РЕФЕРАТ ПО АРТПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ :ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТПЕДАГОГИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологи и педагогического образования
Кафедра дефектологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
на тему: «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ
АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Студентки
Кетовой Екатерины Алексеевны
Специальности
«Начальное образование»
курса 2,
группы М-ЗНО-14-1,
№ зачетной книжки_______
Руководитель:
Юнусова Эльмаз Адиль –Гареевна
Реферат
Получен___________________
передан на резенцию________
возвращен рецензентом__________
г. Симферополь, 2015 – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. АРТПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
5
2. МЕТОДЫ АРТПЕДАГОГИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
9
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АРТПЕДАГОГИКИ
12
ВЫВОДЫ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Улучшение существующих и создание новейших эффективных средств и методов, которые повышают резервные возможности организмов людей, является актуальной проблемой. Взгляды многих зарубежных исследователей все чаще обращаются в сторону разных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств.
Артпедагогика - совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения [10].
Поскольку артпедагогика обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка музыкотерапия; изобразительное искусство изотерапия; театр, образ имаготерапия; литература, книга библиотерапия, танец, движение кинезитерапия).
В свою очередь каждый вид артпедагогики подразделяется на подвиды.
Однако было бы неверно рассматривать видовые различия артпедагогики только с точки зрения принадлежности к видам искусства.
Виды артпедагогики в образовании и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая).
Артпедагогика - это научно - педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося.
Однако основой для всех видов артпедагогики является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Большой вклад в изучение артпедагогики внесли такие зарубежные ученые, как:
К. Роджерс, В. С. Шушарджан, Г. Алвин, У. Коффер, Г. Огтф, П. Нордофф,
К. Роббинс.
Объект исследования – процесс изучения зарубежного опыта использования приемов артпедагогики в обучении.
Предмет исследования – приемы артпедагогики в системе образования.
Целью исследования является изучение зарубежного опыта использования приемов артпедагогики в системе образования.
Необходимо организовать всю работу с обучающимися так, чтобы в процессе изучения конкретных предметных знаний увеличилось качество учебной деятельности учеников.
Задачи:
1. Рассмотрение вариантности дидактического материала.
2. Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по изучению зарубежного опыта использования приемов артпедагогики в системе образования.
3. Показ роли арттерапии в системе образования.
Гипотеза: изучению зарубежного опыта использования приемов артпедагогики в системе образования является одним из основных средств увеличения качества учебной деятельности учеников.
Уроки, которые проведены с использованием артпедагогических методов, будут способствовать углубленному закреплению знаний обучающихся по практическим и теоретическим предметам в общеобразовательных учебных заведениях.
Применение артпедагогики увеличит эффективность изучения обучающимися школьных предметом.
Метод исследования: теоретический – анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме реферата с целью выяснения объективной картины в исследуемой области.
1. АРТПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Национальная культура любого народа или субэтноса содержит в себе огромный воспитательный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества. В процессе социализации подрастающего поколения происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, трудовых, культурных и духовных ценностей народа. Это обеспечивает успешную адаптацию молодых людей в меняющемся социуме. Искусство, физический труд и наука это разные способы освоения мира, но в своей интеграции они дают возможность многомерного видения мира, его целостного осознания [8, с. 122]. Это обуславливает более эффективное формирование и развитие нравственных основ личности, её эстетических представлений. В передовых образовательных учреждениях четко просматриваются интегративные процессы, предлагаются интегративные программы, ориентированные на глобальные проблемы современности, на комплексное освоение искусства и трудовой деятельности.
