СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Алиева А.Ш., учитель-тифлопедагог. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Включает в себя: Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации. Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями. Организация питания и медицинского обслуживания необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе. Финансовое обеспечение.Материально-техническое обеспечение. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Вся нормативно-правовая база, фиксирующая права ребенка с ограниченными возможностями здоровья.2. Разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей (например, наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе и новыми, возникающими в процессе образования). ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ Здоровьесбережение как одна из задач образовательного процесса.Ранняя диагностика заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний.Необходимость в диспансеризации обучающихся. Диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия. Организация питания (например, специальные приспособления для приема пищи). ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе оснований для оплаты специалистам, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1. Совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 2. Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки ИКТ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕсоблюдение санитарно-гигиенических норм;возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры ОО; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места и др.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребности детей с ОВЗ. Приспособление зданий, а именно:устройство пандусов;расширение дверных проемов; замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов узких специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, комнат психологической разгрузки; создание информационных уголков; установка подъемных устройств и др. Программное обеспечение:специальная мебель (например, стулья с регулируемой высотой);компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами; учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции; обильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции; продолжение:интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;комплекты компьютерного, телекоммуникационого, специализированного оборудования и программного обеспечения; реабилитационное оборудование; кислородные концентраторы и коктейлеры; реабилитационные тренажеры;специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы; кабинеты логотерапевтической коррекции и коррекции психоэмоционального состояния; продолжение:универсальные цифровые устройства для чтения;цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD; документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста; портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов; настольные электронные увеличительные устройства; слуховые тренажеры «Соло-01В» (М); аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»; лингводидактические комплексы; Автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: в соответствии с п. 19.8 ФГОС начального образования «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы...» продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. №03-255 «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др. продолжение В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. №03-255 «О внедрении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что «стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ». В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности здоровья детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1. Программно-методическое обеспечение образовательного процессаВ соответствии с п. 19.8 ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования... . продолжениеВ письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др. продолжение(ФЗ ст. 2, п.п. 28) «Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении: - предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы; - организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей и др. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕукомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками. Компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной0 педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии и др. Алгоритм создания специальных образовательных условий1. Детям с ОВЗ необходимо получит медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. 2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и готовит рекомендации.3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий.4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы.5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. 6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений. 7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся. 8. Индивидуально ориентированные условия. Спасибо за внимание!