Статья на тему Условия создания образовательной иноязычной среды (создание программы, действия учителя, мотивация учащихся и т.д.)

Условия создания образовательной иноязычной среды (создание программы, действия учителя, мотивация учащихся и т.д.)

Известно, хороший урок требует от учителя культуры, опыта, мастерства, человеческих качеств. Но их источником все же следует считать мировоззренческие установки, складывавшиеся у педагога под влиянием того или иного образа жизни, тех или иных философско-педагогических концепций. Общий взгляд на мир, то есть мировоззрение и, прежде всего, профессиональное мировоззрение предопределяют видение педагогического процесса, образ урока, картину того, чем необходимо заниматься, а что делать необязательно, и даже вредно. Это принципиально. Ведь на урок можно смотреть по-разному, через призму различных идей, схем и требований. Рисуемый в сознании образ урока может вдохновлять или приводить в уныние, тяготить учителя, привлекать возможностями, сулящими творческий подъем или спокойствие. В дальнейшем сама мысль об уроке может вызывать радостные или тревожные чувства, сдерживать или будоражить воображение. Чем привлекательнее образ урока, тем выше интерес, полноценнее отдача и внушительнее трудовой эффект учителя при прочих равных с коллегами условиях.
От чего же зависит привлекательность образа? Субъективные причины: склонности и пристрастия педагогов. Об этом уже много сказано. Объективные причины: возможности урока, предлагаемой той или иной пе-дагогической концепцией, тем или иным подходом, той или иной техно-логией.
Какие же возможности открывает урок для педагога, принимающего методологию, теорию и технологию средового подхода? Заметим, что средовой подход в образовании на уровне методологии это подход субъекта управления к среде ребенка, и вместе с ней к его личности. Это стратегия опосредованного управления процессом становления человеческой личности. На уровне теории это определенная терминосистема, ориентирующая педагогов на превращение среды обитания ребенка из условия жизнедеятельности в средство развития и формирования его личности. И, наконец, на уровне технологии это система управленческих действий, направленных на превращение среды в средство диагностики, проекти-рования и продуцирования педагогического результата.
Уровень знания иностранного языка у школьника должен определяться не только непосредственным контактом с учителем.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных курсов на иностранных языках, защита проектов, участие в конференциях. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, вечера, инсце-нировки, научные общества по интересам.
Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей общаться, научить создавать новые ценности, пользуясь иностранным языком как средством общения, а не просто понимать иностранную речь - это трудная задача. Ведь общение - это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и жестов, наличия глубоких фоновых знаний и других.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; форми-ровать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Урок в концепции средового подхода многоликое явление, открывающее новые парадигмальные, конструктивные и технологические возможности, позволяющие педагогу удовлетворять широкий спектр его профессиональных потребностей.
1) Прежде всего, это сфера целеполагания учителя и ученика. Привлекательность целеполагания в концепции средового подхода определяется возможностью согласовывать цели развития (цели самого ребенка) и цели формирования (цели педагога). Развитие - процесс обретения индивидом свободы и независимости от условий среды, формирование - процесс ограничения свободы и независимости условиями среды. Цели развития мы связываем с индивидуальностью, цели формирования - с социальным типом. Тип и индивидуальность как общее и особенное объединяются в понятие личность. В свою очередь личность следует рассматривать как цель и условие самостояния и дальнейшего саморазвития человека. Цели урока необходимо формулировать на уровне желаемых достижений, во взаимозависимых и понятных каждому ребенку и родителю терминах «иметь» и «уметь». Это важно практически. Чтобы нечто иметь, прежде нужно что-то уметь и наоборот. Такая трактовка существенно расширяет возможности целеполагания. Педагог может не ограничиваться знаниями, умениями, навыками или компетенциями, а расширять цели до отношений, позиций, представлений, опыта, вкуса, установок, убеждений и т.д. Это неполная палитра того, что может иметь выпускник как субъект обладания духовными, социальными, физическими и прочими ценностями, определяющими его личность.
2) Привлекательность образа урока связывается еще и с тем, что концептуально он предстает в виде временной среды пребывания ребенка. И если среда это сосредоточие ниш, стихий и меченых, то, стало быть, урок нужно конструировать как нишу. Из этого вытекает требование: окружить ребенка заботой, предоставив для удовлетворения основных его запросов возможности - предметно-пространственные, познавательные, эвристи-ческие, технические, языковые, позиционные, статусные.