Труд, образование, искусство, культура, человеческая психика находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. С учетом этих связей появилось новое направление в педагогической науке – артпедагогика как синтез искусства, труда и психолого-педагогического знания. Применяя понятие «артпедагогика», необходимо уточнить, что в педагогической литературе оно пока используется лишь отдельными авторами. В педагогической науке не проводилось специального исследования, посвященного созданию в образовательном пространстве школы специальных педагогических условий воспитания современных подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства при помощи арттехнологий. Анализ существующей практики трудового воспитания учащихся в системе общего образования также подтверждает, что школа остро нуждается в научно обоснованных рекомендациях в этой области. Артпедагогика тесно связана с искусствознанием, с психологией искусства, с психологией труда. Знания в этих областях науки дают представление о закономерностях развития искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека и общества, что необходимо для понимания сущности воспитательной, познавательной и регулятивной функций искусства. Без этой основы нельзя осмыслить потенциальные возможности искусства и разработать теорию их эффективного использования в образовательном процессе. Обнаруживается тесная взаимосвязь артпедагогики с общей и социальной педагогикой, а также с частными методиками. В проведенном в 2007 году в США национальном исследовании при использовании федеральной базы более чем 25000 студентов средних и средних школ исследователи от Университета Калифорнии в Лос - Анджелесе выяснили, что учащиеся с высоким качеством знаний в области искусства показали лучше результаты на стандартизированных тестах, чем студенты с низкой успеваемостью в области искусств. Кроме того, увлеченные искусством студенты меньше времени проводили за просмотром телевизионных программ, были более социально активны и сообщили, что им интересно в школе [1, с. 161]. Губернатор штата Айдахо Мэрилин Говард отметила [2, с. 166], что наиболее продуктивно сотрудничество между учителями алгебры и музыки. Один пример, который она упоминает: необходимо сотрудничать учителю технологии и учителю рисования, чтобы помочь студентам, когда они применяют математические расчеты в ходе работы над проектами. Эти учителя должны быть в состоянии объяснить понятия на «математическом языке» так, чтобы студенты были в состоянии видеть эти связи ясно. Это явление заинтересовало ученых - педагогов и когнитивистов больше столетия назад. Искусство рассматривается ими как средство просвещения (передача представлений) и как средство образования (передача знаний, навыков мышления и обобщения, системы взглядов). Потенциал познавательной функции искусства до сих пор недооценен. При этом известно, что информация, переданная на языке искусства, как правило, более доступна и легче усваивается. Искусство формирует строй чувств и мыслей, оно воздействует комплексно на ум и на сердце.
Воспитательная функция искусства, по мнению английского антрополога
Дж. Гаррисона, является одним из важнейших аспектов общественного значения художественного творчества. Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии) функции искусства являются важнейшими факторами, формирующими личность. Искусство сокращает нам время приобретения знаний, умений, навыков, позволяя обогатиться опытом других людей, при этом вооружая отобранным, обобщенным, осмысленным опытом. Оно позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные ориентации. Воздействие искусства направлено на социализацию личности и утверждение ее самоценного значения. Специфика художественной информации заключается в механизме реализации коммуникативной функции искусства, представляющего собой классическую информационную систему, в структуру которой входят источник информации (произведение), канал информации (изобразительно - выразительные средства) и реципиент (субъект восприятия). Ученые продолжают исследовать сложные процессы приобретения знаний и навыков.
Следует отметить, что процесс формирования рыночной экономики повлек за собой возрастание требований, предъявляемых к трудовой и профессиональной подготовке молодежи, вступающей во взрослую жизнь. При этом прежние, устаревшие представления о трудовом воспитании, опора на отжившие формы и методы его организации, на примитивное оборудование, используемое на уроках технологий в большинстве школ, совершенно не соответствуют современным условиям. В результате образовался разрыв между социально - экономическими требованиями к подготовке будущего участника производства материальных благ и возможностями трудового воспитания школьников. Обостряющиеся противоречия порождают негативные явления:
нежелание учащихся трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом; лень и пренебрежение к физическому труду; халатность и неорганизованность, порождающие отчуждение и ориентацию на низкую производительность труда [3, с. 41].
Преодолеть перечисленные негативные явления можно лишь путем вовлечения детей в высокоорганизованный, общественно полезный, производительный, интересный труд, связанный с развитием творческих способностей и наклонностей учащихся. Наиболее адекватным механизмом организации такой трудовой деятельности школьников в современном образовательном пространстве является артпедагогика. Артпедагогика - это научно - педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [10]. В условиях широкого использования различных элементов народного декоративно - прикладного искусства в образовательном пространстве активизируются такие психолого - педагогические процессы, как эмоциональное восприятие художественных образов, их визуально - образная реконструкция, личностное присвоение сконцентрированного в искусстве опыта при опоре на специальные педагогические технологии. Резюмируя все ранее сказанное, можно выделить шесть главных преимуществ, связанных с применением арттехнологий в системе образования: 1. Чтение и языковые навыки. Для творческой проектной деятельности учащиеся учились формулировать проблему творческого проекта, обосновывать необходимость улучшения конструкции, грамотно описывать преимущества и недостатки. Использовать поэзию, игры и импровизацию, чтобы обыграть найденный образ [4, с. 12]. 2. Навыки математических вычислений. Расчет необходимых параметров изделия. Музыкальный ритм подчеркивает пропорцию, отношения, выраженные как математические отношения (учащиеся, занимавшиеся музыкой в течение ряда лет в средней школе, показывают лучшие результаты в математике) [5, с. 303]. 3. Интеллектуальные навыки. Касаются различных мыслительных процессов: рассуждающая способность, интуиция, восприятие, воображение, изобретательность, творческий потенциал, навыки решения проблем, связанных с искусством. Отношения между музыкой и пространственно - временным рассуждением, поскольку это принадлежит навыкам математики, были обсуждены ранее. Участие в других формах искусств - танец или изобразительные искусства - также способствует развитию интеллектуальных навыков [6, с. 3]. 4. Социальные навыки. Арттехнологии способствуют формированию социальных навыков, включая уверенность в себе, самообладание, решение конфликта, сотрудничество, сочувствие и социальную терпимость. Исследования показывают, что это относится ко всем обучающимся, а не только к одаренным и талантливым. Художественное творчество может играть ключевую роль в развитии социальных компетентностей с точки зрения образования [7, с. 34].
