Потребитель и его права 9 класс
Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Потребитель и его права» (с использованием ИКТ)
Цель: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя, сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области
Основные понятия: потребитель, Закон о защите прав потребителей
Оборудование: учебник, видеосюжеты.
План изучения нового материала:
Потребитель и его основные права
Защита прав потребителей
Ход урока
Проверка домашнего задания
Устный опрос по домашнему параграфу «Право и имущественные отношения»:
- кто может стать участником гражданских правоотношений?
- какие условия необходимы для того, чтобы сделка имела юридический характер?
- какие действия можно предпринять в случае, если нарушаются договорные обязательства?
Лекция
Урок начинается с просмотра видеосюжета об открытии оптовой ярмарки-продажи изделий народного потребления. Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- для каких целей организована эта ярмарка?
- кто такой потребитель?
После обсуждения выводится определение понятия: потребитель – гражданин, имеющий намерение приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Ученикам предлагается подумать, в каких случаях герои сказок были потребителями:
А) Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (Да)
Б) старик по отношению к золой рыбке (нет, т.к. старик не платит рыбке за услугу)
В) Робинзон Крузо на необитаемом острове (нет, он ничего не покупает).
Учащиеся вспоминают, что такое товар – любой продукт, который можно купить или продать, продукт на который есть спрос.
В каких случаях книга будет товаром?
- если вы ее продаете Васе (да)
- дарите маме (нет)
- даете почитать учителю (нет).
Специалисты считают, что покупка товара должна быть осознанной: потребитель должен сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем.
После просмотра анимации о рекламе мыла учащиеся обсуждают вопрос о пользе и вреде рекламы. При покупке любого товара потребитель должен иметь полную достоверную информацию о данном товаре.
Ученикам предлагается перечислить положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах: в супермаркете, на вещевом рынке.
Учащиеся просматривают видеосюжет из романа «Мастер и Маргарита», а затем отвечают на вопрос:
- Что послужило причиной конфликта в буфете? (несвежие продукты)
- Как в таком случае поступить потребителю?
Таким образом, ученики подготавливаются к рассмотрению следующего вопроса. В случае, когда покупатель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, государство защищает права потребителей. В настоящее время действует федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, технического паспорта.
Права потребителей защищаются судом.
3. Подведение итогов
В своей жизни мы постоянно приобретаем товары, услуги для своих нужд. Так мы становимся потребителями. В том случае, если наши права нарушаются, на защиту встает закон.
4.Домашнее задание
Параграф 13, выполнить в тетради практикум.
15