Формирование пространственно-временных представлений средствами артпедагогики


Формирование пространственно-временных представлений средствами артпедагогикиподготовила
Пархоменко М.Н.
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «СОШ №88» г. ПермиК моменту поступления в школу ребёнок, как правило, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самого себя. Но часто сталкиваемся с тем, что восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают даже у учащихся и не только первых классов определённые трудности, что, конечно же, обусловлено недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Несформированность пространственных представлений у детей проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших аспектов обучения детей. Постоянно сталкиваясь с этой проблемой я поняла, что очень актуально сейчас уделять внимание формированию пространственно-временных представлений. Для этой работы можно использовать приемы и методы артпедагогики.
В настоящее время в практике образования широко используются такой термин, как «артпедагогика».
Артпедагогика-(художественная педагогика) — это синтез двухобластей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).
Я предлагаю несколько упражнений, которые я использую в своей практике для развития пространственных представлений приемами артпедагогики:
1. Рисование ватными палочками (создание орнамента по алгоритму).
2. Рисование ватными палочками обеими руками одновременно
3. Симметрия (создание симметричных рисунков ватными палочками).
4. «Ковер из листьев» в технике оттиск листьями.
5.Преобразование рисунка. (Развитие творческой фантазии учащихся – рисование с учетом заданного времени года или суток)
6.В технике рисование по мокрому детям предлагается алгоритм рисования заданного пейзажа с точным указанием, где какой предмет расположен.
Интересной является техника рисования цветной манкой.
Приемы и методы более подробно и с фотографиями будут представлены в презентации. Применение этих приемов способствует в легкой и непринужденной форме развитию у ребёнка:
пространственной ориентировки на листе бумаги,
глазомера и зрительного восприятия,
мелкой моторики рук и тактильного восприятия,
внимания и усидчивости,
изобразительных навыков и умений,
наблюдательности,
эстетического восприятия, эмоционального отклика.
Искусство помогает детям развиваться и жить.
Литература:
Артпедагогикаи арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.