Исследовательская работа ученицы 9 класса МОАУ Гимназия №7(полного дня) г. Оренбурга Стрелец Марии Судьба либеральной идеи в эпоху правления Александра I


Содержание
Введение3
1 Вступление во власть Александра I и либеральные начала воспитания будущего самодержца6
2 Социально-экономическое состояние России к началу правления Александра I14
3 Анализ либеральных реформ во внутренней политике Александра I20
Заключение.31
Список использованных источников32

Введение
Либеральная идея в истории России имела нелегкую судьбу: в государстве, в котором преобладало административно-чиновническое устройство власти, и в хозяйстве, по преимуществу, аграрном, побеждал консерватизм, а не либерализм.
Либерализм – это идеология (набор политических, экономических, религиозных и других убеждений), в основе которых лежат идеи равенства, свободы и частной собственности. Либерализм признает необходимость демократии, принцип верховной власти права, свободу индивида, терпимость к инакомыслию, свободу совести (религии), веру в прогресс общества и рациональный путь хозяйствования.
Либеральная идея базируется на оптимистическом взгляде на природу человека, способного к самосовершенствованию, так что ему нужно для этого только создать условия. Главное, с точки зрения либерализма – обеспечить максимальную самостоятельность и свободы человека в политическом, экономическом и культурном отношениях.
По мнению многих отечественных историков и философов есть « много загадочного в русской истории, в судьбе русского народа и русского государства» (Н.А.Бердяев). Огромное значение здесь имели географические факторы: положение России между Европой и Азией, необъятные пространства. Для управления огромной державой всегда требовалась огромная государственная машина. «Вся внешняя деятельность человека шла на службу государства» (Н.А. Берядев). Это приводило к «страшной централизации», к подчинению всей жизни государственному интересу и подавлению свободных сил индивида и общества, в целом.
В этих условиях было не развито сознание личных прав, ограничена самодеятельность общественных групп и классов. Кроме того, долгое врем я (практически, во всей истории) приходилось защищать Россию от внешних врагов. И вот, «духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность…Смирение русского человека, его терпение стало его самосохранением» (Н.А. Бердяев)
Попытка в начале XIX в., в эпоху правления императора Александра I привнести в строй государства и в строй русской души либеральную идею столкнулась с объективными особенностями и факторами развития России.
Неудачи реформирования государства Российского, таким образом, были связаны не только (и не столько) с характером самодержца, его «двойственностью» тягой к внешне показному, но и с внутренней неготовностью самого общества принять эти реформы. Народ, в своей массе, был забыт и неграмотен, склонен к патриархальным, традиционном формам хозяйства и культуры, придерживая консервативных взглядов на власть и её задачи. Власть воспринималась как «отец», держащий все в своих руках, «наказывающий и милующий». Все остальные – не граждане, а «дети» - должны были только подчиняться и безропотно выполнять идущие сверху указания.
Дворяне воспринимали либеральные идеи и реформы как «чуждые для них новшества, пришедшие с далекого и непонятного Запада. Они почувствовали, кроме этого, реальную угрозу своим имущественным интересам, к которым относилась, прежде всего, собственность на землю и людей (крепостных), её обрабатывающих.
Передовые классы - буржуазия, купечество, зажиточные слои городского населения, интеллигенция, формирующая и распространяющая идеи свободы и прав личности, то есть те люди, которые подтолкнули западные страны к капитализму, в России были очень немногочисленны и «погоду не делали».
Таковы объективные предпосылки неудачного реформирования политической, экономической и гражданской жизни России, предпринятого Александра I.
Не все, конечно, было напрасным: сохранились ростки идей, зачатки новых, перспективных общественных органов, политических движений. Толчок был дан и развитию народного просвещения; в художественной культуре России они были запечатлены в стихах и песнях, легендах и притчах, а затем великой русской литературе, в традициях культуры, в целом.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной и для нынешнего анализа духовно- политической жизни страны, которая несет в себе «семена» истории либеральных идей, побуждая к выводам о проблемах и возможностях их реализации на современном историческом этапе развития нашей Родины.
Целью работы является исторический анализ попыток реформирования государственного и общественного строя России в эпоху правления императора Александра I.
Задачи работы;1) исследовать политическое и социально-экономическое состояние России к началу царствования Александра I.2)изучить становление личности Александра I его воспитание в духе буржуазных либеральных идей 3) исследовать индивидуально-психологический настрой Александра I на осуществление реформ и причины их неудач в эту эпоху.

1 Вступление во власть Александра I и либеральные начала в воспитании самодержца
Александр I – государь император и самодержец всероссийский. Родился 12 декабря 1777 года в Петербурге и умер преждевременной смертью 19 ноября 1825 в Таганроге. Сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны (до перехода в православие – Софии Марии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской). Александр был старшим сыном у Павла Петровича и Марии Федоровны. Заботу о его воспитании, с первого же года жизни, взяла на себя бабушка императора - Екатерина II.
Екатерина боготворила и восхищалась внуком. Она называла его « мой Александр» и порочила его в свои наследники. Собственной персоной, Екатерина самолично занималась воспитанием Александра и его брата Константина, родившегося на 1,5 года позже, чем Александр.
Воспитание Александра было основано на принципах разумности, свободы человеческой личности, свободы слова и мысли, нормального, здорового быта. Как считает Сергей Федорович Платонов - русский историк, лидер «старой профессуры» в СССР. «Как физическое, так и умственное воспитание Александра шло по «наставлениям», написанным самою Екатериной. И было согласовано с либеральными идеями века».
Когда Александр подрос, императрица тщательно подобрала штат воспитателей и учителей. Главным среди воспитателей стал Н.И. Салтыков, но фактически был, можно сказать, прикрытием для императрицы, которая сама желала быть подлинной воспитательницей для Александра.
