Планирование Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основании федерального государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
Программа предполагает на изучение – 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Данная программа ориентирована на учебники:
1) Л.Н. Боголюбова., Обществознание 10 класс .М., «Просвещение», 2010.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и человек, основные сферы общественной жизни, право. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции, аукционы, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач: - развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
1) биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
2) тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
3) необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
4) особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
Характеризовать: основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать: информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Осуществлять поиск: социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Оценивать: действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Формулировать: на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
Подготовить: устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Применять: социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах. определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Тематическое планирование учебного материала
№
Тема раздела
Количество часов
1
Общество и человек
15
2
Основные сферы общественной жизни
41
3
Право
12
4
Обобщающие уроки
2
5
Итого
70
Программа по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. (70 ч).
Раздел 1. Общество и человек (15 ч).
Глава 1. Общество (4 ч).
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (11 ч).
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (41 ч).
Глава 3. Духовная культура (9 ч).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (5 ч).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (16 ч).
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера (11ч).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право. (12 ч).
Глава 8. Право как особая система норм (12 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. (2ч.)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
№п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обучения
Оснащенность
(%)
1
Литература основная
-Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова., 6-е изд. М., «Просвещение» 2010г.
Литература для обучающегося:
- Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, 6-е изд. М., «Просвещение» 2010г.
100%
2
Технические средства обучения
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экспозиционный экран
- принтер лазерный
100%
3
Экранно-звуковые пособия
-электронные презентации по обществознанию
100%
№ урока в году
Тема раздела (кол-во часов),
тема урока
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения фактическая
Раздел 1. Общество и человек
(15 ч).
Глава 1. Общество
(4 ч).
1-2
Что такое общество.
2
3-4
Общество как сложная динамическая система.
2
Глава 2. Человек
(11 ч).
5-6
Природа человека.
2
7-8
Человек как духовное существо.
2
9-10
Деятельность – способ существования людей.
2
11-12
Познание и знание.
2
13-14
Человек в системе социальных связей.
2
15
Урок обобщения по теме. «Общество и человек».
1
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни
(41 ч).
Глава 3. Духовная культура
(9 ч).
16-17
Культура и духовная жизнь общества.
2
18-19
Наука и образование
2
20-21
Мораль. Религия.
2
22-23
Искусство и духовная жизнь.
2
24
Урок обобщения по теме «Духовная культура».
1
Глава 4. Экономика
(5 ч).
25-26
Роль экономики в жизни общества.
2
27-28
Экономическая культура.
2
29
Урок обобщения по теме «Экономика».
1
Глава 5. Социальная сфера
(16 ч).
30-31-32
Социальная структура общества.
3
33-34-35
Социальные взаимодействия.
3
36-37-38
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
3
39-40
Нации и межнациональные отношения.
2
41-42
Семья и быт.
2
43
Социальное развитие и молодёжь.
1
44-45
Урок обобщения по теме «Социальная сфера».
2
Глава 6. Политическая сфера
(11 ч).
46-47
Политика и власть.
2
48-49
Политическая система.
2
50-51
Гражданское общество и правовое государство.
2
52-53
Демократические выборы и политические партии.
2
54-55
Участие гражданина в политической жизни.
2
56
Урок обобщения по теме «Политическая сфера».
1
Раздел 3. Право
(12 ч).
Глава 7. Право как особая система норм
(12 ч).
57-58
Право в системе социальных норм.
2
59
Источники права.
1
60-61-62
Правоотношения и правонарушения.
3
63-64
Современное Российское законодательство.
2
65
Предпосылки правомерного поведения.
1
66-67
Общество в развитии.
2
68
Итоговый урок. Человек и общество.
1
69-70
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
(2ч.)
Заголовок 515