Сравнительная характеристика работы классного руководителя по Федеральному компоненту 2004 г. и ФГОС
Функциональные обязанности классного руководителя
по Федеральному компоненту 2004 г. Функциональные обязанности классного руководителя по ФГОС
1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ "Об образовании", Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона. 1. Классный руководитель должен знать:
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
владеть современными технологиями воспитания.
Законы и нормативные правовые акты:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ – основной закон Российского государства.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.07.2012 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). Закон вступил в силу в сентябре 2013 года.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 г.).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».
2. Основной функцией классного руководителя является организация учебной и воспитательной работы классного коллектива. 2. Классный руководитель выполняет функцию тьютора, педагога-наставника
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие
Коммуникативные
Аналитико-прогностические
Контрольные
3. Классный руководитель составляет план воспитательной работы класса и руководствуется им в своей работе. 3. Классный руководитель должен:
уметь независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися класса;
самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом;
разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся класса;
обеспечить достижения планируемых результатов;
вести документацию
классный журнал,
личные дела обучающихся / портфолио,
воспитательный план работы классного руководителя.
4. Классный руководитель создает обстановку, благоприятствующую учебе. 4. Классный руководитель организовывает в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
5. Классный руководитель создает условия для развития наиболее одаренных детей. 5. Классный руководитель стремится сохранить неповторимость ребенка, раскрыть его потенциальные способности, создает условия для самоутверждения каждого обучающегося.
6. Классный руководитель привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации). 6. Классный руководитель создает благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности учащегося.
7. Классный руководитель организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса. 7. Классный руководитель организовывает системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
8. Классный руководитель помогает деятельности различных детских общественных организаций. 8. Классный руководитель взаимодействует с внешкольными учреждениями культуры, спорта, здравоохранения и т.д., создавая благоприятные условия для развития личности учащегося.
9. Классный руководитель взаимодействует с родителями учащихся посредством тематических родительских собраний, которые проводит один раз в четверть. 9. Классный руководитель устанавливает контакт с родителями (законными представителями) обучающихся, оказывает им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); проводит консультации, беседы с родителями (законными представителями) обучающихся.10. Классный руководитель привлекает родителей для организации внеурочной деятельности класса. 10. Классный руководитель организовывает внеурочную деятельность; стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.
11. Классный руководитель создает условия для проявления инициативы учащихся, творчества, потребности в тех мероприятиях, которые необходимы учителю и администрации образовательного учреждения. 11. Классный руководитель создает условия для саморазвития, самореализации личности обучающегося и его успешной социализации в обществе.