Фридрих-Цесарь Лагарп был учителем и воспитателем императора с 1784 по 1795гг. В течение 11 лет, убежденный либерал и республиканец, он воспитывал в Александре наклонность к политической свободе и к равенству, отвращение к деспотизму. Лагарп мечтал воспитать из Александра "человека — друга свободы, покровителя наук и искусств, который явится в мир, чтобы провозгласить идеи равенства и независимости. Как счастлив будет управляемый им народ: в его государстве воздвигнутся многочисленные школы, университеты, будет процветать торговля. Мирные землепашцы, благословляя своего монарха, с любовью обратятся к своим сельским работам, пышная аристократия снимет свои раззолоченные кафтаны, при дворе стихнут интриги и козни, и все обратятся к занятиям, облагораживающим ум и сердце". При этом, нравственные свойства самого Лагарпа имели больше воздействия на Александра.
Как сам он неоднократно заявлял и часто во всеуслышание, что всем, что в нем есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Александр был очень умен, остроумен и достаточно талантлив, но его лень и вечное желание находиться в состоянии праздности и покоя мешали ему. Его воспитатель - генерал Александр Яковлевич Протасов в 1791 году (когда Александру было четырнадцать лет) писал: «Замечается в Александре Павловиче много остроумия и способностей, но совершенная лень и нерадение узнавать о вещах … о внутреннем положении дел … и знать о происходящем в Европе. То есть действует в нем одно желание веселиться и быть в покое и праздности. Дурное положение для человека его состояния. Я все силы употребляю перебороть сии склонности. От некоторого времени замечаются в Александре Павловиче сильные физические желания, как в разговорах, так и по сонным грезам, которые умножаются по мере частых бесед с хорошими женщинами». [Чулков Г.И.]
Современники приписывали Александру способность пускать пыль в глаза, казаться не тем, кем он был на самом деле. Жизнь при дворе, метания между отцом и бабушкой, приучили Александра к двуличию и лицемерию.
С 1790-го Екатерина стала искать претенденток на роль супруги и спутницы жизни Александра I. Выбор Великой императрицы остановился на баденских принцессах. В октябре 1792года две принцессы, Луиза и Фредерика, прибыли в Петербург. Фредерика была совсем ребенком, а старшей Луизе, исполнилось четырнадцать лет. Она и стала невестой русского наследника.
9 сентября 1793 года Луизу перекрестили из лютеранства в православие, нарекли Елизаветой Алексеевной, а 10 сентября обручили с Александром Павловичем. Празднества по случаю женитьбы любимого внука Екатерины продолжались четырнадцать дней и завершились блистательным фейерверком на Царицыном лугу [Данилова А.].
В это же время судьба сводит Александра с польским аристократом, князем Чарторижском. Между молодыми людьми завязалась многолетняя дружба. Александр нашел в князе Чарторыжском что-то близкое ему. Александр же сильно изумлял поляка своей откровенностью и свободомыслием, которым он отличился в одной из прогулок с ним в Таврическом дворце.
Как замечал Чарторижский, не только политические взгляды, но и само мироощущение Александра мало соответствовали его положению наследника престола и будущего императора. «Великий князь, вспоминал Чарторижский, любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок; полевые труды, простая спокойная жизнь в уединении: таковы были мечты его юности».
С 1796 г. Екатерина II начала составление манифеста о передаче престола своему внуку, минуя сына.
Часто она говорила своим приближенным о Павле: « Я вижу, в чьи руки попадает империя после моей смерти! У моего преемника будет только одна цель, превратить Россию в прусскую провинцию!...»
17 ноября 1796 в Зимнем дворце скончалась Екатерина II. На престол все-таки вступает Павел I.Он положил конец рассеянной жизни своих сыновей.
В 1797 году Александр становится военным губернатором Санкт-Петербурга, генеральным инспектором кавалерии и почетным полковником Семеновского полка.
Павел I серьезно опасался сына и во всем его подозревал. Его недоверие к сыну росло с каждым днем. Император иногда передавал Александру, что тот «исключительная свинья» или « скотина»!!!! Александр, напротив, старался угодить отцу и вызвать в нем хоть немного доверия, но ему не помогала даже покорность. Для того, чтобы угодить отцу, он стал носить прусский мундир. Также известно, что Александр написал отцу письмо, в котором безоговорочно отказался от короны в его пользу.
Между тем, их отношения портились еще сильнее. Все попытки Александра обезоружить недоверие отца были бесполезны. Павел не унимался. Несмотря на то, что будущий наследник окружал себя исключительно людьми, преданными государю, вел уединенную жизнь с женой, не принимал никого и разговаривал только в присутствии императора, Павел продолжал следить за каждым шагом своего старшего сына, стараясь застать его врасплох.
Великий князь видел и понимал безумие неограниченной власти.
В письме к своему учителю, впоследствии другу, Лагарпу, написанном в 1797 г. Александр писал: «…благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот. Невозможно передать все те безрассудства, лишенную малейшей справедливости, немалую долю пристрастия и полнейшую неопытность в делах. Выбор исполнителей основан на фаворитизме; слуги здесь не причем, одним словом, мое несчастное отечество находится в положении не поддающемуся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожено. Вот картина современной России, и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце. Я сам, обязанный подчиняться всем мелочам военной службы, теряю все свое время на выполнение обязанностей унтер-офицера, решительно не имея никакой возможности отдаваться своим научным занятиям, составляющим мое любимое времяпровождение... Я сделался теперь самым несчастным человеком…»
По этому письму можно сказать, что Александр I вполне отдавал себе отчет в сложившейся к началу XIX века ситуации: Павел I оттолкнул от себя армию и народ, недовольство им росло с каждой неделей.