5. Повышение мотивации учебы. Проведенное исследование показало, что использование изобразительных искусств помогло ученикам использовать визуальные формы выражения, чтобы передать их понимание содержания читаемого. Они начали интерпретировать текст вместо того, чтобы пассивно читать его [8, с. 122].
6. Положительный школьный климат. Увлечение общим делом способствует созданию доброжелательной обстановки в коллективе [9].
Таким образом, понятие «артпедагогика» рассматривается как научно - педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащихся.
2. МЕТОДЫ АРТПЕДАГОГИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Под методами в дидактике Ю. К. Бабанский понимает «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала».
Действия же, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции, повторяющиеся в разных системах действий. Эти операции обозначаются термином «приемы».
Приемы обучения часть метода, средства, с помощью которых данный метод реализуется, работает.
Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в данной конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов, в том числе: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики учебного предмета, мастерства педагога. Методы подразделяются на методы воспитания и методы обучения. В артпедагогике они направлены на:
1) формирование у ребенка с проблемами в развитии эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;
2) формирование основ художественной культуры, нравственно-эстетических качеств личности детей с различными нарушениями в развитии;
3) овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;
4) обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями средствами разных видов искусства;
5) организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно - речевой, музыкальной, изобразительной, декоративно - прикладной, театрализованной) [3, с. 41].
Выбор методов и приемов воспитания и обучения в артпедагогике определяется:
1) возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;
2) их интересами и склонностями;
3) уровнем подготовки;
4) особенностями и степенью отклонений в их развитии;
5) целями и задачами художественного развития детей;
6) спецификой воздействия каждого из видов искусства;
7) формами организации художественной деятельности;
8) объемом и качеством художественной информации;
9) мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития [4, с. 15].
Методы артпедагогики основаны на общепринятых подходах к их классификации в дидактике, в художественной педагогике и специальной педагогике, учитывающей необходимость подбора для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями такой композиции методов и приемов, которые бы дали наибольший эффект.
Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания в артпедагогике должны, с одной стороны, максимально способствовать художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), с другой отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно - педагогической работы. Это в значительной степени осложняет работу педагога, который должен мастерски владеть технологией художественно - коррекционного развития, и требует от него достаточно высокой квалификации, хорошего знания основ артпедагогики и специальной педагогики (а также основ смежных наук), постоянного творческого поиска, знания индивидуальных особенностей своих воспитанников, их интересов, склонностей, понимания структуры имеющегося нарушения в развитии и владения способами коррекции с помощью разных видов искусства.
Характеризуя методы обучения в артпедагогике, мы опираемся на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:
1) методы организации учебно-воспитательной деятельности;
2) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [5, с. 303].
Выделение этих групп условно, границы их подвижны. Один и тот же метод может на разных этапах обучения и в разных ситуациях выполнять разные функции.
Например, метод беседы, который входит в первую группу и используется для выявления имеющихся у ученика знаний, сообщения новых знаний и их закрепления, на определенном этапе обучения может быть и стимулирующим методом, и методом контроля над усвоенным материалом. Рассмотрим перечисленные методы более подробно.
В первой группе применяются:
1) словесные методы (рассказ, лекция, беседа о произведениях искусства, об истории их создания, об их творцах);
2) наглядные (исполнение художественных произведений, показ иллюстраций, рисунков, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры, музыкальных инструментов, различных атрибутов);
3) практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах художественной деятельности) [5, с. 303].
Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и на ее активное восприятие учащимися.
Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения.
Таким образом, методами в дидактике называют последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.
Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик, вызывая интерес к тем событиям или героям, которым посвящено, например, литературное или музыкальное произведение.