Особым эвристическим потенциалом обладает понятие трофика. Трофические возможности - это питательные возможности среды. Трофика - это источник развития и формирования личности. Кто чем питается, тот тем и является. Трофика урока (то, что кормит мысль, чувство, организм) должна быть необходимой, разнообразной, достаточной и доступной. Содержание урока далеко не все, что служит питанием школьника. Ребенок реагирует на все, что его окружает. Поэтому важно, чтобы он находился среди обращенных к нему живых лиц и приветливых глаз, а не затылков и спин. Изначально для создания тактильного, визуального, звукового, кинети-ческого, социального комфорта существенно важную роль играет располо-жение учащихся преимущественно по кругу и периметру. Трофика урока -понятие культуроёмкое, требующее от учителя широкого кругозора, познаний в области эстетики, морали, языка, экономики, права, философии, психологии, эргономики, менеджмента. Данный компонент школьного урока хорошее противоядие от профессионального идиотизма, ибо побуждает учителя совершенствовать себя. На педагога возлагается задача оснащения, обогащения, облагораживания питательной среды учебного занятия.
3) Урок в концепции средового подхода следует воспринимать как прибежище жизненных стихий. Стихии - это движущаяся и необоримая масса любой субстанции, которая управляет поведением обитателей ниши и является параметром вероятности реализации ее возможностей. Стихии интереса, негодования и протеста, поиска и познания, игры и служения, другие формации, создают атмосферу урока, настраивают детей и служат инструментом приобщения их к трофическим возможностям среды. Стихия - несущее звено урока, без нее он лишается мотивационной основы и стимулирующего влияния на детей. Стихия - душа урока. Правда стихии ходят стаями и нередко затевают игру друг с другом, меняя образ жизни участников коллективного действия. При таком подходе к уроку учителю отводится роль активатора и генератора, организатора взаимодействия и регулятора влияния стихий на детей.
4) Урок в концепции средового подхода предстает собранием меченых. Меченый - это функциональная характеристика человека. Меченые есть люди одной установки, запрограммированные влияниями прежней среды обитания на определенный образ мыслей, чувств и действий. Они приверженцы одних и хулители других ценностей. В силу этого меченые предрасположены как-то по своему, по-особому реагировать на стимулы среды, генерировать одни и аннигилировать другие трофические ниши и стихии. Это строители среды, ткачи жизни, носители тех или иных начал в образовательном процессе. И в этом смысле являются не просто питательным компонентом, но проводниками, посредниками влияния учителя, основным средообразовательным элементом урока. Выделяются несколько категорий меченых: позитивно или негативно, сильно или слабо меченые.. Учителю как субъекту опосредованного (через среду) управления процессами развития и формирования личности учащегося по данной концепции надлежит распознать меченых (через внешние метки) и выстраивать отношения с ними. Активизировать первых, блокировать вторых и не рассчитывать на третьих (немеченых). Для осуществления такой тактики учителю необходимо владеть искусством резонансного воздействия в работе с ними и уметь воздерживаться от ненужных действий. Вышесказанное отражает естественно складывающуюся управленческую практику, что, на наш взгляд, является плюсом данной модели урока.
5) Образ урока складывается и из представлений о нем как образе жизни ученика и учителя. Ученик включен в познавательную, трудовую деятельность, в отношения и общение. Он включен определенным способом. Образ жизни в своей основе - это способ бытия, который представлен формами события (сотрудничество, содействие, сотворчество, сопротив-ление, сопереживание). Они сдерживают или продвигают рост личности. Соотнесение, соизмерение, сопоставление влияют на интеллектуальные характеристики учащегося. Сопереживание, сочувствие, сострадание - на эмоциональные. Соревнование, соперничество, состязание - на волевые. Соблюдение, сохранение - на укорененность в культуре. Образ жизни - посредствующее звено между человеком и средой.
Внешне образ жизни индивида предстает в виде устойчивого набора форм его активности, с определенной мерностью повторяемых (воспроизводимых) индивидуумом. Трудно видеть образ жизни учащегося на уроке, проще его поведение (он решает задачу, читает текст, заучивает стихотворение, отвечает у доски, записывает, комментирует и т.д.). Но вот представить урок как образ жизни в значении образца и событийной нормы важно и нужно. От учителя при таком уроке требуется умение культивировать и утверждать образ жизни, сообразный школьным целям, культурным ценностям и возрастным особенностям учащихся. Должный образ жизни создается с помощью среды, благодаря стихиям, вызываемым и привносимым учителем в класс. Это в свою очередь ведет к желанию овладеть арсеналом средообразовательных действий, благодаря которым можно создавать нужное окружение и осуществлять опосредованное управление развитием и формированием личности. Для этого надо освоить диагностические действия (отслеживание, осматривание, опрашивание, оценивание и т.д.), проектировочные действия (определение, означивание, отбор, обобщение и пр.), преобразовательные действия (оформление, оснащение, ознакомление, обсуждение, описание и т.д.). Действия учителя - это причина всяких изменений в среде, далее, образе жизни и, наконец, личности учащегося.