Видя, придворную и государственную жизнь, в разных её оттенках и ее проявлениях, Александр положительно не одобрял ее.«Вам известны, - вновь писал он Лагарпу, - различные злоупотребления, царившие при покойной императрице; они увеличивались по мере того, как ее здоровье и силы, нравственные и физические, стали слабеть… Мой отец, по вступлении на престол, захотел преобразовать все решительно. Его первые шаги были блестящими, но последующие события не соответствовали им. Все сразу перевернулось вверх дном, и потому беспорядок, господствовавший в делах и без того в слишком сильной степени, лишь увеличивался.
Военные почти все время проводят в парадах. Во всем прочем решительно нет никакого строго определенного плана. Сегодня приказывают то, что через месяц будет уже отменено. Доводов никаких не допускаются, разве уж тогда, когда все зло совершилось. Наконец, чтоб сказать одним словом – благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами... Мне думалось, что, если когда-либо придет и мой черед царствовать, я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкой в руках каких-нибудь безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей».
Это письмо показывает, что Александр, видя весь ужас безграничной власти и самодурства, переживает за судьбы страны и ставит перед собой задачи спасти страну - даровать ей свободу.
Популярность Александра во время правления Павла I росла по мере того, как усиливалась ненависть к Павлу.
С 1798 года Александр I стал председателем в военном парламенте, а с 1799 - заседать в Сенате и Государственном совете.
Многие противники Павла уже неоднократно предлагали Александру силой заставить отца отречься от престола и передать власть своему сыну, то есть Александру, но Александр, внимательно слушая их, отказывался. Переворот был неизбежен. Во главе заговора стоял петербургский военный губернатор, Пален. «Это был человек очень сильной воли, большого властолюбия и, бесспорно, большого ума, но циник, не останавливавшийся, ни перед какими средствами…» Так писал о нем А. А. Корнилов.
Петр Алексеевич Пален, участник Русско-турецких войн, орденоносец, первый губернатор Курляндии и военный губернатор Санкт-Петербурга (1798-1801), был достаточно умным и сумел войти в доверие сразу и к отцу, и к сыну. После того, как в августе 1800 года его уволили с должности губернатора, 21 октября вновь назначили его военным губернатором столицы. Понимая непрочность своего положения, он встал во главе заговора, приведшего к убийству императора Павла.
Подготовка переворота началась в 1800 году вице-канцлером, графом Никитой Петровичем Панином. Он был идейный вдохновителем заговора. Именно он первый заговорил с Александром по этому поводу. Устроить свидание Панина и Александра помог Пален.Свидание проходило в бане. Панин изображая критическое положение империи , старался не оскорбить сыновнего чувства наследника. Уговаривая Александра, он ждал только его согласие занять престол. В качестве примера он приводил Англию и Данию, где уже имелся опыт удаления от власти «душевнобольных» государей.
Александр отказался, но сохранил доверенную ему тайну и продолжал отношения с заговорщиками.
Пален и Панин вдвоем в течение несколько месяцев уговаривали Александра. Во главе заговора встал Пален, успевший войти в доверие к будущему императору, Александр высказал свое согласие, но конечно, меньше всего ему хотелось быть замешанным в это дело. Вся техническая часть переворота была на Палене. Первая дата наступления была ночь с 9 на 10 марта, но Александр возразил, считая, что так было рискованно действовать (в дворцовом карауле находятся преданные государю преображенцы). В ночь с 11 на 12 марта там будет держать караул семеновский полк, за преданность которых, Александр ручается.
Прежде чем дать согласие, Александр взял с Палена клятву, что жизнь Павла останется неприкосновенной.
Ожидание для великого князя и будущего императора, было мучительным: к 11 марта он совершенно лишился сил.
Переворот случился в ночь с понедельника 11 (23) марта 1801 на 12 (24) марта 1801 года в результате заговора с участием гвардейских офицеров в здании Михайловского замка, и привел к гибели Павла I.
Когда все было кончено граф Пален пришел к Александру.
Встав и одевшись, Александр вышел в прихожую к графу Палену. Александр хотел узнать, что с отцом. Узнав, что его отец мертв, ему сделалось дурно и. Вошедший через некоторое время врач Роджерсон нашел Александра и Елизавету в углу, они сидели, обнявшись, и горько плакали.
Потрясение было очень сильным для Александра. Думая о всех преобразованиях, которые он проведет в России во время своего царствования, Александр, скорее всего сознательно обходил вопрос о судьбе своего отца. Эта проблема должна была быть решена без него, но ее решение должно было закончиться прилично, благопристойно. Получилось же все наоборот. Его отца, пьяная толпа душила шарфом, пробравшись тайком в его опочивальню. Теперь ему, Александру, нужно было переступить через кровь и занять опустевший трон. Все, что было благородного в Александре было возмущено. Он решает объявить заговорщикам о своем отказе от престола. «Ведь все скажут, что убийца – это я» - говорил он Палену.
Тому пришлось употребить немало усилий, чтоб привести молодого императора в чувство. «Перестаньте ребячиться и идите царствовать» - жестко сказал ему Пален.- Благополучие миллионов людей зависит от Вашей твердости. Идите и покажитесь солдатам ...»
Александру не оставалось выбора, он вышел к солдатам, и с балкона произнес краткую речь:
«Мой батюшка скончался апоплексическим ударом. Все при моем царствовании будет делаться по принципам и по сердцу моей любимой бабушки, императрицы Екатерины!»
С такого ужасного события началось царствование Александра, длившиеся двадцать пять лет. Событие этой ночи произвели на него неизгладимое впечатление. Как вспоминала его супруга Елизавета Алексеевна: «… он был положительно уничтожен смертью отца и обстоятельствами ее сопровождающими. Его чувствительная душа осталась растерзанной всем этим навеки!» Но, понимая, всю очевидную неизбежность всего происходящего, он заставил себя смириться с ним. Сказав при этом однажды; « Все неприятности и огорчения, какие мне встретятся в жизни, я буду теперь носить как крест».
