Презентация по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ


Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ (особые образовательные потребности и специальные образовательные условия) Составитель: Афанасьева Т.Г., заместитель директора по УВРГБОУ НСО «КШИ» Особые образовательные потребности - это потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения: технические средства обучения, особое содержание, методы, медицинские, социальные и иные услуги, связанных и необходимых для успешного обучения;- это потребности в условиях, необходимых для реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками в развитии в процессе обучения. - начать специальное обучение ребенка сразу после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательной организации;- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком.Общие подходы к обучению детей с ОВЗ Принципы обучения детей с ОВЗИндивидуальный подход к каждому обучающемуся.Мотивирование ребенка к учебному процессу.Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.Проявление педагогического такта. Поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Единство совместной деятельности.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.  нарушение зрениявосприятие пространстваэмоционально-волевая сфераадаптациякоммуникацияповедениеОсобенности формирования поведениянарушение слухавосприятие речикоммуникацияэмоционально-волевая сфераповедение Обучающиеся с сохранным интеллектом – 5-7 повторов;Обучающиеся с ЗПР – 5-7 повторов × 2; Обучающиеся с УО –5-7 повторов × 10  Особенности формирования умений (приобретение условных рефлексов)  Поведение вторично (третично, …)Чем более непостоянные обстоятельства, тем хуже поведение ребёнка.Важна последовательность требований взрослых.Образец поведения близких людей самый запоминающийся (отражение – функция врождённая).Спокойствие и доброжелательность окружающих.Речевое восприятие (частица НЕ, громкий голос, понятия).Обязателен визуальный контакт.Степень мобилизации педагога и обучающегося на занятии.«Пристройка».Эмоциональный «вес».Условия эффективного взаимодействия игровые ситуации;дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей  с ОВЗ Стимулирующая помощь (если не включается в работу, при организации деятельности, концентрации внимания).Направляющая помощь (при выборе средств и способов деятельности, определение 1-го шага и последующих действий).Обучающая помощь (если другие виды помощи оказываются недостаточными, демонстрация образца).Обязательное оказание помощи (дозированной!)  затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью;восприятие речи имеет искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз;отклонения в речевом развитии;бедный словарь;трудности коммуникации;кратковременная память;задержка в формировании наглядно- образного мышления;низкая познавательная активность;низкий уровень предметной деятельности;нарушения поведенияОсобенности детей с нарушениями слуха  После подключения системы КИ ребенок не способен сразу и сам реализовать новые слуховые возможности.Операция не гарантирует перехода ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи.Необходима система работы сурдопедагога с детьми после КИ и их семьями на запускающем этапе реабилитации. Важно знать о детях после КИ увеличение сроков освоения АООП; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка;специальная помощь в преодолении ситуативности, фрагментарности, однозначности понимания происходящего с самим ребенком и вокруг него;непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности; специальная помощь в осознании своих возможностей и ограничений, умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей, и для корректного отстаивания своих прав;специальная работа по развитию возможностей восприятия звучащего мира, неречевых и речевых звучаний, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;освоения умения использовать речь (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение и т.д.);обстановка эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;применение в качестве вспомогательных средств жестовой речи и дактилологии; специальная работа по расширению социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;специальная профориентационная работа Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха  Полисенсорный характер восприятия обучающимися материала. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе.Постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи.Учёт своеобразия наглядного и понятийного мышления обучающихся. Формирование понятийного аппарата.Графическая (в том числе письменная) фиксация предлагаемого к усвоению материала.Наглядные средства (они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание).Наглядно-действенные средства и приемы, способствующие формированию представлений и понятий (преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима). Специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха  Обязательны коррекционные индивидуальные занятия, на которых проводится работа над произношением и развитием слухового восприятия.Речь учителя должна быть предельно отчетливой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. Необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровую окраску, ритм, темп). Использование внеречевых компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции.Необходима специальная профориентационная работа. Специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха  тяжелая ориентация в пространстве, замедленное восприятие;малоподвижный образ жизни, нарушена точность движений, их интенсивность;сужение сферы познавательной деятельности, активного общения, подражания;затруднено познание окружающего мира; медленное запоминание информации, сильное утомление;обедненность эмоций; снижение потребностей, мотивационной сферы, активностиОсобенности детей с нарушениями зрения  увеличение сроков освоения АООП; развитие функциональных возможностей сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развитие восприятия с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать; предупреждение боязни знакомства с живыми и неживыми предметами формирование реальных представлений, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения;специальная психологическая подготовка к поведению в экстремальных ситуациях; специальная профориентационная работа Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения  Повышенное до 1500 люкс освещение.Дозирование зрительных нагрузок.Возможность наклона крышки парты, учебники с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкойРазвитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов и смысловое развитие словаря.Использование наглядных пособий большого размера с высоким контрастом и четким изображением.Умеренная количественная наглядность со специальной дифференциацией применительно к программному материалу и возможностям ребенка.При первом ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира педагогу следует учить детей очень подробно рассматривать предъявленные объекты, исследовать их.