Выступление на муниципальном конкурсе Знаем, умеем, научим Как легко выучить таблицу умножения


Мастер –класс «Как легко выучить таблицу умножения»
Цель : процесс формирования сознательных навыков, основанных на понимании смысла действий умножения ; на умении применять переместительное свойство умножения, на усвоении взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; проходящий в игровой форме, в виде открытия «секретов», чтения стихотворений.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу поделиться с вами способами изучения таблицы умножения с детьми без надоедливой зубрежки.
Концепция:
Таблица умножения, без преувеличения, является одной из основ математической науки. Без ее знания обучение математике и алгебре станет очень трудным, если невозможным вовсе. Да и в повседневной жизни таблица умножения оказывается востребованной практически ежедневно. Именно поэтому ее освоению в начальной школе отводится так много времени.
Однако легким изучение таблицы Пифагора не назовешь: навык умножения осваивается с трудом, и запомнить всю эту немалую массу чисел ребенку тоже нелегко.
Девизом современной педагогики можно считать фразу «обучение с увлечением».
Т.е. идти к цели приятными, математически интересными и педагогически обоснованными «дорогами».
Таблица для заучивания наизусть выглядит страшновато. Сто отдельных факто! Зубрить их трудно и скучно. Как вы думаете, сколько примеров всего нужно выучить, что бы запомнить всю таблицу? Запомните свой ответ.
Из сотен существующих трюков и методов, связанных с таблицей умножения, я выбрала и разделила всю таблицу для изучения: простые или легкие примеры, рифмованные, таблица умножения на 9 (т.к. она является наиболее трудной для запоминания).
Логично, что начинать изучение таблицы нужно с более сговорчивых чисел. Так детям легко запомнить столбец примеров с 1, поскольку ответы будут идентичны изменяющемуся множителю. Таблицей умножения на 10, т.к. легко запомнить, что при умножении на 10 к изменяющемуся множителю с правой стороны дописываем ноль (в таблице эти столбцы обозначены зеленым цветом)
Затем можно приступить к изучению столбца с цифрой 2, потому что такое умножение легко проиллюстрировать любыми подручными средствами, прибавляя всякий раз по 2. (слайд «секрет» ) Секрет самой простой таблицы умножения на 2. Если посмотреть внимательно, мы увидим ритмический повтор цифр в разряде единиц.
Таблицу умножения на 3 легко запомнить. Секрет , который таит в себе эта таблица очень прост: сумма цифр в произведении делится на 3. (ритмично повторяется 6,9, 3)
Также подмечено, что легко дается изучение на 4 (умножить на 2 и еще на 2).
Замечено, что таблицу на 5 дети учат с удовольствием, поскольку ответы в этом столбце оканчиваются только на 0 и 5 (слайд). Ритмичный рисунок , связанный с чередованием четных и нечетных множителей.
(По ходу обращать внимание на то, что в таблице умножения становится все меньше и меньше примеров для запоминания. Все выделено цветом.)
Изучая таким образом таблицу , важно обращать внимание , на то , что многие примеры в ней повторяются, только числа меняются местами.
Далее , можно перейти к изучению таблицы на 6. Этот столбик примеров очень богат поэтическими строчками. Назовите эти примеры.
6х4 =24 6х6=36 6х8=48 запоминаются легко.
Можно обратить внимание , если второй множитель четное число, то он указывает на цифру единиц в произведении.
6 х2=12 6х4=24 6х6=36 6х8=48
(слайд с объяснением) (сумма 66)
Для легкости запоминания трудных случае столбика умножения на 7 можно применять рифму. Т.Е. попробовать выучить ее с помощью стихов.
(слайд со стихами умножения на 7, секрет)
К моменту изучения таблицы на 8 сколько случаев останется неизученными?
Всего 3 примера нужно выучить к этой таблице, остальные случаи нам уже известны.
Повторяющиеся примеры в таблице выделяем одинаковым цветом.
Маленьким покорителям большой математики можно показать такую хитрость , связанную с таблицей на 9.Если принять в столбце первый ответ за 09, то цифры в ответах выстроятся в два столбца, причем левый будет представлять собой ряд расположенных по порядку цифр от 0 до 9, а правый от 9 до 0.
Хорошим вариантом станет изучение таблицы на 9, с помощью пальцев. Такой своеобразный лайфхак заинтересует любого ребенка.
Расположим кисти рук перед собой ладонями вовнутрь. и пронумеруем пальцы мысленно от 1 до 10. (можно написать)
Например умножаем 3 на 9. Загибаем тот палец, который совпадает со вторым множителем. Пальцы до загнутого пальца обозначают десятки, после единицы. Быстро, легко и интересно.
Нельзя забывать, что таблицу нужно знать и в разнобой. Здесь нам поможет игра. (ее можно применять во время устного счета или повторения).
Делаются карточки , на одной стороне записан пример из таблицы, на другой стороне ответ. Ученик выбирает себе карточку, решает пример. проверяет себя заглянув на обратную сторону. Если пример решен верно, карточка остается у ребенка. Кто больше собрал карточек тот и оказывается победителем.
Освоение таблицы умножения процесс не слишком быстрый. Интерес, мотивация, игра – вот что стоит во главе. Доказано, что если ребенок увлечен материалом, он осваивает его гораздо быстрее и лучше. Достаточно проявить немного терпения, фантазии и заинтересованности.
Таблица умножения достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет 2х2 по –прежнему 4. Спасибо за внимание!