Особенности вступления в правление Россией Александра I несомненно оказали влияние на впечатлительного императора, который задумался о трагическом, и невозможном для нормального общества, «способе» передачи власти от одного самодержца к другого - путем насилия и дворцового переворота. Власть должна сменяться цивилизованным образом, и принимать участие в этом должны достаточно широкие круги.
К этому же подтолкнули Александра I идеи, полученные им от своих воспитателей, которые усвоили их в ходе изучения аналогичных идей на Западе.
Объективным же истоком желания императора «преобразить лик России» стала сама реальность: феодально-крепостнические порядки, страшное имущественно - правовое расслоение общества, бедственное положение «низов» и развращенность «верхов». Какую же Россию получил будущий реформатор- Александр I?

2 Социально-экономическое состояние России к началу правления Александра I
Александру I предстояло управлять крупнейшей евразийской державой с разнообразными религиями, народностями и традициями. К началу его правления территория Российской империи раскинулась на тысячи верст о Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до Черного моря на юге(18 млн. кв.км. – площадь территории России. 37 млн. человек проживало на территории империи).
К началу XIX века в состав Российской империи вошли Курляндия, Литва (кроме Клайпеды) Белоруссией и Правобережной Украины (кроме Львовской области и Закарпатской Руси).
Россия была очень многонациональной страной. Большую часть составлял русский народ. На западе и на юге проживали украинцы, белорусы и евреи. От Волги до Восточной Арктики расселялись тюркоязычные народы(татары, чуваши, башкиры, якуты и другие). На Урале и в Зауралье жили финно-угорские народы (мордва, мари, коми, удмурты). Тунгусо-маньчжурские народы были представлены эвенками. Из-за такого большого разнообразия народностей проживающих на территории империи, она была неоднородна и в религиозном плане.
Господствующей была православная вера, которой придерживалось большинство населения Российской Империи (87 %). Но от официального православия отделилось старообрядчество, которое подвергалось преследованиям со стороны властей. Значительную группу составляли мусульмане, исповедующие ислам (народы Северного Кавказа, татары, башкиры). Последователями буддизма были кочевые племена калмыков и бурят.
В Российской империи к началу XIX в. уже можно было выявить метрополию - центральную часть с преобладанием русского населения и примыкавшими к нему славянскими народами. Еврейской население, оказавшееся здесь в значительном количестве после раздела Польши, исповедовало иудаизм. Северные и сибирские народы и народы Поволжья часто сохраняли языческие верования.
В административно отношении, к началу XIX Россия была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Донского и Войска Черноморского).
По сословному делению, население России представляли три привилегированных сословие: дворяне, духовенство и купечество.
Главным сословием было дворянство. Оно имело право на владение родовым гербом, пользовалось свободой от телесных наказаний (за исключением периода правления Павла I) и рекрутчины, а так же монопольным правом на владение населенными землями и крепостными крестьянами. С 1722 года дворяне были освобождены от уплаты подушной подати.
Губернская реформа 1785 год завершила юридическое оформление дворянства как сословия. Для доказательства сословных прав в губернии проводились ревизии и заводились дворянские книги, в которых дворян записывали по 6 разрядам.
К числу привилегированных сословий в Российской империи относилось и духовенство, которое было разделено на черное (монахи и монахини) и белое (приходские священники, диаконы и псаломщиков). Высшим органом церковного управления стал Синод.
В 1803 году на должность обер-прокурора Синода был назначен князь А.Н. Голицын, хороший друг Его Императорского Величества Александра I.Часть белого духовенства получала государственное жалование. Многие «питались от алтаря». Сельское духовенство пользовалось церковными землями. Многие современные исследователи отмечают, что в своем большинстве высшие священнослужители смыкались с верхами господствующих классов и были далеки от основной массы верующих.
Также привилегированным сословием считалось и купечество. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о купечестве говорится следующее: «Начало организации в России торгово-промышленного класса, как привилегированного сословия, положено образованием гильдий. Гильдейское купечество образует в каждом городе особое купеческое общество, которое для заведывания сословными делами избирает купеческих старост и их товарищей. В столицах и Одессе собрания уполномоченных от купеческого общества избирают купеческого старшину и членов купеческой управы. На купеческую управу, старшин и старост возложены раскладка казенных податей и сборов, ведение других дел купеческого общества.Лица купеческого сословия были освобождены от телесных наказаний, им равно было предоставлено в установленных законом случаях право на отличия».
Купечество было освобождено от некоторых податей и от рекрутчины. Купечество было разделено на 3 гильдии. Купцы 1-ой гильдии имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю. Купцы 2- ой гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле, а 3- ой – в мелкой городской и уездной.
Податными сословиями были мещане и цеховые ремесленники в городах, в деревне - крестьяне.
Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, и не имели освобождения от телесных наказаний.
Россия к началу правления Александра являлась аграрной страной. Самым многочисленным сословием были крестьяне (90 %).Большая часть из них не имела образования, и только некоторые умели читать и писать.
Всех крестьян дореформенной России можно разделить на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные и удельные. Первая категория была самой многочисленной.
Земля в России являлась собственностью помещиков и государства. Крестьяне получали в пользование надел, за который были обязаны нести повинность своему помещику. По форме феодальной эксплуатации, помещичьи крестьяне делились на оброчных и барщинных.
