Конспект урока по теме «Постановка тире в бессоюзном сложном предложении»
Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;
Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
Воспитательные: воспитание интереса к языку; воспитание взаимоуважения.
Оборудование:
экран,
ноутбук,
проектор,
индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием
таблицы
карточки для написания графического диктанта
Ход урока
Оргмомент;
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и наших гостей! Я надеюсь, что сегодня у вас всё получится! А чтобы вас подбодрить и настроить на работу, я хочу рассказать вам притчу. Она называется «Корова»
Задумала корова стать лошадью. Стала прыгать по полянке, бегать и звонко ржать. Она думала, что всё у неё получается так, как у настоящей лошади. Её ржание-мычание привлекло волка. Но вместо того чтобы встретить его рогами, корова повернулась к нему и стала лягаться, как лошадь. Вечером хозяин нашёл в лесу рожки да ножки.
Мораль этой притчи такова: Используй то, что ты имеешь, и это принесёт тебе успех.
А что мы с вами будем использовать, чтобы сегодня добиться успеха?
!!!!!!! Правильно: хорошее настроение, желание узнать больше и, конечно, знания, полученные ранее.
- Итак, напомните мне, какие сложные предложения мы изучаем? (сложные бессоюзные)
- Почему они так называются? (нет союзов)
- Как же соединяются части таких предложений? (при помощи интонации)
- Какие знаки препинания в БСП можно использовать? ( , ; : - )
- Правила постановки каких из них вам уже знакомы? (, ; : )
- Какое из этих правил мы изучали последние два урока? (постановка двоеточия)
- Напомните это правило мне и всем присутствующим, начиная фразу так « Я поставлю двоеточие, если:
1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «А ИМЕННО»)
Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости
2. Между частями складываются изъяснительные отношения ( можно вставить И УВИДЕЛ , ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО)
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти
Во второй части называется причина того, о чём говорится в первой (можно вставить ПОТОМУ ЧТО; ТАК КАК; ПОСКОЛЬКУ)
Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного человека.
4. Вторая часть - прямой вопрос.
Я часто спрашиваю себя: кто виноват в смерти Бэлы?
Молодцы, ребята! Отлично знаете правило.
А сейчас мы увидим, насколько хорошо вы умеете им пользоваться: в качестве домашнего задания вам были даны карточки с предложениями. Что нужно было сделать с этими предложениями? (расставить знаки препинания и распределить по группам в зависимости от условия постановки двоеточия)
Я доверяю любящим: они великодушны. причина
Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. пояснение
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. изъяснение
Я смотрю на часы : мы точно выполняем расчёты штурмана. изъяснение
Мир строит война разрушает.
Однако пора спать: уже без четверти шесть. причина
Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями. пояснение
Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом
Правильно, молодцы!!!!!!!
А в каких из этих предложений вы затруднились поставить знаки препинания??? (5,8)
Действительно, в этих предложения вам сложно было поставить знаки препинания, так как они относятся к теме сегодняшнего урока. И я надеюсь, что в конце урока вы не только сможете поставить недостающие знаки препинания в этих предложениях, но и объяснить их с помощью правила.
Итак, открывайте ваши тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока:
Семнадцатое марта
Классная работа
Тире в бессоюзном сложном предложении
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)
Правильно! Итак, за работу!
Прослушайте объяснение новой темы: включается видеоурок « Тире в БСП»
Всё ли вам понятно?
Чтобы лучше усвоить правило, откройте ваши учебники и прочитайте правило на странице 185 параграфа 32 (про себя)
А теперь выполним упражнение 275 (устно): читаем предложение и объясняем постановку тире (на партах лежит таблица «Тире в БСП»)
Замечательно!
Физкультминутка
А сейчас слушайте меня внимательно и выполняйте мои команды:
Встаньте и поднимите левую ногу, если сегодня понедельник.
Похлопайте над головой, если у вас хорошее настроение.
Подпрыгните 3 раза, если у вас форма зелёного цвета.
Если ваш день рождения летом или весной, покивайте головой; если зимой или осенью – сделайте боксирующие движения.
Если 7 на 7 равно 64, поднимите правую руку, если нет – левую.
Если сегодня у вас 7 уроков, попрыгайте с поднятыми руками на правой ноге, если 6- на левой.
Присядьте те, кто считает, что среда – третий день недели
Вдохните глубоко и настройтесь на работу
Молодцы!
Итак, за работу!
Лингвистическое моделирование: упр.276 стр. 187 (самостоятельно)
Проверка
А теперь устно выполним небольшой открытый тест, в котором есть предложения с разными знаками препинания в БСП. А поможет вам в выполнении теста таблица «Знаки препинания в БСП» Напишите цифры от 1 до пяти и по каждой цифрой напишите ответ значком:
(презентация)
Отлично! Молодцы, ребята!
Перед выполнением следующего задания мы ещё раз вспомним, какие знаки препинания используются в БСП и при каких условиях:
Запятая и точка с запятой?
Двоеточие?
Тире?
Всё правильно. Вы неплохо знаете правило!
Давайте вернёмся к предложениям, которые вызвали у вас затруднение при выполнении домашнего задания. Объясните знаки препинания в них.
Мир строит - война разрушает. (противопоставление)
Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(условие)
А теперь приступаем к написанию графического диктанта: нужно проставить карандашом галочки напротив необходимого знака препинания. У вас должно получиться 10 галочек. Каждая галочка – 1 балл.
Те, кто не уверен в своих силах, могут пользоваться таблицей «Знаки препинания в БСП»; те, кто хочет получить 9-10, таблицей не пользуются.
За работу!
Проверка: ключ
Знакипрепинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
Двоеточие
Тире
Молодцы! Если вас устраивает ваша отметка, подойдите в конце урока с дневником!
Мы сегодня отлично поработали, и пришло время записать домашнее задание: параграф 32, упражнение 282: закончи предложения.
Минутка безопасности: А так как урок наш сегодня последний, я ещё раз хочу напомнить вам о
том, что самое ценное – это жизнь. Будьте внимательны при переходе дороги, смотрите по сторонам. Помните, что автомобиль или другое транспортное средство невозможно остановить в одно мгновение.
Спасибо за урок! До встречи!
Приложение
Игра «Продолжи пословицы, в которых ставится тире»
- Будешь трудиться – будешь и кормиться.
- Ноги носят – руки кормят.
- Напишешь пером – не вырубишь топором.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Лето припасает – зима поедает.
- Недруг поддакивает – друг спорит.
- Не спеши языком – торопись делом.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Пришла беда – отворяй ворота.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15