Технология проектирования и реализации адаптированных программ для глухих и слабослышащих детей
Технология проектирования и реализации адаптированных программ для глухих и слабослышащих детей. Выполнила: студентка 2 курса магистратурыДрёмова Инна Владимировна Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Курский государственный университет» В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Жесточайшие условия рынка труда первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам. В частности по инвалидам детства по слуху, т.е. - неслышащим Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие слабослышащие.Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Слабослышащие, в зависимости от степени нарушения слуха, испытывают проблемы - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Дети с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя способами: слухо-зрительно, на слух, зрительно. Слухо-зрительное восприятие устной речи - основное для детей с нарушенным слухом, осуществляется, когда они видят лицо, губы говорящего и «слышат» его с помощью слуховых аппаратов. Такой способ восприятия речи позволяет глухому/слабослышащему ребенку наиболее полно принимать информацию, что необходимо учитывать при проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий. Слуховое восприятие - ребенок воспринимает речь, не глядя на собеседника, опираясь на возможности слухового анализатора. Доступен детям с незначительной степенью снижения слуха и кохлеарно имплантированным, которые прошли курс специальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами. Для обученных детей с тяжелой степенью нарушения слуха, которые постоянно пользуются слуховыми аппаратами, такое восприятие возможно, но требует от них значительных усилий, поэтому не рекомендуется для частого применения педагогом в классе. Зрительное (чтение с губ) - восприятие и понимание речи по артикуляции собеседника, без опоры на слух (без слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), сейчас практически не используется. Такое восприятие детьми речи собеседника затруднено, так как не все звуки можно «увидеть» по губам. Неслышащие/плохослышащие дети не всегда понимают собеседника по ряду причин. Особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.) и специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.) значительно затрудняют понимание ее ребенком с нарушенным слухом. Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе, через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое. Для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение необходимо создать специальные условия: нормативно-правовую базу;материально-технические, кадровые и методические ресурсы;социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса. Нормативно-правовая база Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (от 19 декабря 2014г., приказ № 1598)Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе (локальный акт) Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной АООП наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиумасогласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по АООП Последовательность разработки АООП Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, содержания основных общеобразовательных программ и учебного планаИсследование результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровьяОпределение временных границ реализации АООПЧеткое формулирование цели программыОпределение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации программы Определение содержания программы с учётом целевого назначения. Описание способов и приёмов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образованияПланирование форм реализации разделов программы Планирование форм участия в реализации АООП педагогических работников, а также родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗОпределение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации АООП Структура АООП Титульный листПояснительная запискаУчебный планСодержание программыЗаключение и рекомендации Титульный лист Полное название образовательной организации«Согласовано» «Принято» на заседании ПС ООРодитель ____________________ Председатель ПС _______________Дата _________________ Дата ________________ «Утверждаю» Директор OO _________________ Дата _______________Адаптированная основная общеобразовательная программадля обучающегося с ОВЗ на 2016 – 2017 уч. г.__________________________________(фамилия, имя)Ответственный за реализацию программы_______________________________________(ФИО специалиста)2016 г. Пояснительная записка 2.1. Характеристика обучающегосяФ.И.О. ребёнкаДата рожденияКласс (со скольки лет пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз)Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу)Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.)Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы)Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства и др.)Состояние зрения, слухаНаличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей)Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, ведущая рука) Цели:введение обучающихся в культуру общества; развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;Создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное освоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области знаний. Цели и задачи программы Задачи:Формирование речи и понятийного мышления, словесной памяти, создание условий для расширения возможностей компенсации дефекта счет развития и использования слуховых аппаратов;Повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;Формирование устной и письменной речи, развитие слухового восприятия;Воспитание навыков самообслуживания;Развитие общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. Специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ (п.3 ст.79) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;предоставление услуг ассистента (тьютора);проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;обеспечение доступа в здание ООи другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1. Для слабослышащих получающих образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию нормально развивающихся сверстников (инклюзия), учебный план разрабатывается на основе базисного учебного плана образовательной организации с включением коррекционных предметов. Обучающиеся должна понимать обращённую к ним устную речь, их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих. Учебный план 2. Для глухих и слабослышащих обучающихся (не владеющих собственной речью и не понимающих обращённую речь) учебный план составляется на основе базисного учебного плана образовательной организации для детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих ). 