Доклад на тему: Развитие эмоциональной сферы младших школьников средствами артпедагогики
Васильцова А.В.
магистрант II курса
кафедры Методик начального образования
Развитие эмоциональной сферы младших школьников средствами артпедагогики
Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагогике, лечебной педагогике, артпедагогики, реабилитационной педагогии и другие. По мере роста знания в педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в образовательных учреждениях разных видов.
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье.
Специальные исследования (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако, среди типичных для младших школьников эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. К сожалению, в специальной литературе практически отсутствуют данные, касающиеся эмоциональных состояний младших школьников, что существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания детей данного возраста.
Следует отметить, что разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей долгое время являлась прерогативой психологии и даже детской психопатологии. Именно в рамках этих наук осуществлено методологическое обоснование коррекции нарушений эмоционального развития детей, сформулированы принципы коррекционной работы, представлены условия и средства ее решения в практике обучения, воспитания и лечения (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.И.Захаров, В.П.Кащенко, В.В.Лебединский, С.Л.Рубинштейн, А.С.Спиваковская, Л.С.Славина, Ю.С.Шевченко). Основные принципы, методы и возможные формы организации коррекционной помощи детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, выделены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как С.А.Беличева, Г.В.Бурменская, И.П.Воропаева, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова, И.Ю.Левченко, А.К.Маркова, Е.А.Медведева, О.С.Никольская, Г.И.Репринцева, Г.А.Лэндрет, К.Роджерс, К.Рудестам, В.Сатир, К.Фопель, Г. Эберлейн и др.
В специальной психологии особенности эмоционального развития, изучение его нарушений и пути оптимизации эмоциональной сферы детей нашли свое отражение в трудах В.В.Лебединского, К.С.Лебединской, И.Ю.Левченко, И.И.Мамайчук, Е.А.Медведевой, О.С.Никольской, В.Г.Петровой, М.Ю.Рау, Л.И.Солнцевой.
К сожалению, в педагогике проблеме эмоционального развития и воспитания детей уделялось меньшее внимание. Тем не менее, вопросы эмоционального развития получили отражение в исследованиях способов оптимизации учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности таких педагогов, как Ю.К.Бабанский, А.В.Занков, А.Д.Кошелева, Н.Г.Морозова, Я.З.Неверович, З.И.Равкин, К.Д.Радина, Г.И.Щукина, М.И.Юрьева. В их работах рассмотрена проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности, закономерности процесса стимулирования эмоциональной сферы, сущность таких эмоциональных стимулов, как игра, художественное слово, соревнование, этическая беседа.
Однако, перечисленные подходы к преодолению нарушений эмоционально-личностного развития детей далеко не исчерпывают коррекционные возможности педагогических влияний. Формирование культурных эмоций, профилактика и коррекция недостатков эмоциональной сферы остается актуальной проблемой, которая должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.
Моделирование средств педагогической коррекции эмоционального развития, внедрение в практику начального образования специальных профилактических и коррекционно-развивающих программ требует дальнейшего исследования. Необходимость разработки проблемы коррекционной помощи детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, является неудовлетворительное состояние практики воспитания в современной школе, отсутствие готовности учителя к учету и адекватной оценке эмоциональных состояний ребенка, сложности организации коррекционно-педагогического воздействия.
Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
Одним из таких средств является артпедагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности в развивающемся мире. Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л.С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка». Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие ребенка с проблемами».
Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л.С. Выготский [2] придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства в процессе воспитания и обучения на детей с признаками нарушений в эмоциональной сфере. Современная специальная психология и педагогика, а именно – артпедагогики (педагогики искусства), в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка, его культурного развития.
Нарушения процессов формирования эмоциональной сферы ребенка играет чрезвычайно важное значение для его социальной адаптации, формирования механизма оценки явлений окружающего мира и собственных действий. Традиционно эмоции человека наиболее ярко проявляются при соприкосновении с произведениями искусства, в процессе собственных творческих реализаций.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности и в данном контексте с нашей точки зрения более целесообразно использовать понятие «артпедагогика», объединяющее теорию и практику арттерапии и артпедагогики.
Одним из направлений, в которых наиболее продуктивно применяются методы артпедагогики - это работа с психосоматическими расстройствами, имеющими выраженную эмоциональную компоненту. В течение года нами проводилась коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей с использованием методов арттерапии.
Коррекционная работа проводилась по оригинальной методике расширения эмоционального реагирования и развития коммуникативных навыков средствами арттерапии, разработанной на основе методических рекомендаций: Е.А.Медведевой с соавторами [1], И.Жуковой [3], Т.Зинкевич-Евтсегнеевой [4], Л.Д.Лебедевой [5], С.Г.Рыбаковой [6].
Программа представлена 5 блоками, которые проводятся на уроках по изобразительному искусству:
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха.
Блок 2. Гармонизация противоречивости личности.
Блок 4. Снятие враждебности.
Блок 5. Коррекция тревожности.
Блок 5. Раскрытие творческой самореализации
Наряду с занятиями со всем классом, с детьми, с выраженными признаками нарушений в эмоционально личностной сфере регулярно проводились индивидуальные занятия, которые проводятся по методике – «совместное рисование». Метод «Совместного рисования» – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Метод совместного рисования предоставляет для преподавателя интересные возможности по развитию с учеником эмоционального контакта и инициации его творческих возможностей
Совместное рисование взрослого с ребенком с признаками нарушений в эмоциональной сфере требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес такого ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.
При правильном подходе обычно удается вызвать у ребенка с признаками нарушений в эмоциональной сфере интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.
Таким образом, разработанное и апробированное нами исследование позволило реализовать цель – нами были обоснованы педагогические условия, разработаны методические средства коррекции компонентов эмоциональной сферы учащихся начальной школы методами артпедагогики. При подготовке дипломной работы была разработана и опробована оригинальная методика расширения эмоционального реагирования и развития коммуникативных навыков средствами арттерапии.
Работа педагога, должна, прежде всего, строится на основе активизации творческого потенциала всех школьников, на развитии у них сохранных систем зрительного восприятия, способностей учащихся к изобразительной деятельности, особое значение играет работа педагога не только с использованием технологий артпедагогики в рамках всего класса, но и индивидуальная работа с детьми в форме совместного рисования. Получение положительных эффектов и их закрепление становится реальным при создании обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в рамках педагогического процесса, при использовании правильно подобранных коррекционных программ и арттехнологий по преодолению определенных трудностей для социальной адаптации детей в общеобразовательной школе, исходя из особенностей развития их эмоционально-личностной сферы.
Литература:
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
Выготский Л С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т.4. М., 1984. С. 90-318
Жукова, И. Арт-терапия в детском доме // Школьный психолог, 2001. № 40. С. 12–13.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Основы сказкотерапии // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.», 2001. № 26. С. 5–12.
Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 200–205.
Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР. СПб.: Речь, 2007. 144 с.