тела. Давление в жидкости. Архимедова сила.
Трёхмерная система отсчёта. Масштаб.
Определить координаты точки А (х, у,z).
Определить координаты точки В (х, у,z).
Определить координаты точки N (х, у,z).
Чему равна масса тела?
Тело помещено в точку А. Определите высоту на которой оно находится.
Чему равна его потенциальная энергия-Еп?Какую работу совершит тело при своём падении - А?
Законы постоянного тока.
Список использованной литературы.
В.Г. Разумовский. «Задачи диктует время».//Физика в школе. (№6 2006г)
А.Н. Крутской. «Психодидактика физики» - учебное пособие.
Л.П. Свиткова. «Изучение структуры физической теории».//Физика в школе. (№3 2008г.)
С. Сендбекова «Систематизация знаний, путь к их обобщению».// Физика в школе. (№5 2012г)
А.Н. Крутский «Дискретный подход к усвоению знаний» - учебное пособие.
А.В. Усова «Формироание у школьников научных понятий в процессе обучения». Педагогика 2010г. Стр.176.
Н.Г. Дайри «Содержание и логика его изучения». Педагогика 2005г. №3.
Л.Я. Зорина «Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников» Педагогика 2012г. Стр.128.
С.Урбанайте «О систематизации знаний по физике».// Физика в школе. (2008г. №3, стр40-44)