ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Г.А.Жакаева
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Жакаева Гульмайра Акановна- учитель русского языка и литератур, «средняя школа Жетыарал», с.Жетиарал, Тарбагатайский район
Аннотация: В данном докладе описана работа о экологическом воспитании на уроках русского языка и литературы с использованием регионального компонента. Целью этого доклада было показать на примерах как учащиеся должны не только знать свое национальное богатство, но и готовить себя как беречь и приумножать его на благо своей Республики.
Еще вчера самым страшным словом считалась война, сегодня –экологическая катастрофа! В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний, все явственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: Воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт, а также большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах. Общее количество вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн. Основными источниками загрязнения водоемов является промышленность, сельское хозяйство. В.И. Вернадский еще 60 лет тому назад писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Теперь мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен деятельностью человека. Реки выносят в него сотни тысяч тонн сливаемых в них промышленных стоков. Вдоль путей морских танкеров тянутся расплывающиеся пленки нефти, которые затрудняют поглощение водой атмосферного кислорода и приводят к заморам рыбы и другой морской фауны. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца, и других вредных веществ. В конце XX века, во всех промышленных странах мира стало нарастать количество раковых, сердечно- сосудистых, легочных и аллергических заболеваний, 12% детей стали рождаться с физическими или психологическими недостатками, возросла смертность.
В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что, как
известно, между живой и неживой природой, между растениями и животными существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.
Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Необходимо органично вписать его в новые реальности, т.е. работать над укреплением будущего интеллектуального потенциала Казахстана. В послании президента РК образованию отводиться приоритетное место. Интеллектуальный потенциал республики уже сегодня определяет и наш потенциал, и нашу мощь, завтра его значение станет еще больше. Принимать меры к максимальному развитию творческих способностей сегодняшних школьников – это значит, заботится о будущем нашей республики.
На основании образовательной политики РК региональный компонент становиться важной составляющей частью содержания образования для всестороннего развития личности. «Наши природные ресурсы являются огромным богатством» - сказано в послании нашего президента Н.А. Назарбаева. Учащиеся должны не только знать свое национальное богатство, но и готовить себя как беречь и приумножать его на благо своей Республики. Умелое использование местного материала будет благоприятно влиять на жизненную позицию, трудовое и политехническое обучение, на профессиональную ориентацию школьников. Ведь большинство учащихся, окончив школу, будут жить, и трудиться в своем крае.
Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны
прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике» (18,5).
Актуальность этой проблемы и побудила нас раскрыть тему «Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием регионального компонента», так как экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки с использованием регионального компонента, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера, использование произведений поэтов и писателей родного края. Мы решили показать на примере уроков русского языка и литературы, фрагментов внеклассных мероприятий с использованием регионального компонента, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.
Цель:
1.Формирование правильного экологического сознания у учащихся
2. Формирование экологических понятий на уроках русского языка и литературы с использованием регионального компонента.
3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране, экологической культуры и любви к Родине.
Экология – это наука будущего, и возможно, само существование
человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание
экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что
начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии. Ядро содержания экологического образования согласно исследователям последних лет включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической; нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно – полевой практической деятельности школьников, направленной на формирование учений экологического характера.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека. (14,5)
Наверное, это и есть основная цель экологического образования.
Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно,
природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». (32,44).
американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучшее.
4. Ничего не дается даром.
Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе
Но все педагоги сходятся в одном, что экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах. А также для эффективного осуществления экологического воспитания школьников, прежде всего, необходимо достижение единства и согласованности в деятельности педагогических коллективов, родителей, всего социального окружения по месту жительства, экологическое просвещение семьи и общественности, вовлечение их в экологическое воспитание детей, так как природа в равной мере нужна всем нам, и ключ к успеху в деле ее охраны – в единстве действий, в единстве мировоззрения.
Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого, понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому перед педагогами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьника.
Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание, следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, и игровые приемы обучения.
На внеклассных занятиях дети знакомятся с лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, с основами охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека. (8,36)
С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
Интеграция позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом обучении. (16,74)
Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека.
Именно на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического образования.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка и литературы можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, и произведения писателей и поэтов Восточного Казахстана это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры
экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. Хочу привести пример игры «Аз и буки экологической науки», где ребятам были даны такие задания:1.Соедините слоги. Перед учащимися были рассыпаны слоги, они должны были собрать суждение американского философа Р. Эмерсона и объяснить его смысл. («Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок».) 2.Перевертыши. здесь ребята должны были прочитать слова в обратном порядке и узнать пословицу о варварском отношении к земле. Ответить на такие вопросы:1) В чем вы видите вред, который наносят природе?2)что бы вы посоветовали людям, которые так поступают? (Срубили кусты- прощайте птицы) 3. Продолжите мысль. В этом задании ученики должны были прочитать незаконченное изречение римского философа Цицерона о природе и завершить его: «Творение природы совершеннее творений .». Также здесь нужно было найти серьезные аргументы в подтверждение этой мысли или опровергнуть ее, если не согласны с римским оратором.(Творение природы совершеннее творений искусства). А игру завершили таким призывом: «Будем же беречь нашу Землю. Она- величайшее чудо! Пусть завтрашний день Земли будет таким, каким его создали в своем воображении участники сегодняшней игры!»
Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков русского языка. Приведу примеры нескольких уроков по русскому языку с применением регионального компонента в системе экологического воспитания.
При прохождении темы «Окончание» в 5 классе использовала стихотворение М.Чистякова «Круговращение земли», где было показана проблема экологии. Учащиеся читая стихотворение приходят к выводу, что нельзя губить родную землю, рачительно относиться к богатству великой кладовой- природы, не губить то, что сослужит верную службу еще многим поколениям.
1. Русский язык и литература.
Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».
На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных,
подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной
природе.
2. Биология и русский язык.
Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»
На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного, знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с
разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.
Экологическая работа требует специальных знаний и должна проводиться в
системе, присутствуя как на внеклассных занятиях, так и на уроках, в том
числе и на уроках русского языка. Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П.
Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 1997. – с.3.
2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. –
с.69.
3. Блюкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. –
В.: 1990. – с.24.
4. Гавриляко С.Б. Игры «Земля – наш дом».//Начальная школа. – 1995. - №5.
– с.57.
5. Гиляров А.М. Когда и кем придумана «экология».//Биология в школе. –
1997. - №3. – с.5.
6. Уалиева А.К. Внедрение регионального компонента в программу предмета «Русская речь» для 5-8 классов школ с казахским языком обучения// Методические рекомендации.- 2008.
7. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа. – 1998. -
№9. – с.2.
8. Охрана природы в школьном курсе биологии./ под ред. А.Н. Захлебного,
И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной – М.: Просвещение 1977. – с.10.
<ђЗаголовок 1<ђЗаголовок 2<ђЗаголовок 3<ђЗаголовок 4<ђЗаголовок 5<ђЗаголовок 6<ђЗаголовок 7<ђЗаголовок 8<ђЗаголовок 915