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АРТПЕДАГОГИКИ
Улучшение имеющихся и создание новейших действенных средств и способов, повышающих резервные способности человеческого организма, является актуальной неувязкой. Взгляды почти всех современных исследователей больше обращаются в сторону разных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, целительных, коррекционных средств. Артпедагогика представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и индивидуальности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного целебного внедрения [10]. Так как артпедагогика обеспечивается действием средствами искусства, то ее систематизации основываются сначала на специфике видов искусства (музыка музыкотерапия; изобразительное искусство изотерапия; театр, образ имаготерапия; литература, книжка библиотерапия, танец, движение кинезитерапия). В свою очередь каждый вид артпедагогики разделяется на подвиды. Но было бы ошибочно разглядывать видовые различия артпедагогики лишь исходя из убеждений принадлежности к видам искусства. Виды арттерапии в образовании и психологии дифференцируются в зависимости от целебного и коррекционного действия на человека и формы его организации (персональная, групповая). Но основой для всех видов артпедагогики является художественная деятельность субъекта, средством активизации которой осуществляется корректировка тех либо других нарушений в развитии человека.
Музыкотерапия это вид арттерапии, где музыка употребляется в целительных либо коррекционных целях [10].
Во всех исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков,
И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель,
Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина,
И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений целебного и коррекционного действия этого вида арттерапии выделяются последующие: регулирование психовегетативных действий, физиологических функций организма; катарсис, регуляция психоэмоционального состояния; увеличение социальной активности, приобретение новейших средств чувственной экспрессии; облегчение усвоения новейших положительных установок и форм поведения, корректировка коммуникативной функции; активизация творческих проявлений. Иной формой музыкально - коррекционного, целебного восприятия быть может музыкально - образная медитация, основанная на благотворном действии на психоэмоциональное состояние пациента слуховых образов, имеющих различную чувственную окраску. В данном случае слушатель, как считает В. И. Петрушин, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором, за которым можно созидать определенного человека. При всем этом возникает невербальное диалогическое общение, к которому подступает описание способа терапии, центрированной на пациента, разработанного в концепции гуманистического подхода К. Роджерса. Музыкосоматотерапия ставит целью обеспечивать целебное действие конкретно на человеческое тело. Она быть может зональной, когда осуществляется действие музыкой на определенную область, орган тела (В. А. Гуськов); аппликационно-точеч-ной музыкотерапией, направленной на исцеление и корректировку многофункционального состояния модифицированных меридиальных систем человеческого тела (В. С. Шушарджан). Зарубежные представители данного направления музыкотерапии (К. Роббинс, П. Нордофф, Г. Алвин, У. Коффер,
Г. Огтф) отмечают необыкновенную его значимость для использования в целительных, коррекцион-ных целях в работе с детками с различными неуввязками в развитии. Активная музыкотерапия во всех ее вариантах помогает сформировывать у пациента оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Активная музыкальная деятельность (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении. Полезный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией [5, с. 303].
В подходящем действии пения на человека можно выделить два нюанса: корректировка психоэмоционального состояния (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин); лечебно-оздоровительная направленность пения (А. И. Попов, В. С. Шушарджан,
Е. В. Макаров). Доказательством большого влияния классического пения на человеческий организм является список певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов,
С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан). С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клеточки, диафрагмы и мускул брюшного пресса, также вибрационных действий, возникающих в итоге фонации.
Методика В. И. Петрушина указывает, что в содержание занятий обязано врубаться выполнение песен жизнеутверждающего нрава. Болгарские ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, в первый раз использовавшие термин «кинезитерапия», отнесли ее к неспецифически работающим терапевтическим факторам и определили, что разные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время заболевания, и делают новейшие, обеспечивающие нужную адаптацию. Формы движений, применяемые в корректировки, могут быть различны. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для понимания и катарсистической разрядки [6, с. 6].
Полезный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в корректировки психоэмоциональных состояний и остальных нарушений подтверждается рядом создателей (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова). Факт взаимодействия чувственных проявлений с конфигурацией мышечно - физиологического тонуса отмечал в собственных исследованиях еще узнаваемый физиолог В. М. Сеченов. Внедрение движений в корректировки психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесноватой связи чувственных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Сущность данной теории заключается в том, что психологические травмы, получаемые человеком в течение собственной жизни, заключаются в так именуемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение чувств.
