Статья Как овладеть словами

Как овладеть словами, чтобы употреблять их красиво и точно.
«Скажи мне, что ты читаешь и я скажу тебе, кто ты?»
Гете.
Каждый день о нас судят по нашей речи. Наши слова показывают нашу интеллигентность; они указывают на наш уровень образования и культуры.
Большинство людей проходит жизненный путь, даже не пытаясь сознательно обогатить свой запас слов; овладеть различными оттенками их значений и научиться произносить слова четко и ясно.
Они привыкают употреблять избитые фразы, которые слышат на работе и на улице. Нарушают традиционные правила произношения, а порой и основные законы самой русской грамматики.
И если учителя, делают подобные ошибки, то чего можно ожидать от наших учеников.
Можно надеть красивую одежду, сделать прическу, чтобы поддержать самоуважение и завоевать уважение людей с которыми ты общаешься .Но неправильный русский язык неопровержимо свидетельствует ,что ты не являешься культурным человеком.
Каким образом можно овладеть словами, чтобы употреблять их красиво и точно.
Книги! Вот в чем секрет! Учитель одна из задач, которого является обогащение и расширение запаса слов своих учеников, должен постоянно изучать на своих уроках сокровища литературы.
Давать ученикам домашнее задание читать и пересказывать отрывки из произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева. Использовать на уроках «Культура общения» выдержки из Библии.
Любую ошибку в речи, сделанную кем-то из учеников, нужно немедленно исправлять ; любое незнакомое слово тотчас же объяснять ; поощрять детей ,чтобы они использовали слова ,которые можно было бы закрепить в памяти
Использовать на уроках толковые словари Ожегова, Даля, чтобы уточнить значение слова и его происхождение.
Научить ученика стараться точно сказать то, что он имел в виду и выражать наиболее тонкие нюансы своих мыслей. Стараться не только быть точным, но и выражаться свежими и оригинальными словами.
Убедить учеников затрачивать на просмотр телевизора и работы с компьютером в два раза меньше времени, чем они тратят. То время, которое они сэкономят таким образом, употребить на чтение книг.
Вести непримиримую борьбу со словами – паразитами, не употреблять истертых и избитых слов. Не называть одним только словом «красивый» все, что ласкает глаз. Научить применять какие-либо синонимы к слову «красивый», например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, замечательный.
Задача учителя состоит еще и в том, чтобы объяснить ученику ,что силы ,заложенные в нем ,не имеют подобных в природе ,и лишь ему самому дано узнать ,на что он способен, а это не проясниться ,пока он не испытает себя сам.
Постепенно, незаметно, но неизбежно манера речи ваших учеников станет более красивой и утонченной.


Полосминникова Анна Федоровна
МКОУ «Поворинская ООШ»
Учитель русского языка и литературы.
15