Государственные крестьяне (около 15 млн. человек) проживали, в большинстве на севере России. Они принадлежали казне и считались свободными сельскими обывателями, их положение было значительно лучше, по сравнению с помещичьими. Однако, они также находились в феодальной зависимости. Общим феодалом было государство. Хотя Александр I прекратил пожалование своим приближенным казенных крестьян. Так, во время коронации Александра, он объявил разные награды, но вопреки обычаю, крестьяне не раздавались. Особой группой крестьян было казачество(1,5 млн. человек). В XVIII веке царское правительство установило полный контроль над районами проживания казаков. К середине XIX века уже существовало 9 казачьих войск.
Малочисленные народы Севера и Сибири (ненцы, эвенки, якуты) составляли особую группу российского крестьянства. Они платили ясак (дань) в виду шкурок пушных зверей.
В первой половине XIX века явным стало разложение классического барщинного хозяйства. Натуральный характер хозяйства подорвало развитие товарно-денежных отношений. Развитие обмена и торговых отношений разлагало крепостное право и расширяло возможности освобождения крестьян. Крепостничество изживало себя. Крестьяне отходили на фабрики и заводы. Россия начинала развиваться в сельскохозяйственном плане медленно, но неотвратимо.
«Процесс разложения крепостничества протекал противоречиво и неоднозначно в различных районах страны. Крестьяне в неземледельческих губерниях переводились с барщины на оброк, при этом их внеэкономическое принуждение в какой-то степени ослабевало….» (И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев). Усиливалось социальное расслоение крестьянства.
Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Это происходило потому, что наемный труд для помещиков был невыгоден, так как личные зависимые крестьяне были более дешевой и бесправной рабочей силой. Производительность подневольного труда была низкой. У крепостного крестьянина не было стимула и мотивации хорошо работать. Он относился к работе халатно и просто тянул время. Кроме того, жестокая эксплуатация некоторых помещиками крестьян вызывало у крепостных крестьян сопротивление, и они специально портили инструменты.
Крепостное право очень сильно тормозило развитие страны в промышленном и сельском хозяйственном плане.
Вольнонаемный труд применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне. К середине XIX века доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины. Рынок рабочей силы для развивающейся промышленности складывался под воздействием промыслового отхода крестьян.
Мелкая промышленность являлась хорошей базой для зарождения и роста капиталистического производства. Готовились квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия. Династии известных русских фабрикантов Гучковых, Морозовых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.
В целом отечественная промышленность, несмотря на природные богатства России, не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. Снова крепостной строй Росси сдерживал темпы технического и социального прогресса.
Наблюдался рост населения в столице России. Если в Санкт-Петербурге в 1784 году население составляло 210 тыс. то к 1811 году - 336 тыс, а к 1825 - 425тыс..
Среди городов преобладали небольшие.
Развитие социально-экономических преобразований в дореформенной России требовало формирования сети дорог, транспортной отрасли хозяйства.
По общему мнению исследователей, транспорт и система путей сообщения в России, к тому же, носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой - санный. Паровые машины применялись крайне редко. Основной тяговой силой оставалась лошадь.
Рост городов, подъем промышленного производства и углубление процесса разделения труда способствовали положительным сдвигам в развитии внутреннего рынка страны. Главными товарами на внутреннем рынке были хлеб, скот, изделия крестьянских промыслов и продукция обрабатывающей промышленности (особенно текстильной). Торговля имела сезонный характер. Главными торговыми центрами оставались ярмарки. Значительно развивалось внешняя торговля России. Баланс внешней торговли Росси имел активный характер. Этому способствовало установление высоких пошлин на ввозимый в страну товар (здесь имелись две цели: 1)защита русской промышленности 2)дополнительные поступления в казну за счет таможенных пошлин). Главными торговыми партнерами России являлись: Англия (34 % к середине XIX века), Германия (11 %), Франция (10 %), Китай (7 %), Голландия (6 %), Дания (6 %), Турция (5 %), США (3 %).
Импорт с запада, в основном, состоял из машин и инструментов, предметов роскоши. С востока Россия импортировал шелк, хлопок, пряности, сахар, фрукты.
Внешняя торговля связывала Россию с мировым рынком. Активная внешняя торговля способствовала подрыву феодально-крепостнических хозяйственных основ страны.
Анализ социально-экономического состояния России к началу XIX в. Показывает, с одной стороны, большие возможности страны в этом плане: природные богатства, огромные территории, пригодные для эффективного сельскохозяйственного и промышленного производства, достаточные людские ресурсы, разнообразие культурно-религиозные традиции и т.д. С другой стороны, эти потенциальные возможности необходимо было реализовать, и это требовало, прежде всего, уничтожения «рабского» положения трудящих, которое сковывало инициативу людей, объективно тормозило ход развития державы. На повестке дня стояли реформы.
3 Анализ либеральных реформ во внутренней политике Александра I
Император Александр I вступил на престол 12 марта 1801г. Начало его правления возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг Люди плакали от радости, все поздравляли при встрече друг друга. Н.М. Карамзин говорил, что «слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления».
Сама личность Александра была предметом восхищения. Наружность и простота Александра, его манера поведения, умение держать себя как простого гвардейского офицера, пренебрежение державным церемониалом, производили обаятельное действие. Опасение вызывали у многих либеральные «причуды» нового императора. Александр никогда не скрывал своих взглядов. Тем не менее, по словам С.Ф. Платонова, «обаятельная личность молодого государя, его доброта и любезность, его изящная красота, его неутешная печаль по поводу необычной кончины отца, - все это так влекло к нему сердца, что он пользовался общим поклонением и получил название «ангела», сохраненное им до самой его кончины в кругу его родных и придворных».С первых же дней своего царствования Александр, несмотря на подавленное настроение, связанное с убийством отца проявил большую энергию. Первым распоряжением его было возращение казаков, отправленных на завоевание Индии. Для начала Александр отменил наиболее одиозные запреты его отца, восстановив действие Жалованных грамот 1785 года. В своем манифесте Александр I обещал управлять народом «по законам и по сердцу» Екатерины Великой и «шествовать по ее премудрым намерениям». Исходя из этих намерений, с самого начала правления, Александр взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. 