На способе физических действий строится также система К. С. Станиславского. Актер может вызвать разные чувственные состояния, ежели он совершает нужные физические деяния. Основоположником способа ритмической гимнастики является швейцарский преподаватель, композитор Э. Жак - Далькроз (1865 - 1950), который выделил музыкальную ритмику в отдельную ветвь музыкальной педагогики. А позднее, в 1926 г., в РФ на ее базе создается целебная ритмика. Регулятором движений Э. Жак - Далькроз сделал музыку, так как конкретно в ней имеется безупречный эталон организованного движения. Музыка регулирует движение и дает точные представления соотношений меж временем, местом и движением.
Отечественные ученые, доктора (В. А. Гиляровский, 1928, Г. И. Шипулин, 1928) направляли внимание на благотворное влияние коррекционной ритмики, при всем этом отмечали, что ритмические упражнения оказывают положительное действие в особенности на детский коллектив с завышенной возбудимостью. Родоначальником введения ритмики в систему исцеления взрослых и малышей в нервно - психиатрической поликлинике стал доктор В. А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности действий центральной нервной системы, активизацию деятельности лимбической системы. Внедрение коллективного начала занятий ритмикой в системе коррекционной работы с душевнобольными и детками с нарушением речи удалось В. А. Гринер. Индивидуальностью коррекционно - ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как целебный фактор. Ее действие будет эффективнее, как отмечали Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова,
А. Флоренская, И. С. Самойленко, В. А. Гринер, Н. А. Власова, так как ритм как организующий элемент музыки положить в базу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психогимнастика (М. И. Чистякова). Она содержит в себе некие игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие разных сторон психики малыша. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально - эмоционального воспитания в США (А. Верон, 1983). Раскрывая технологию музыкально – зрительно - образного восприятия на занятии по музыкатерапии, В. И. Петрушин отмечает, что, как в парадоксе актерского перевоплощения, психолог, музыкотерапевт может предложить бросить на время свои трудности и шагнуть вовнутрь увиденных картин, нарисованных художником, очутиться посреди прелестной природы и людей, испытать пережить их чувства, чувственные состояния. Исследования Е. Б. Рабина разрешают установить спектр хороших цветов, более благоприятно влияющих на человека: это зеленоватый, желто-зеленый, зелено-голубой цвета. Кроме физических параметров цвета, т. е. длины волны, нужно учесть его качество и эстетическое значение. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений особенности. В. С. Лобзон и М. М. Решетников (1986) дают учесть действие цвета на психоэмоциональное состояние человека при проведении сеанса музыкоцветотерапии. Арттерапия, основанная на действии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства.
Имаготерапия (от лат. imago образ) занимает особенное место посреди видов арттерапии [10]. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса
(И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973). Имаготерапия имеет разные подвиды: куклотерапию, образно - ролевую драмтерапию, психодраму [2, с. 166].
Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Ее основоположником является узнаваемый психолог, психоаналитик
Дж. Морено (1892-1972). Суть психодрамы состоит в том, что «актеры» - пациенты играют не готовые роли, а свободно под управлением психолога, психоаналитика разыгрывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуации.
В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер;
Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления данного способа: внедрение уже имеющихся произведений изобразительного искусства методом их анализа и интерпретации пациентами; побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Изотерапия обширно употребляется в психокоррекционной практике как в различных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в мед и специальной психологии.
Рисуночная терапия, как показывает О. А. Карабанова, рассматривается, сначала, как проекция личности малыша, как символическое выражение его дела к миру.
Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова описывает три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования.
1-ое соединено с целями и задачками рисуночной терапии: изотерапия это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования овладение средствами и техниками изображения.
2-ое отличие касается товаров изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает принципиальным аспектом его оценки (набросок владеет своей ценностью, связанной с последовательностью шагов разрешения личных желаний малыша). К видам арттерапии, основанным на целебном коррекционном действии чтения, относятся либропсихотерапия (целебное чтение, способ предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книжку, предложенная В. Н. Мясищевым).
Библиотерапия начала употребляться как в РФ, так и в США в 20 - е гг. XX столетия, где была сотворена Ассоциация больничных библиотек [7, с. 37].
Специалист по библиотерапии А. М. Миллер (1975) выделяет три главных направления разработки трудности библиотерапии: библиоведческое, представители которого считают, что библиотека обязана играться роль фактора, лишь отвлекающего от мыслей о заболевания, дилеммах, но не ставить впереди себя целей управления чтением определенного читателя либо группы читателей; психотерапевтическое, представители в Германии говорят, что библиотерапия является компонентом психотерапевтического исцеления нездоровых и обязана осуществляться врачом - психотерапевтом без роли библиотекаря; психокоррекционное вспомогательное направление, в каком участвуют и доктор, и библиотекарь.