Специальные образовательные условия для детей с нарушениями зрения  Особенности детей с нарушениями речи бедный словарь, в первую очередь бедность лексики, связанной с обозначением признаков и свойств предметов и действий; неуверенное или ошибочное использование требуемых грамматических форм, прежде всего падежных и глагольных;для устной и письменной речи характерно неточное употребление слов и словоформ, отсутствие или незначительное количество определений, т. е. таких синтаксических образований, которые облегчают понимание основной мысли текста и его общего содержания;подмены одного понятия другим;неправильное использование многозначных слов;ошибки в согласовании и управлении, нарушения структуры предложения. ранняя логопедическая помощь;непрерывность коррекционно-развивающего процесса;получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенкомОсобые образовательные потребности детей с нарушениями речи  обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;развитие понимания обращенной к детям устной речи; формирование активной устной речи обучающихся; обучение произношению (логопедические гимнастики); обучение письменной речи; формирование словарного запаса; формирование грамматического строя речи;развитие ритма (логопедическая ритмика, хореография). Специальные образовательные условия для детей с нарушениями речи  недостаточные познавательные способности, специфические расстройства психологического развития (школьных навыков, речи и др.);замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности; нарушения в организации деятельности и/или поведения, трудности произвольной саморегуляции, затруднение усвоение школьных норм и школьной адаптации в целом;нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и эмоциональной сферы;неспособность дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталостиОсобенности детей с задержкой психического развития  увеличение сроков освоения АООП;упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; «пошаговое» предъявление материала;наглядно-действенный характер содержания образования; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; формирование навыков социально одобряемого поведенияОсобые образовательные потребности детей с задержкой психического развития  использование наглядно-практической опоры и предельно развернутой инструкции, игровой ситуации;медленный темп обучения;специальная организация и направление внимания детей, задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;большое количество проб, необходимых для освоения способа деятельности и вхождения в ситуацию;дробление заданий на короткие отрезки и предъявление их поэтапно; опора на жизненный опыт ребёнка; прерывание (переключение) деятельности после наступления утомления.Специальные образовательные условия для детей с задержкой психического развития  Дети с НОДА представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП);с последствиями полиомиелита; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно–двигательного аппарата;нарушения мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия, координации, мелкой моторики;как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями и задержкой формирования отдельных психических функций;трудности в развитии восприятия и формировании пространственных и временных представлений;40-50% детей имеют задержку психического развития, около 10% детей – умственную отсталость разной степени выраженностиОсобенности детей с НОДА  обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач;специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы ОООсобые образовательные потребности детей с НОДА  специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.);ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;специальная мебель;специальные приборы для обучения (ручки и др.);логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога;обязательно проводятся занятия ЛФК и АФК (групповые и индивидуальные);особое внимание уделяется предметно-практической деятельности;необходима социализация обучающихся Специальные образовательные условия для детей с НОДА Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений:преимущественно двигательных;преимущественно речевых;сочетания двигательных и речевых нарушений;недостатков общего психического развития. Специальные образовательные условия для детей с НОДА отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой;трудности, связанные с социальным взаимодействием, отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, нарушения воображения и символической игры;неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;стереотипные виды поведения, полевое поведение;длительная неспособность овладеть навыками самообслуживания и длительная задержка формирования самосознания, склонность говорить о себе в третьем лице;негативизм, агрессия или самоагрессия Особенности детей с РАС  получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; период индивидуальной подготовки к школьному обучению; индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей; установление и развитие эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозирование введения в его жизнь новизны; специальная отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации; особенно четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность ребенка; введение специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработка средств коммуникации социально-бытовых навыков; индивидуализация программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей; оценка достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;  отлаживающее взаимодействие семьи и ОО; индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за пределы ОО Особые образовательные потребности детей с РАС  постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации;выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта образовательного маршрута;психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего режима, эмоционального климата жизни;непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира;свободная мягкая эмоциональность занятий;организация целенаправленного поведения аутичного ребенка;однородность состава учеников;сохранение постоянства в окружающем;эмоционально-смысловой комментарий (эпизодическое комментирование), который должен быть обязательно привязан к опыту ребенка;рисование предметных картинок с подписями Специальные образовательные условия для детей с РАС  замедленность, наличие отклонений от нормального развития;слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижность нервных процессов, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;слабая подвижность и переключаемость психических процессов, нарушено произвольное внимание;недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности;неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде;трудности установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия;в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление (слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта);слабая регулирующая роль мышления: начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия;лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи;недостатки в развитии речевой деятельностиОсобенности детей с умственной отсталостью  раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.Особые образовательные потребности детей с УО  максимально упростить способы выражения своих мыслей;активная предметно-практическая деятельность; обязательна увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы;разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего;дети остро нуждаются в знаках одобрения, лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы, а также награда в виде любимой сладости;использовать многократное повторение;использовать небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрывается четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту;формировать опыт общественных отношений, умений и привычек соци­ально-нормативного поведения; создавать простые игровые ситуацииСпециальные образовательные условия для детей с УО Специальные образовательные условия для детей с УО1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Основные направления коррекционной работы3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность. 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.