Вслед за манифестом последовал ряд указов (амнистия беглецам( кроме убийц), свободный пропуск русских поданных за границу и т.д.),которые устраняли все нелепые и в большой степени, тиранические распоряжения, которые были сделаны Павлом I.
Но Александр понимал, однако что стране необходимы коренные государственные преобразования, но как это сделать, он не знал. Надеяться на поддержку прежних государственных деятелей екатерининского времени не было смысла. Поэтому, с первых дней нового царствования, императора окружили молодые друзья, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. В мае 1801 г. Строганов представил Александру записку, в которой предлагал ему учредить особый Негласный комитет для обсуждения плана преобразования. Александр положительно отнеся к этой мысли Строганова и включил в состав комитета Строганова, Новосильцева, Чарторижского и Кочубея. В.О.Ключевский писал о них: «То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. И хорошо знакомые с государственными порядками Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами Екатерининского времени. Во второй половине этого царствования они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила незаметно и политические идеи французской литературы просвещения». На протяжении 1801 – 1803 гг. этот, так называемый «Негласный комитет» разрабатывал проекты преобразований в государстве. Комитет был занят мыслью об улучшении быта крепостных людей. Под сильным влиянием «Негласного комитета» были проведены все мероприятия первых лет правления Александра I. Сенат был восстановлен в значении, как высшего административного и судебного места в империи. Он был объявлен «хранителем законов».
В начале 1802 года была проведена министерская реформа, (заменяющая коллегии); которые состояли из министра, его помощника и канцелярии. Были образованы восемь министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения). Министры единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность, и подчиняясь лично императору. Создание министерств привело к завершению процесса реорганизации системы центрального управления. Для того чтобы организовать работу министров в этом же году, был создан Кабинет министров. Создание этого кабинета позволило следить за работой и деятельностью министерств.
В процессе введения этих реформ усовершенствования государственного строя России, перед Александром встало еще множество нерешенных вопросов. Молодой император даровал высшим сословиям, отнятые у них Павлом I льготы и права, желая что-нибудь сделать для освобождения крестьян, для прекращения «рабства» в Россию. В течение первых девяти лет своего правления он издал указы, разрешавшие государственным крестьянам покупать землю, а также запретившие помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В голодные годы помещик был обязан снабжать своих крестьян едой. 
12.12.1801 г. был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. Всем лицам свободных состояний разрешалось покупать свободные земли и вести на них хозяйство с привлечением наемного труда. « Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а так же разрушил вековую монополию дворянства, которое одно могло приобретать землю в личную собственность» (И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев.).
20 февраля 1803года-был введен указ «О вольных (свободных) хлебопашцах». Этот закон давал право землевладельцам освобождать крепостных и обеспечивать их землей, за выкуп, после чего крестьяне входили в сословие свободных хлебопашцев. Таким образом, правительство надеялось, что совершиться упразднение крепостного права. Но лишь небольшое число помещиков обратилось к этому закону (по данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона до 1825 года было освобождено только 84 тыс. душ). Этот акт имел в большей степени моральное, нежели практическое значение. В 1804 г. был проведен начальный этап аграрной реформы в Латвии и Эстонии. В соответствии с « Положениями» на территории этих губерний запрещалось продавать крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление. Реформа была завершена в 1816-1819 г.
Указом 10.03. 1809 г. отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь (возобновлено в 1822 г.). Эти реформы лишь ограничивали в определенной степени крепостное право. До конца решенным этот вопрос не был.
Больших успехов достигло в эти годы правительство на попроще просвещения. Были сделан ряд реформ, которые совершали преобразования в сфере народного образования. В 1803г было создано новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ- 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии-4 года, университеты ( для дворян). Был открыто много университетов: в 1802г. – Дерптский университет; в 1803 года в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания; в 1803 году Казанский и в 1804 г. Харьковский. В 1804 году был основан Петербургский педагогический институт (преобразован в 1819 г. в университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей (одним из первых выпускников которого был А.С. Пушкин)
Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность советам профессоров, и закрепил полную автономию университетов. Все эти реформы послужили либерализации и развитию системы образования, послужили основой свободомыслия молодежи того времени.
Более двух лет продолжалось существование «Негласного комитета»: Александр I понемногу охладел к нему и стал реже собирать его у себя, а вскоре вообще распустил. Место комитета занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора- это был Михаил Михайлович Сперанский. Он родился в семье бедного сельского священника, окончил Петербургскую духовную семинарию.
Петербургское высшее общество невзлюбило Сперанского. Он был чужаком и это сразу бросалось в глаза. Как писал о нем известный русский историк В.О. Ключевский: «Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его, как струя свежего воздуха, пробравшаяся в закупоренную комнату хворого человека…». По поручению Александр I, Сперанский составил несколько законодательных проектов. Уже в начале октября 1809 года готовый проект лежал на столе императора.
Александр I сочувствовал общему направлению проекта Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года. По мысли Сперанского , Россия должна была стать конституционной монархи. Предлагалось разделить функции законодательной, исполнительной и судебной властей. В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Идея, пришедшая с либерального Запада (Джон Локк)
Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственными перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.
Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.
Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.
Несмотря на радикальные планы Сперанского, вопрос о крепостном праве в проекте не был затронут. Михаил Михайлович считал, что оно отомрет постепенно, путем развития просвещения, промышленности и торговли.
