Доклад на педсовете «Создание условий воспитания и социализации младших школьников »
Выступление на педсовете на тему: «Создание условий воспитания и социализации младших школьников »
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Начальная школа — самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.
«Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века».
Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организациях и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями.
Работая с детьми начальных классов, учителя ставят перед собой задачи в социализации личности ребенка:
• Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт.
• Адаптировать важные, но сложные жизненные явления.
• Воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции.
• Оградить детей от асоциальных влияний.
• Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.
В моем понимании, воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.
В своей работе учителя начальных классов проводят классные часы на темы: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу проводят и во время динамических пауз, на переменах, на внеурочной деятельности.
Вся работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Дети постоянно принимают участие в школьных олимпиадах и ни один год занимают призовые места, во всероссийских олимпиадах «Кенгуренок», «Русский медвежонок». Ежегодно мы участвуем в Всероссийских конкурсах
«Познание и творчество», «Интеллект –экспресс», «Эрудиты планеты». Многие ученики стали лауреатами этих конкурсов.
Социализация младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе на уроках, внеклассных занятиях классных часах.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. На мой взгляд, уроки литературного чтения позволяют создать благоприятные условия для социализации учащихся и их духовно – нравственного развития, изучая произведения художественной литературы и жемчужины народной мудрости, созданные современными авторами и авторами прошлого столетия, объединенные одной темой: «Воспитание самостоятельной, творческой и духовно – нравственной личности».
Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Учитель ведет работу по формированию социальных качеств. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Это такие социальные качества: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким.Эти социальные качества развивались через различные формы работы:
В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
Научаться чувствовать и понимать других людей;
Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле [26].
Анализируя работы учителей и подводя итог выше сказанному: основу социализации составляет обучение и воспитание, педагогический процесс направлен на подготовку ребенка к жизни и включение его в жизнь через социально-значимую деятельность.
Также учителя начальных классов строят свою работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную
В современной педагогике проблема социализации ребѐнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребѐнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Cоциализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:
1. Обеспечить включенность детей в реальные социально-значимые отношения.
2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.
3.Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления. Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребѐнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы. Главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе. Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно. Наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права. Социально-педагогическая работа является системной деятельностью, направленной на помощь ребѐнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определѐнных условий:
всесторонняя педагогическая диагностика,
изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,
гуманность и открытость образовательного учреждения. К базовым условиям успешности социализации ребѐнка относится следующие:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в классе;
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребѐнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
построение отношений партнѐрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно- нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. При использовании различных методов психолого-педагогической диагностики детей и их родителей: наблюдение, беседы, анкетирование, получили следующие результаты:
Педагогический стиль в семье:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга - 83%
родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи - 17%
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви –90%
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” – 10% 3. Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению –25%
используют жизненный опыт –75%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%
не испытывают проблем – 73%
При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления. Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неѐ, создавая для этого психолого- педагогические условия работу, но и через систему воспитательной работы.