Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания посредствам индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В соответствии с программой модернизации образования, для эффективного выполнения жизненных задач и полноценной актуализации жизненных планов, учащимся необходимы оптимально развитые интеллектуальные функции. Уроки истории и обществознания позволяют развивать гуманистические свойства личности, социальную компетентность учащихся в рамках педагогического процесса с использованием принципов индивидуализации и дифференцированного подхода к познавательной деятельности учащихся.
Основная педагогическая идея состоит в развитии познавательного интереса к истории.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Способы формирования познавательного интереса:
-Самостоятельная работа
-Создание альтернативных ситуаций в процессе формирования познавательной активности учащихся
-Дифференцированное и разноуровневое обучение
-Использование интерактивных методов обучения (проблемный диалог, решение познавательных задач, создание мотивационного ролика, комплексный анализ исторического источника и пр.)
Для того, чтобы противоречия процесса индивидуализации учебной деятельности выступали в роли движущей силы, необходимы соответствующие условия. Такими условиями являются:
1) знание реальных учебных возможностей, индивидуальных особенностей ученика;
2) четкая и ясная постановка цели деятельности, принятие ее каждым учеником;
3) соответствие средств учебной деятельности ее цели;
4) соразмерность сложности выдвигаемых перед учащимися учебных задач и их реальных и потенциальных возможностей:
5) создание условий, направленных на обеспечение активной учебной деятельности каждого ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом цели деятельности.
Индивидуализация решает целый комплекс разноуровневых задач:
1) учитывает уже имеющиеся индивидуальные особенности ученика, так как он проявляет себя в процессе обучения как индивидуальность, у которой позади сложное онтогенетическое развитие, а впереди - пока еще нереализованные возможности;
2) позволяет организовать работу учащихся в соответствии с их возможностями;
3) воспитывает познавательную активность и самостоятельность:
4) формирует позитивную учебную мотивацию и способствует формированию позитивно-творческого отношения к учебе;
5) подготавливает и осознанному выбору профессии;
6) развивает общие и специальные способности учащихся;
7} способствует повышению уровня знаний, умений и навыков по всем учебным предметам. 8) формирует индивидуальный стиль учебной и познавательной деятельности учащихся: -
9) предупреждает неуспеваемость.
1. Из опыта работы по традиционному обучению.
В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.
Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.
На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.
Формы работы различны:
1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.
2. Хронологический или терминологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте.
7.Высказать ваши ассоциации с историческим понятием/фактом 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).3. Исторический диктант. .
4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.
7.Составь коллективный рассказ
Такие формы работы и многие другие:
развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;
формируют исторические понятия.
Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:
Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
Работа над терминами, определениями, выводами.
Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.
Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
2. Проблемное обучение.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?
1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.
На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской рабовладельческой республики при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.
Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.
Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”
3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.
4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.
Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
Задания бывают несколько видов:
логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.
3. Технология опорных схем.
Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я пока использую только опорные схемы, так например при изучении темы “Колониальные империи” даю следующую схему:
Страна Территория Население
Азия 56% 48%
Африка 90% 88%
Америка 27% 6%
Всего 67% 60%
Данный метод использую при изучении других тем. “Внутренняя политика России в начале XIX в.”провела, с использованием этой технологии.
Изучая тему. “Образование единого государства России. Иван III” в 10-м классе даю ребятам схему
246888012573000475488012573000Правление Ивана III.
1462-1505 гг.
521208051308000 Объединение Руси. Главная задача: освобождение от1463 - Ярославское княжество ордынского ига.
1474 - Ростовское княжество
1478 - Новгородская земля
521208050800000219456050800000] 485 - Тверское княжество 1478 - прекращение выплаты дани1485 - Вятская земля орде.
Иван III «великий князь всея Руси». 1480 - стояние на р. Уфе. -
52120804775200021945602032000 отступление ордынцев за пределы Руси.
Рождение единого Русского
государства России.
Герб - двух главый орел. 1488 г. Иван III «Мы Божьею2194560127000 милостью Государи на своей земле
изначала.
Первый кодекс законов единой315468012700000 России - Судебник 1497 г.
2087880165100022402801651000
Закрепление единого Введение Единая военная
устройства и «Юрьева дня» организация -
управления московское войско
На базе опорно-узловых каркасов строится технология Штейнберга Валерия Эммануиловича, получившая название логико-смысловая схема ЛСС.
Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Развитие этих органов - результат с одной стороны эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Чтобы обеспечить развитие личности путем развития способностей познанию, в качестве исходной базы решения проблемы взяли функцию мозга.
Речь идет о разделении функций правого и левого полушарий. Правое обеспечивает наглядное восприятия мира, левое управляет речью и связанными с нею процессами. Для рассматриваемой проблемы угли; что при освоении материала правое полушарие накапливает через органы чувств информацию, а левое - настраивает на логическое описание. Данные функции мозга способствуют развитию мышления, причем прорисовывание, прописывание, проговаривание усиливает обобщение информации. Об этом говорят попытки учителей - новаторов иллюстрировать информацию. Вот почему в основе технологии Штейнберга В.Э. опорой служат своеобразные каркасы, а так как правое полушарие отвечает за смысловой компонент мышления, а левое за логический, то технология носит название логико-смысловая схема.Таким образом, на базе опорно-узловых каркасов стоят логико-смысловые координаты путем размещения узелков на память. Выполнение этой работы обеспечило переработку поступающей информации и накопление на каркасе результатов переработки. Так сформировалась логико-смысловая модель содержащая два компонента - логический - в виде системы расстановки координат и узлов; - смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.
Логико-смысловая модель достигает все цели урока. Данный метод уделяет внимание межпредметным и внутрипредметным связям, систематизирует логическое последовательное изложение материала, по данной технологии достигаешь хорошей активизации мыслительной деятельности. Материал излагается, используя блочный метод. На протяжении урока устанавливается хорошая взаимосвязь “учитель - ученик”. Данная технология не исключает другие методы обучения: использование ТСО, плакаты, раздаточно-дидактический материал, тесты.
Время движется вперёд, и учитель тоже должен идти вперед вместе со временем и со своими учениками, иначе он потеряет право учить. Учитель уже не может работать как раньше. Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий – вот та возможность разговаривать с учениками на понятном им языке, донести до них тот багаж знаний, возможностей, находок, которые пригодятся в будущем.
В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности учащихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.