Учреждения первых двух проектов вызвали массу недовольств среди дворян, потому что они были фактически направлены против них самых. По указу 3 апреля 1809 года предписывалось, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. По следующему закону, высшие чины 8 и 5 класса по службе могли получать теперь только те люди, которые кончили университет или выдерживавшие соответствующий экзамен. Придворная знать после этих указов озлобилась на Сперанского до бешенства, и они были отменены.
Ознакомившись с предложенным проектом, Александр I поблагодарил Сперанского, заметив, что для введения проект в действие «необходимы разные переходные меры». В целом же проект Сперанского « Введение к уложению государственных законов» так и не был реализован за исключением одного: 1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учредил Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начинали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов.
Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа, и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства. Сперанского подозревали в шпионаже. Угроза войны с Наполеоном, а затем и ее начало резко усилили консервативные настроения в правящих кругах. Проекты Сперанского пугали своей решительностью и самого государя. В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Его обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали далее в Сибирь, где он губернаторствовал. Позже М.М. Сперанский был возвращен из ссылки. Новый подъем его карьеры пришелся уже на царствование Николая I.
В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реальное воплощение это нашло в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.
Российский император в соответствии с конституцией Царства Польского становился королем Польши. Был создан двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе. Александр I обещал в будущем ввести Конституцию и в России.
Работа над российской конституцией в обстановке большой секретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819–1820 гг. Проект назывался «Государственная уставная Грамота Российской империи» и предусматривал превращение ее в конституционную монархию. Этого предполагалось достичь за счет создания представительного законосовещательного парламента из двух палат: Сената и Посольской палаты. Административно-территориальное устройство по новому проекту должно было состоять из крупных образований – 10 наместничеств. В конституционном проекте объявлялась свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом. Отдельная статья была посвящена обоснованию и охране права на частную собственность. О крепостном праве в проекте не говорилось ни слова. Однако проект не был обнародован и введен в действие. В очередной раз проявилась нерешительность и непоследовательность внутриполитического курса Александра I.
По мнению ряда отечественных историков, уже с 1810 года Александр, под влиянием военного министра А.А. Аракчеева, проводит в России политику деспотизма и военщины. Аракчеев Алексей Андреевич - всесильный временщик при Александре I. Во 2-ю половину царствования императора Александра I пользовался безграничной властью и влиянием на все государственные дела, действуя в духе крайней реакции. Аракчеев оставил о себе дурную память, особенно своей беспощадной жестокостью при устройстве военных поселений и усмирении частых военных бунтов; время его властвования прозвано «аракчеевщиной».
Одной из мер Александровского царствования II этапа стало введение военных поселений. Власти намеревались сделать их образцовыми в хозяйственном отношении и таким образом обеспечить полноценное пополнение армии.
Первые военные поселения возникли в 1810 году, но широкое их распространение началось с 1815 года. К 1825 году корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты новгородских и 36 батальонов пехоты украинских поселений.
Явление военных поселений было хуже, чем крепостное право. Военные поселения не оправдывали возлагавшихся на них надежд и не стали центрами образцового хозяйства, наоборот, жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям в Чугуеве (1819 г.) и в Новгороде 1831 года.
В 1818 году проект закон по отмене крепостного права Александр I поручил разработать А.А. Аракчееву, при условии, что в законе не должно быть никаких насильственных действий со стороны правительства, а также стеснительных для помещиков мер.
Для освобождения крестьян от крепостной зависимости Аракчеев предлагал начать широкую покупку помещичьих имений в казну « по добровольному на то помещиков согласию и на некоторых «особенных правилах».
Проект Аракчеева не реализовался. Не было сделано никаких попыток приступить к его реализации.
В 1818-1819 годах, под руководством министра финансов, графа Д. А. Гурьева разрабатывался другой проект освобождения крестьян. Но он также не был реализован.
«Государственная уставная грамота Российской империи» - набросок проекта конституции, основной замысел которой заключался в превращении России в конституционную монархию. Непосредственным автором этого проекта был стоявший при Новосильцеве француз П.И. Пешар - Дешан. Это был первый в истории России именно конституционный проект.
Конституция декларировала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан империи перед законом, неприкосновенность личности.
Так же в конституции провозглашалось создание принципиально нового для России, буржуазного по своей сути органа - двухпалатного парламента, без рассмотрения и одобрения которого монарх не мог бы издать ни одного закона. Ограничивая самодержавный произвол, вводя его в определенные законные рамки, проект конституции 1820 года все же сохранял большие привилегии самодержца во всех областях государственной жизни. Однако, этот проект являл собой значительный шаг по пути к буржуазному праву, к буржуазной монархии.
В 1820 году Александр был близок к тому, чтобы ввести в России конституционное правление. Однако этого не произошло, хотя Александр сам желал эти реформы. Как считает А.Н. Сахаров «… Снова сработала система, снова человек системы, не смотря на благие декларации и подталкивание своих сподвижников к реформам, в решающий момент сделал шаг назад. И не только потому, что он сам был не готов к реформам , но и потому, что к ним были не готовы Россия, российское общество, медленно и тягуче, в соответствии с общим течением жизни, втягивавшееся в новое общественное русло…»
Мощное сопротивление подавляющей части российского дворянства мешало осуществлению реформ. Появлились сведения о тайных сообществах в России . Против русского наместника Констатина Павловича наростало недовольство в армии и обществе. Периодически приходили страшные вести о разгаре европейских революций. Везде народные массы , молодое офицерство брались за оружие, чтобы силой установить демократические порядки, ввести которые не осмелиловались власти. Все это связывалось в сознании Александра I в единую, непрерывную цепь страшных событий. Не случайно во время конгресса «Священого союза» в Троппау (1820 г.) министр иностранных дел Австрийской империи Меттерних заметил в Александре разительные перемены. Сам Александр в откровенных беседах говорил о том , что сожалеет о своих либеральных увлечениях.