Урок в концепции средового подхода - это урок без пространственных границ, строгих целей и программ, жестких графиков, этапов, без непосредственной власти возвышающегося над учениками учителя, без «театра одного актера», контроля и результата «здесь и сейчас». В то же время урок власти широкой социокультурной среды, организованных обстоятельств, значительных трофических возможностей, вероятностных событий, опосредованных (незаметных) и мягких влияний учителя, отсрочен-ного результата. Это урок применения новой управленческой теории и технологии, базирующейся на знании закономерностей развития и формирования личности учащегося, среды его обитания, образа жизни и правил построения и осуществления средообразовательных действий, направленных на получение педагогического результата. Комфортно или дискомфортно пребывать в таком образе урока - вопрос обсуждаемый. Но мы убеждены в его привлекательности, ресурсоемкости, психологической глубине и соответствию требованиям нашего времени.
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться в иноязычной среде. Обучающиеся получают возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффектив-ности, действенности.
Значимыми характеристиками урока иностранного языка в современных условиях являются: комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом прак-тические цели выступают как ведущие); коммуникативная направленность процесса обучения; наличие мотивации изучения иностранного языка; выбор оптимальных для данного класса приемов и методов обучения; использо-вание таких организационных форм деятельности обучающихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком; создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учениками и обучаю-щимися между собой; наличие и систематическое использование различных средств обучения, в том числе и технических; единство урочной и внеурочной работы по иностранным языкам.
Учителя часто упускают из виду тот факт, что значительную часть процесса обучения занимает общение, которое может стать основой иноязычной культуры на уроке иностранного языка. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному, реальному и должно являться органичной частью урока.
Создать образовательную иноязычную среду означает настроить обучающихся на иноязычный лад: ввести в тему беседы, вызвать их речевую заинтересованность, обеспечить речевое партнерство. Для этого учителю необходимо обратить особое внимание при подготовке урока на речевую зарядку, речевую подготовку, установку на урок, установки в процессе урока.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основная цель обучения иностранным языкам в школе - формирование и развитие коммуникативной компетенции, которая подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозмо-жно без практики общения, а именно, без погружения в реальную иноязыч-ную среду.
Использование коммуникационной программы Skype на уроках английского языка предоставляет широкие возможности для создания иноязычной образовательной среды (общения на уроке со сверстниками из англо-говорящих стран, проведение телемостов, интернет конференций и т.д.).
Программа Skype имеет ряд преимуществ:
- Skype - это бесплатная система с большим набором функций, включающая основные необходимые для организации урока возможности (чат, голосовое общение, возможность подключения веб-камеры, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью);
- безопасность и защищенность программы Skype. В данной коммуникационной программе исключено внешнее вторжение других абонентов в процесс общения, отсутствует реклама и предоставляется эффективная спам-защита;
- в Skype-конференции может участвовать до девяти участников одновременно, а текстовой Skype-чат может объединить до 100 человек. И даже такой широкий потенциал не является пределом – при необходимости количество участников может быть расширено посредством сторонних приложений для Skype;
- понятный интерфейс программы доступный на разных языках и продуманный дизайн программы облегчают работу и визуальное восприятие при работе;
- программа Skype доступна для бесплатного скачивания на сайте www.skype.com. Также на сайте доступна полная информация о программе и об ее использовании.
Принимая участие в он-лайн общении с носителями языка, учащиеся получают уникальную возможность погружения в иноязычную среду, что можно назвать диалогом культур, помогающим формированию глобального мышления и культуры общения.
Всё вышеизложенное и стало мотивацией к использованию программы Skype для создания реальной образовательной иноязычной среды на уроках английского языка.
Цель: коммуникативное и культурное взаимодействие учащихся с носителями изучаемого языка через использование программы Skype на уроках английского языка.
Задачи:
1) разработать и внедрить уроки английского языка с использованием программы Skype, способствующие развитию коммуни-кационной компетенции учащихся;
2) развивать у учащихся навыки устной и письменной речи на уроках английского языка;
3) взаимодействовать со школьниками и студентами из англо-говорящих стран;
4) организовать внеурочные мероприятия, воспитывающие культуру общения с учетом специфики иностранного менталитета.