Употребляется это направление в комплексе с иными средствами корректировки как равноправная часть целебного процесса.
Библиотерапевтический эффект, по А. М. Миллеру (1975), может быть достигнут, ежели учитываются последующие принципы: адекватность содержания книжки нраву трудности, заболевания, целям психокоррекционного действия; доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента; наибольшее сходство описанной в книжке трудности, ситуации, с травмирующей ситуацией, в какой находится нездоровой; положительное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личной трудности, появившегося конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.
По мнению Ю. Б. Некрасовой, библиотерапия может делать несколько функций: диагностическую (анализ литературных художественных произведений пациентом, персональная беседа о прочитанном, ежедневник); коммуникативную (диалог меж пациентом и психологом, построенный по принципу резонанса состояний: желания высказаться, слушать, разъяснить, осознать, установка на помощь); моделирующую (предвосхищение фуррора, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые посодействуют решить конфликт); психотерапевтическую (изменение личного дела к собственной дилемме пациента, обеспечение выхода из травмирующей ситуации).
По словам Д. С. Лихачева, соучастие читателя в творческом процессе значимая сторона художественного произведения.
Создатель вроде бы принуждает читателя самого приходить к подходящему выводу. Происходит собственного рода суггестия, когда создатель произведения выступает в роли психоаналитика и носителя определенных ценностей.
В последние годы возникла самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии сказкотерапия, в базе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения сказки (Д. Ю. Соколов, Е. Ю. Петрова).
Этот вид библиотерапии наиболее применим для работы с младшими школьниками, имеющими трудности в развитии (Т. В. Вохмянина; Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева).
Средством сказкотерапии можно оказать помощь детям с неувязками (брутальным, неуверенным, застенчивым, с неувязками принятия собственных эмоций, также с различного рода психосоматическими болезнями).
Процесс создания творческого продукта базируется на таковых психических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг) [7, с. 134].
Символическое выражение разных функций предмета и явления позволяет увидеть его в новом ракурсе, в других отношениях с миром, установить его новое значение и продвинуться в направлении положительного разрешения конфликтной ситуации.
Таким образом, артпедагогика примыкает к психокоррекционным методикам, задачей которых является сохранение психологического здоровья.
ВЫВОДЫ
Таким образом, артпедагогика - это научно - педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [10].
Однако основой для всех видов артпедагогики является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Под методами в дидактике Ю. К. Бабанский понимает «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала». Действия же, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции, повторяющиеся в разных системах действий. Эти операции обозначаются термином «приемы». Приемы обучения часть метода, средства, с помощью которых данный метод реализуется, работает.
Методы и приемы художественного развития в артпедагогике должны органично сочетаться с методами и приемами коррекционно - педагогической работы. Это требует от педагогов очень тщательного отбора методов в их оптимальном сочетании, с учетом конкретной ситуации.
Артпедагогика обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка музыкотерапия; изобразительное искусство изотерапия; театр, образ имаготерапия; литература, книга библиотерапия, танец, движение кинезитерапия).
К видам артпедагогики, основанным на целебном коррекционном действии чтения, относятся либропсихопедагогикая (целебное чтение, способ предложен
В. М. Бехтеревым) и библиопедагогика (обучение через книжку, предложенная
В. Н. Мясищевым).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гребенщикова Л. Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / Л. Г. Гребенщикова // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: Материалы II международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2013. - С. 161 165.
2. Ермакова Е. А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
Е. А. Ермакова // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: Материалы II международной научно-практической конференции 1 - 2 апреля 2013. - С. 166 - 167.
3. Иванушкина Е. В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. /
Е. В. Иванушкина // М.: Просвещение, 2013. - С. 41 - 43.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. // СПб.: Питер, 2000. – 89 с., С. 12 - 15.
5. Педагогика / Под ред. Г. Нойера, Ю. К. Бабанского. // М., 2014. С. 303.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ. / В. И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]// Психотерапия. 2006. № 2. – С. 3 – 6.
7. Хрестоматия по педагогической психологии. / Учебное пособие для студентов: Красило А. и Новгородцева А. // Москва, 2009. - 207 с., С.34 - 37.
8. Шушарджан С. В. Здоровье по ноткам. / С. В. Шушарджан // М., 2014. С. 122.
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].-http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/29/
10. Артпедагогика // Толковый словарь. URL: http://slovorus.ru/index.php?ID=
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115