«Проектно – исследовательская деятельность, как условие повышения качества образования»

исследовательская деятельность
как условие повышения качества образования.

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».
                                                                Бернард Шоу

На настоящее время перед учителем начальной школы стоит сложная задача как сделать процесс обучения более доступным, интересным для каждого обучающегося при этом повысить качество обучения и работать над формированием личности. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    
Поскольку на современном этапе развития общества ситуация складывается так, что каждый человек должен умело ориентироваться в социальном пространстве, быть коммуникабельным и конкурентоспособным, то учитель должен помочь ребёнку научиться быть самостоятельным, ответственным, отстаивать право на собственную точку зрения и умело вести диалог с различными категориями собеседников. По моему мнению, для решения этой задачи педагогу поможет проектно – исследовательский метод, который позволит маленькому школьнику научиться работать с большим объёмом информации, прибегать в своей мыслительной деятельности к анализу и синтезу, причём, заниматься научной деятельностью ему придётся не только индивидуально, но и в группе, где он должны определить для себя правила общения, которые будут давать только положительную динамику в достижении цели при работе над проектом. Проект в начальных классах – это трудно. Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования, но всё – таки это возможно. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана, апробирована. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности обучающихся, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий».  
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса.
Своих детей я учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.
На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:
 сделай буквы из различных материалов.
 напиши любой  букве рисуночное письмо.
По познанию мира  по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя  фотографии из личного альбома, а так же оформили  выставку   рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. Так что же такое проект?
ПРОЕКТ (от лат. projectus, буквально брошенный вперед), это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели.
 Проектно-исследовательская деятельность  деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Задачи проектно – исследовательской деятельности:
Повышать качество обучения школьников.
Эффективно использовать технологические достижения в своей педагогической деятельности.













Рис. 1




Преимущества проектно – исследовательской деятельности:
Побуждает обучающихся к самостоятельной работе.
Повышает их инициативу в познавательной деятельности.
Развивает социальные и коммуникативные навыки.
Даёт богатый опыт в творческой деятельности.
Повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Рис. 2

Это способствует всестороннему развитию обучающихся.
Учебный проект, в отличие от учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.
А теперь задумаемся, что такое исследования для маленького ребёнка? Это прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его проект с разработкой плана, обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.
Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких, ещё дошкольников, это может быть следующее. Походи босиком по песочку – по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем – по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты делаешь следующий шаг, ещё один, ещё и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребёнка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.
В начальной школе выделяются основные виды проектов:











Рис. 3
Проект – рассказ.
Идея достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества или фантазии. Проект – рассказ дают достаточно материала для упражнения в чтении и прохождении необходимого минимума по различным дисциплинам. Просмотр фильма тоже может служить основой проекта – рассказа. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа – рецензии – достойный детский проект.
Экскурсионный проект.
Программа в начальном звене насыщена экскурсиями. Поскольку целью экскурсии является поиск ответа на вопрос, следовательно, поиск предполагает анализ какого либо одного исследуемого предмета или явления.
Конструктивный проект.
К данному виду проектной деятельности относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Эта группа проектов наиболее понятна учителям в силу конкретного результата. Объекты труда известны, так как связаны с развитием моторики рук, присущим данному возрасту.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм ит.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Непременным условием проектной деятельности является:

·заранее выработанных представлений о конечном продукте проектной деятельности;

· представление об этапах реализации проекта.





















Рис.4

Результаты проекта должны быть прочувствованы детьми, то есть они должны быть «осязаемыми». Все эти виды деятельности имеют общую цель и согласованные методы
Основные требования к использованию метода «Проект»:
Наличие задачи в творческом плане, которая требует исследовательского поиска для её решения.
Практическая значимость предполагаемых результатов.
Индивидуальная, парная или групповая деятельность обучающихся.
Создание структуры содержания проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, которые определяют последовательность действий:

· определение проблем и задач;

· выдвижение гипотез;

· обсуждение методов исследования и способов оформления конечных результатов;

· сбор, систематизация и анализ полученных данных,

· подведение итогов;

· оформление результатов и выводов;

· презентация проекта.
Продуктивность проектно – учебной деятельности младшего школьника предусматривает готовность к процессу взаимодействия.

·Выяснять точки зрения по определённому вопросу.

·Обращаться за помощью к другим в случае дефицита информации.

·Формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать.

·Должен управлять собой, выбирая в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение.

·Уметь управлять своим голосом, мимикой и жестами.
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Проектный метод предостерегает учителя от опасности переоценить силы ребёнка, но существует и другая опасность – недооценить эти силы. Следовательно, должен быть найден разумный баланс в «зоне ближайшего развития» ребёнка.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту. Следовательно, выполнять исследование надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении.
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.
Теперь я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
На районном конкурсе проектов ученица моего класса Есенгельдина Диана представляла работу: «Шариковая ручка и история ее создания». Проблема ее исследования: изучить историю возникновения ручки. Предмет исследования: шариковая ручка. Объект исследования: история возникновения ручки. Гипотеза: мы предполагаем, что история возникновения ручки начинается с истории возникновения человечества. Были исследованы этапы письменности от наскальных рисунков до современной авторучки, проведены опыты о возможностях письма шариковой ручкой.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов. «Познавательные процессы у всех разные, но ведь не только ими ценен человек. Старайтесь увидеть в каждом хоть какую – нибудь возможность проявить себя».
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается качество образования, творческое развитие учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.











Список   литературы

 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
8. Савенков А.И.Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С.159,164.




























































































Схема 7 Заголовок 115