Презентация к открытому уроку русского языка в 9 классе по теме Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский 1. Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.2. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. 3. Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.4. Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме он был виден тут всюду.5. Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.6. Я скажу «Не надо рая, дайте родину мою!» Тема урока: «Двоеточие в БСП» изучить особенности постановки двоеточия в БСП. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” Причина Печален я: со мною друга нет. (Печален я, так как со мною друга нет.) Пояснение Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (Степь пестреет цветами, а именно желтеют одуванчики, синеют колокольчики.)ДополнениеПавел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него. (Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до него.)Я поднял глаза: на небе сияло солнце. (Я поднял глаза и увидел, что на небе сияло солнце.)  1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. 6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. 1. ( Причина)2. (Дополнение)3. (Причина)4. (Пояснение)5. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)6. (Пояснение) Вокруг было прекрасно:Я оглянулся и увидел:Перед нами предстала удивительная картина: Спасибо за урок!