3. Для обучающихся, имеющих сложный дефект (нарушение слуха и задержанное психическое развитие или умственная отсталость) учебный план составляется на основе базисного учебного плана соответствующего варианта (Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»). Содержание программы Образовательный компонент.Для разработки адаптированных программ по предметам необходимо проанализировать основные адаптированные программы для глухих и слабослышащих обучающихся с целью определения необходимого минимума содержания обучения детей с нарушением слуха.Для глухих и слабослышащих обучающихся не владеющих собственной речью и не понимающих обращённую речь рабочие программы составляются на основе основательных адаптированных программ для глухих и слабослышащих обучающихся. При адаптации рабочих программ для определения возможностей и трудностей при освоении учебного материала необходимо провести обследование уровня сформированности общих, математических и пространственных представлений.Особое внимание обращается на уровень речеслухового восприятия и речевого развития глухого (слабослышащего) ребенка, а также коммутативные возможности. 2. Коррекционный компонент.Раздел учителя-дефектолога (сурдопедагога) Работа сурдопедагога по развитию слухоречевой системы у слабослышащих на основе дифференцированного подхода к обучению с учётом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резерва слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе. Раздел учителя-логопеда. Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:Формирование произносительной стороны речи:Фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференсации звуков и т.);Слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности);Ритмо-интонационная сторона речи (работа над интенсивностью речи, изменения высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков). 2) Развитие речи:Коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);Развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной) Раздел педагога-психолога.Содержание и формы работы коррекционно-развивающей работыДиагностика проблем интеллектуального и психо-эмоционального развития обучающегося;Коррекция интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления в форме игры, двигательных упражнений на активизацию мысленной сферы);Коррекция эмоциально-волевой сферы (поведения, общения, саморегуляции в форме тренингов, сюжетно-ролевых игр). 3. Воспитательный компонент.Раздел классного руководителя (воспитателя). План воспитательной работы для обучающегося с нарушением слуха помимо общепринятых разделов должен включать разделы:Социально-адаптированная работа;Формирование жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этнических норм и др. Раздел социального педагога.Содержание и формы коррекционно-развивающей работы социальног педагога: диагностика социального положения семей и внутрисемейных отношений;коррекция внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в школе;беседы с родителями и детьми, сюжетно-ролевые игры, тренинги;консультирование родителей, детей по вопросам социального взаимодействия. Заключения и рекомендации Обоснованные внесения корректив в содержание АОП по результатам промежуточной диагностики.Мониторинг результатов освоения АОП и динамики развития обучающегося:Продвижение в личностном развитии;Достижения по отдельным предметам;Мониторинг результатов овладения общеучебными умениями (личностными, метапредметными, предметными) Метапредметные результаты. Результат сентябрь январь май Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач Освоение способов решения проблем Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Освоение начальных познавательной и личностной рефлексии Использование речевых средств Формирование умений работы с учебной книгой Использование различных способов поиска (в справочниках, сети Интернета и т.д) Овладение навыков смыслового чтения Готовность слушать собеседника Предметные результаты включают освоения обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.3. Педагогические выводы и заключение о реализации адаптированной программе в целом.4.Рекомендации специалистов по составлению АОП на следующий учебный год. Кадровое обеспечение Педагог – дефектолог (сурдопедагог) - специалист в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), имеющий высшее профильное дефектологическое образование Педагог (учитель) начальных классов - специалист в области НОО, имеющий высшее педагогическое профильное образование, обладающий квалификацией, отвечающей требованиям введенного ФГОС НОО. Педагог-психолог - специалист в области психологического сопровождения обучающихся, имеющий высшее профильное образование и прошедший дополнительное обучение Медицинский работник - штатный медицинский работник образовательной организацииУчитель, учитель-дефектолог, тьютер, воспитатель, сурдопереводчик, социальный педагог должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование: сурдопедагогика; Педагог – психолог должен иметь высшее профессиональное образование по направлении подготовки специальное (дефектологическое) образование: психолог. Совместная работа специалистов разных профессий (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.) и родителей ребенка с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития) в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать весь круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др. Спасибо за внимание!