Авторская разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
Авторская разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
Фамилия, имя, отчество участника: Никиташина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
Наименование образовательного учреждения: МОУ СОШ №2 с Кузоватово, Ульяновская область, Кузоватовский район, село Кузоватово
Цели:- узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель; * усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи;- осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни.- показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему;- прививать любовь к народным традициям ;- совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности;
Оборудование: детские рисунки, поздравительные открытки, поделки, акварельные краски, компьютер, проектор.
Ход занятия.
Организационный момент .(Звучит Тропарь праздника «Пасхальный звон» )
Из страны далекой ласточки летятВесело щебечут, людям говорят:Люди, пробудитесь! К вам весна пришла А с весной и Пасха радость принеслаРадость, что из гроба Божий Сын Воскрес,Есть спасенье людям и надежда есть,Иисус Воскрес из мертвых – вся земля
И опять на Землю скоро Бог придет.
Сообщение темы занятия.
Ведущий.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об истории одного из самых значительных православных праздников – Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресенья.Накануне Пасхи тысячи поздравительных открыток разлетятся по свету, с сердечным приветом надежды и любви «Христос Воскреси!», а тысячи других открыток отвечали: «Воистину Воскреси!»Вот и мы будем встречать этот величайший и любимый праздник православных христиан в мире – Святую Пасху.
Работа по теме занятия.
а) Поговорим об истории праздника (презентация).
Ведущий.
- Ребята, кто же такой Иисус Христос? (ответы детей)
С древне- еврейского имя означает по- русски спаситель, освободитель.
-А людей которые ему верят как называют? (христиане) Иисус Христос по желанию отца своего, Бога Небесного, родился у девы Марии и плотника Иосифа в еврейском городе Вифлееме. Когда ему было около 30 лет, он был взрослым молодым человеком, весь еврейский народ удивлялся чудесам, которые он мог творить.- Какие чудеса вы помните? (предположения детей)
Слепым помогал стать зрячими, безногим – ходячим, спасая людей от смертельной опасности и болезни.И как рассказывает церковная книга «Библия» слух о сыне Божьем, Иисусе Христосе пронесся по всей земле.Люди приходили к нему отовсюду – послушать его праведные речи, вылечиться от болезни, поверить ему. И стали люди жить честно, много трудиться, любить друг друга, не воровать, не убивать, молиться Богу, рассказывать ему о хороших и добрых делах, каяться в плохих, чтобы быть прощенным. Но Иисусу было трудно совершать много дел, но другому их делать чудеса, добрые дела.- Ребятки, а что значит делать добрые дела? (рассуждение детей)Но злые люди решили погубить Иисуса. При помощи Апостола Иуды другим словом - предателем.В то время осужденных казнили на кресте, их гвоздями прибивали к деревянному кресту. И вот Иисуса Христа распяли.В тот же час померкло солнце , и на небо опустилась тьма.Вечером, когда Иисус после тяжелых мучений умер, его отнесли в пещеру и вход в пещеру привалили большими камнями. На третий день восходит солнце, пещера, где находилось тело Христа, озарилось светом , и благодаря своей божественной силе Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось, он вышел из пещеры невидимым для стражи. Добро, любовь, правда восторжествовали..Праздник Воскресенье Христово празднуется каждый год. Еще заранее люди начинают готовиться к этому празднику: чистят и убирают свои жилища, придают им наглядный вид.- Подскажите мне, а что еще делают к этому празднику? (ответы детей: стряпают куличи, сдобу, булки, красят яйца)Пасха - самый торжественный , самый радостный праздник, но отмечается он каждый год по -разному, в разно время.
Верующие люди ходят молиться, просят прощения у Иисуса Христа за глупость свою, за предательство, за зло, и звучит молитва, которые поет церковный хор, Батюшка – священник и верующие. К полуночи вся церковь освещается свечами. Священнослужители в светлых нарядных одеждах, расшитых золотом, под колокольный звон молятся с крестом в руках, иконами, совершает крестный ход. А ровно в полночь священник провозглашает: «Христос Воскреси!» При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником и прощают обиды- зачем? Потому что Иисус Христос заповедовал всем любить. А затем, чтобы только добро и свет приставали к душе нашей. Чтобы все худое, плохое, что есть в человеке уходило.В церковь люди приносят куличи, пасхи, крашеные яйца, которые священник опрыскивает водой.И наступивший день начали называть «Святым Христовым Воскресеньем». Символом Пасхи – красное яйцо. Раскрашенное яйцо считается символом радости и жизни. Яйца дарят в знак любви и почтения.
Б) Отгадайте загадки.
Ученик 1
Этот светлый праздник празднуется в весеннее время года, когда вся природа пробуждается и оживает от зимнего сна. А теперь предлагаю вам отгадать загадки, которые я вам приготовил.
Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,А пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна)
Была бела да седая,Пришла зеленая, да молодая. (Зима и Весна)
Прилетела пава, села на лаву,Распустила перья для всякого зелья. ( Весна)В) Исполнение закличек
Ученик 2
Наступлению весны ,пробуждению природы рады все, особенно дети. Они обычно и начинали звать, закликать весну:Весна, весна красная,Приди , весна, с радостью, С великой милостью,Со льном высоким,С корнем глубоким, С хлебами обильными.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко,Твои детки плачут, сыр колупают,Собакам бросают, собаки-то не едят,А куры-то не клюют,Солнышко покажись, красное снарядись,
Г) Составить пословицы.
Ученик3
А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
Мы сейчас проверим. Вот первой команде, а вот второй команде по 10 половинок (Пословицы должны быть написаны на полосках бумаги и разрезаны на половинки, первые половинки отдаются мальчикам, а вторые – девочкам). Они разрезаны и перемешаны. Нужно их правильно соединить и прочитать.-Где любовь - / там и согласие.-Без солнышка нельзя пробыть - / без милого нельзя прожить.-С милым - / и в шалаше рай.-Верная любовь - / ни в огне не горит, ни в воде не тонет.-Где любовь да совет - / там и горя нет.-Для милого дружка - / и серёжка из ушка.-И день-то светел, и ночь коротка - / коли милая пришла.-Любовь да лад - / не надобен и клад.-Миленек - / и не умыт беленек.-Любовь не пожар, / а загорится – не потушишь.
Д) Народные пасхальные игры.
Игра 1. Класс делиться на 2 команды и собирает яйца! Яйца ввиде пазлов! Кто быстрее!!!
Игра 2. Надо по времени нарисовать Пасхальное яйцо и раскрасить его!Участвуют по 3-4 человека.
Одним из развлечений на Пасху было катание яиц. Для этого приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось целым.
Е) Роспись яйца на пасхальный мотив.
Работа в группах. Оценивается: 1.Оригинальность. 2.Соответствие теме. 3.Аккуратность выполнения.Уч-ся демонстрируют свои работы.
3. Подведение итогов
Молодцы, вы справились с заданием!!! Воспрянул Дух- Христос Воскрес! Желаем счастья и чудес!