Ожидаемые результаты:
1) Повышение уровня развития коммуникативной и межкультурной ком-петенции учащихся.
2) Повышение компетентности учителей школы в области применения ИКТ и Интернет-ресурсов.
3) Повышение качества образования через формирование ключевых ком-петенций педагогов и учащихся.
4) Создание информационной базы с целью дальнейшего использования полученного опыта на урочных и внеурочных мероприятиях.
Таким образом, реализация данной технологии нацелена на решение следующих проблем:
1) недостаточно развитый уровень произносительных навыков учащихся;
2) низкий уровень межкультурной компетенции учащихся;
3) отсутствие реальных ситуаций общения с представителями иноязычных стран.
Интернет-урок с использованием коммуникационной программы Skype требует тщательной подготовки со стороны учителя, учащихся и носителя языка. В ходе Skype урока учащиеся получают навыки работы в сети, посредством живого общения с носителем языка, которые могут пригодиться им в будущем. Использование возможностей подобных программ и информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить урок, повысить мотивацию учащихся к изучению языка, показать практическую значимость предмета иностранный язык учащимся.
Новизна использования программы Skype состоит в том, что коммуникационная программа позволяет общаться в реальном времени с людьми по всему миру посредством не только печатных сообщений, но и с возможностями голосового и видео-чата, максимально приближаясь к ситуациям реального живого общения.
При успешном использовании данной технологии возможна организация различных внеклассных мероприятий с носителями английского языка. Например, телемосты и совместное проведение конференций, празднование рождества, Хэллоуина и других праздников, а также организации дискуссий и диспутов.
В дальнейшем, помимо опосредованного общения через ресурсы интернет, возможно, организовать непосредственные встречи с носителем английского языка. Наши гости смогут рассказать о культуре своей страны на специально организованных встречах, занятиях и других мероприятиях. Со своей стороны мы сможем организовать совместные экскурсии по достопримечательностям России, что послужит дополнительным стимулом для учащихся глубже изучить историю родной страны, лучше узнать достопримечательности родного края.
Важно отметить, что в результате подобных мероприятий учащиеся приобретут опыт неформального, непринуждённого общения с представителями англо-говорящих стран.
Этапы технологии использования программы Skype:
1 этап - подготовительный
- повторение лексико-грамматического материала;
- ознакомление учащихся с сетевым этикетом, правилами общения в чате;
- обсуждение предлагаемых вопросов и возможных ответов гостя из англо-говорящей страны;
- установка связи с носителем английского языка;
- согласование темы урока, примерных вопросов учащихся.
2 этап - основной
Проведение телемоста:
- общение учащихся с носителем языка под наблюдением учителя;
- запись полученной информации.
3 этап – аналитический
- написание учащимися сочинений о том, что рассказал им носитель языка на обсуждаемую тему;
- обобщение опыта учителя, ведущего работу по проведению уроков с использованием программы Skype. Выступление на педсоветах, семинарах;
- выявление проблем организации и реализации данного проекта;
- мониторинг влияния проектной деятельности на качество образования;
- публикация в сети и прессе, размещение на сайте школы опыта работы с использованием программы Skype на уроках английского языка и внеу-рочных мероприятиях. Оценка результативности использования технологии проводилась путём анкетирования учащихся и учителей.
Рассмотрим формы организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями при использовании технологии Skype:
1. Для проведения уроков с применением программы Skype в интернете созданы специальные сайты (например, сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), где учителя разных стран общаются с целью установления международных контактов с коллегами для совместных проектов по переписке и общению. (например, бумажный человек, музыка, фильмы и т.д.)
2. Организация сайта образовательного учреждения, который помогает идти в ногу со временем, пользоваться современными инновационными технологиями и информацией - создание раздел на сайте образовательного учреждения, в котором будет накапливаться опыт по использованию коммуникационной программы Skype на уроках английского языка в школе. Это даст возможность взаимодействовать не только со школами нашей страны, но и со школами других стран.
Рассмотрим критерии и показатели эффективности использования программы Skype (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности реализации технологии

Критерии
Показатели

1
Мотивационный
Интерес к изучению английского языка
Готовность к спонтанному иноязычному общению
Устойчивое стремление к совершенствованию коммуникативных навыков

2
Деятельностный
Реализация практических навыков переработки и передачи информации на уроках английского языка

3
Познавательный
Знание разговорного английского языка
Знание о современных средствах коммуникации
Владение страноведческим материалом