Комплексные задания: Здоровье сберегающие технологии в профессиональном самоопределении.


Приложение № 10 «Б».
Комплексные задания: Здоровье сберегающие технологии в профессиональном самоопределении.
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Тема занятия: Здоровье и профессиональная пригодность.
По своим биологическим особенностям человек – часть природы. Поэтому общественно – трудовая деятельность людей возможна на той биологической основе, которая им присуща. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учетом состояния здоровья.
Группы профессий.
1–ая группа включает профессии, в условиях, работы которых отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Это профессии: продавец промышленных товаров, менеджер, художник – модельер и т. д. они могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
2–ая группа (например: повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека. Например: повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Эти профессии рекомендованы тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям иначе обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.
3-ая группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям относят ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не рекомендуются. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.
4-ая группа включает профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста с очень высоким индексом физического состояния.
5-ая группа профессий и специальностей связана с деятельностью, проходящей в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
6-ая группа профессий и специальностей, требующие повышенного напряжения определенных органов. Если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например: при нарушении органов зрения – профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, автослесаря; органов обоняния – повара и т.п.
Лучше получить медицинскую консультацию, поскольку только врач – специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.
Абсолютно профессиональная непригодность - явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость, возможность развития компенсаторных механизмов. Да и научно-технический прогресс ведет к изменениям условий деятельности, избавлению от негативных факторов производства (шум, вибрация и т.п.). Эти советы помогут учащимся разобраться в состоянии своего здоровья.
Индексы здоровья – цифровые показатели состояния организма. Они отражают уровень физического развития и функциональных возможностей человека, его готовность к повседневным нагрузкам трудовых процессов, социальной активности. Индексы здоровья не дают однозначного ответа на вопрос: болен человек или здоров. Однако с их помощью можно определить, насколько организм приспособлен к повседневной активности, подобрать наиболее подходящие тренирующие нагрузки, оценить их воздействие.
Задания для учащихся:
Задание 1.
А.- Частота пульса у нетренированного взрослого человека от 60 до 90 ударов в минуту.
Б.- Измерьте свой пульс в состоянии покоя. Если он оказался: 41-60 уд/мин. – отличный результат; 61-74 уд/мин. – хороший результат; 75-90 уд/мин. – удовлетворительный результат; более 90 уд/мин.- неудовлетворительный результат (следует посоветоваться с врачом).
В.- Подсчитайте пульс по лучевой артерии.
Задание 2.
Г.- известный врач Амосов Н.М. для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.
Д.- Сосчитайте пульс за 30 сек. стоя (ноги вместе).
Задание 3.- Сделайте в медленном темпе 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимая руки, вперед и сохраняя туловище прямым, а колени, разводя в стороны.
Ж.- снова сосчитайте пульс.
З.- Информация: если число ударов увеличилось меньше чем на 25 % - свидетельство отличного состояния организма, 25-50% - удовлетворительного, на 75% и выше – неудовлетворительного.
Задание 4.
И.- Поднимитесь на четвертый этаж по лестнице нормальным темпом. Если после подъема легко дышится, нет неприятных ощущений, то можно считать степень физической подготовленности нормальной (хорошей). Появление одышки (учащенность и затрудненность дыхания) на 4-м этаже свидетельствует о средней степени физической подготовленности; одышка и слабость на 3-м этаже – о плохой физической подготовленности.
К.- Для более точных данных измерьте пульс перед подъемом в состоянии покоя и затем сразу после подъема на 4-й этаж. Если после подъема результат 100 уд/мин. и ниже – состояние отличное; 101-120 – хорошее; 121-140 – удовлетворительное; выше 140 – плохое.
Если во время подъема по лестнице чувствуется сильная усталость, большая одышка или тошнота, нужно сразу остановиться и лучше сесть. Если появится боль в области сердца – обязательно обратитесь к врачу.
Задание 5.
Л.- Определите свое физическое развитие по антропологическим данным, используя таблицу – 1.
Возраст Рост, см. Вес, кг. Окружность грудной клетки – (ОГК) см.
Ю н о ш и
13 155,1 – 7,65 44,1 – 8,68 72,5 – 5,82
14 162,3 – 8,82 50,5 – 9,36 75,7 – 5,60
15 166,7 – 8,90 54,5 – 8,94 78,6 – 5,66
16 170,8 – 8,0 59,3 - 8,82 81,9 – 5,56
17 174,4 – 6,22 63,1 – 7,3 84,2 – 4,58
Д е в у ш к и
13 157,3 – 6,0 47,6 – 8,54 72,5 – 5,66
14 160,3 – 6,12 51,8 – 8,62 75,0 – 5,16
15 161,2 – 5,46 53,9 – 7,63 75,4 – 4,18
16 161,9 – 5,22 56,6 – 6,82 76,2 – 4,02
17 162,6 – 4,72 58,4 – 7,32 77,3 – 4,92
М.- Определите возраст следующим образом: 13 лет – от 12 лет 6месяцев до 13 лет 5месяцев и т.д.
Н.- Для оценки уровня физического развития используйте метод сигнальных отклонений. В его основе лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и их последующая оценка. Например; юноша 15 лет, рост173 см., вес 64 кг., ОГК 82 см.
О.- Отклонение показателей от табличных данных:
рост : 173 – 166,7 = +6,3 см.;
вес : 64 – 54,5 = +9,5 кг.;
ОГК : 82 – 78,6 = + 3,4 см.
П.- При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице:
+ 6,3 : 8,9 = +0,7
+ 9,5 : 8,95 = +1,5
+ 3,4 : 5,66 = +0,6
Считается, что если частные находятся в пределах от -1 до + 1, то физическое развитие оценивается в пределах нормы, от -2 до – 1 –ниже среднего, от + 1 до +2 – выше среднего. Если эти частные меньше – 2, то физическое развитие низкое, а если больше + 2, то хорошее
Задание 6.
Р.- Определите состояние своей осанки.
С.- Измерьте ширину плеч и дугу спины.
Делается это так:
Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем проведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой точке. Полученное число – величина дуги спины.
Т.- Сделайте расчет:
ширина плеч (см) : величина дуги спины (см) х 100% =
Задание 7.
У.- Осуществить самоконтроль работоспособности по пробе Руфье – Диксона следующим образом.
Ф.- Подсчитайте за 15 секунд пульс (Р1) лежа на спине.
Встаньте сделайте 30 приседаний за 45 сек. Снова лягте и сразу определите пульс за 15 сек. в течение первой минуты (Р2) и за последние 15 сек. этой же первой минуты (Р3).
Х.- Рассчитать работоспособность по формуле:
работоспособность = ((Р1+ Р2 + Р3) х 4 – 200) : 10 =
Ц.- Оценить результат так:
0 – 3 – хороший; 4 – 6 – средний; 7 – 8 –удовлетворительный; свыше 8 – плохой.
Задание 8.
Осуществите самоконтроль за общим состоянием здоровья и физического развития
Ш.- Наблюдения фиксируйте в дневнике желательно каждый день. В него внести объективные данные (длина и масса тела, частота пульса, артериальное давление и пр.) и субъективные ощущения (настроение, самочувствие, работоспособность, неприятные ощущения и боли). Целесообразно в дневнике отмечать содержание работы.