По мнению Меттерниха, Александр I был умным и проницательным человеком, но «лишённым глубины». Он достаточно быстро и горячо увлекался различными идеями, но и легко менял свои увлечения. Исследователи также отмечают, что с детства Александр привык делать «то, что нравилось бабушке Екатерине и отцу Павлу». «Александр жил на два ума, имел два парадных обличья, двойные манеры, чувства и мысли. Он научился нравиться всем — это был его врожденный талант, который красной нитью прошёл через всю его дальнейшую жизнь».
16 августа 1823 года Александр распорядился составить секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия и признал в качестве законного наследника младшего брата, Николая. Последний год жизни Александра был омрачён смертью единственного бесспорного его ребёнка, 16-летней внебрачной дочери Софьи.
В основе реакционного поворота Александра I в начале 20-е годов XIX столетия лежал целый комплекс причин как общественных, так и личностного характера. Поворот Александра I в его привязанностях и действиях поразил современников и, возможно, привел его к преждевременной смерти 19 ноября 1825 г. в Таганроге, в возрасте 48 лет.
"Незримый путешественник", как называли его при жизни, умер так, что многие долго не верили его смерти и полагали, что он скрылся, таинственно исчез... В ряду русских государей Александр I занимает высокое место: он принадлежит не только русской, но и всемирной истории. Нельзя излагать и внешней, и внутренней истории многих европейских государств того времени (Пруссии, Австрии, Германского союза, Франции) без обращения к личности этого монарха. Он не удержался на достигнутой его народом высоте, его не называют великим, но имя "Благословенного" долго держалось в памяти народной. Державин был прав в своем предсказании: Александр на престоле остался человеком; в нем не было самомнения, самоуверенности, столь частых в его положении: он весь был сомнение и колебание. В области религии Александр всю вторую половину жизни искал истины; отличаясь веротерпимостью, он с полным уважением относился и к православным монахам, особенно отшельникам, и к квакерам, и к католическим ксендзам, и ко всем сектантам. В области свободы гражданской он не уничтожил крепостного права, но первый положил конец распространению этого уродливого явления русской жизни и продолжал начатое отцом его вмешательство государственной власти в отношения между помещиками и крестьянами. В области свободы политической он в первую половину царствования искренне хотел дать ее русскому народу, во вторую только иногда говорил об этом; во всяком случае, он много содействовал развитию либеральных идей в России.
Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.
Нам видится, что сводить все к «личным качествам» Александра I было бы неправильно, хотя его царское положение в той системе власти, которое было в России, относится к ключевым факторам и начала, и хода реформ.
Однако, не менее важным (а сточки зрения марксистской трактовки исторического процесса – главным) было объективное состояние дореформенной державы, сделавшее реформы «сверху» преждевременными. К ним оказались не готовы: хозяйственны (патриархально- крепостнический) уклад и его основные стороны- дворяне, помещики и «хлебопашцы».
Заключение
Выводы исследования
Наша работа показала, во-первых, что к началу XIX века Россия остро нуждалась в реформировании основ политической власти, хозяйственно-экономического уклада, культурно-правового состояния общества. Это было обусловлено как внешне идеологическим влиянием на страну со стороны Запада, примером его, в целом, успешного цивилизационно- капиталистического развития, так и внутренней потребностью в кардинальном преобразовании феодально-крепостнической державы.
Во-вторых, была выявлена такая особенность механизмов реформирования России, как направления их осуществления «сверху - вниз»: реформы задумываются и осуществляются верховными лицами структурами власти, т.е. во - многом, зависят от их непосредственных, часто, противоречивых интересов, проникнуты психологическими особенностями воспитания, образования реформаторов и круга их приближенных; в-третьих, при анализе реформаторской деятельности вообще, и России, в особенности, необходимо учитывать соотношение объективных (идущих от самой экономико-политической жизни страны) и субъективных факторов влияющих:
а) на обращение к самой идее реформирования (в нашем случае, либеральной идеи);
б) на средства, используемые при этом (например, насильственные или ненасильственные; политические, экономические или культурно-просветительские);
в) на механизмы осуществления реформ;
г) их ход и результат: успешный или нет.
Реформы Александра I не были реализованы в полной мере потому, что во всех названных элементах этого процесса не было совпадения объективного и субъективного фактора. Первый этап правления императора характеризовался его желанием осуществить реформы, активным участием в них, т. е. субъективное преобладало над объективной неготовностью огромной России к преобразованиям кардинального вида. Второй этап демонстрирует «охлаждение» Александра I в отношении либеральных идей, и начавшееся было раскручивание «маховика истории» (В.О.Ключевский) натолкнулись на это «охлаждение».
Реформы всегда были нужны любому обществу: в этом залог его развития и процветания. Однако, такой огромной стране, как Россия, требуется солидный «разбег», для того, чтобы реформирование было не просто провозглашено, но и эффективно осуществлено.
Список использованных источников
1 Архангельский А.Н. Александр I. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2006. 444(4) с.
2 Валлотон. Александр Первый. М.,1991.
3 Данилова А. Принцесса Луиза Баденская, императрица Елизавета Алексеевна // Судьбы закон печальный. Жёны сыновей Павла I. Биографические хроники. -М.: Эксмо, 2007. - С. 6-130. - 480 с
4  Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М, 1992.
5 Рыжов К. Все монархи мира. Россия (6000 кратких жизнеописаний. М.: Вече, 2001. 576 с.
6 Соловьев С.М. Император Александр Первый. Политика, дипломатия.- Соч. в 18 кни.Кн.17.М., 1996.
7 Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты / Вступ. ст. и коммент. В. Баскакова — М.: Худож. лит., 1993 - 382 с.
8 История России для старшеклассников и абитуриентов. -Т.IIЛ.М. Пятецкий. М.: Московсий Лицей,1998. 544 с.