Урок по теме Афины — город богини Афины
Тема Афины - город богини Афины
Цель темы Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах и влиянии античной культуры на современную культуру
Задачи урока - познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; описывать памятники культуры; правильно употреблять и объяснять исторические термины; воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию
Тип урока - урок нового знания
Вид урока - урок-путешествие
Методы обучения - рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Планируемый
результат Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: формировать представление о Древних Афинах.
Получат возможность научиться: работать с картой и исторической информацией; анализировать карту, иллюстрации; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления о знаменитом городе Древней Эллады, дополняют и расширяют имеющиеся знания.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий. Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую
личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных
ценностей.
Основные понятия Керамика, краснофигурная и чернофигурная роспись, портики, Совет пятисот, Кариатиды, фронтоны, Парфенон, Ника, Фидий, Акрополь, Пропилеи, Агора.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
История, искусство, география, ИКТ, МХК Фронтальная
Индивидуальная
Виды деятельности:
- самостоятельная работа с учебником;
- решение познавательных задач, проблемных ситуаций - компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация по теме урока;
- фильм "Афинский Акрополь" цикла"Мировые сокровища культуры";
- учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013-2014;
- карта «Древняя Греция»
Организационная структура урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап. Информационно-деятельностный: постановка целей и задач урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1. Мотивация.
Добрый день. Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей ... (Олимпе), в воинственной ... (Спарте), в торговых и военных гаванях порта ... (Пирей). Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:
- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина
и
- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины
Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины
Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой Аттики.
Прием«Оратор»
-За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
2. Проблемный вопрос:
О своем городе его жители говорили: "Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?
Предположения детей.
3. Цель нашего путешествия: узнать
1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины
Или
2.Греки преувеличивали оценку своего родного города.
4. Работа с картой (по группам).
Как настоящим путешественникам, нам понадобятся дневники и карты. А т.к. у нас урок истории, то и карты исторические. Проложите на карте путь от древнегреческой колонии, располагавшейся в 5 веке до н.э. недалеко от нынешнего города Таганрога. Кстати, как она называлась? Танаис.
Кто из наших отважных путешественников покажет путь на большой карте?
Один из учеников показывает у доски. - рассматривают репродукции, соотносят с темой текста
- работают с учебником
- ставить познавательные задачи;
- планировать пути достижения цели;
- навыки работы с картой
- взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
- передача информации и отображение предметного содержания
- отображение информации, обсуждение
- умение договариваться и приходить к общему решению
- умение слушать, отстаивать сою точку зрения
- планирование деятельности;
- пошаговая деятельность для достижения результатов
- планирование представления результатов
- умение выбора способов решения учебной задачи;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
- умение принять ошибки
- умение оценивать свои действия
- способность к взаимооценке
2-й этап. Получение новой информации по теме и осмысление ее.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?).
Керамик
Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника.
Под номером 1 дети пишут "Керамик"
Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название?
Ответы
Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина.
А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике.
Работа по учебнику.
Ответы детей.
Почему район Керамик был за городской стеной?
Ответы.
Сделайте вывод 1 в дневниках.
Работа в дневниках
Так правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?
Предположения детей.
Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Домишки находились на улочках настолько узких, что, если бы вам захотелось выйти из дома, вам пришлось бы постучать в дверь, прежде чем ее открыть. Чтобы не зашибить прохожего. Домишки были повернуты спиной к улице, а лицом во двор, как это принято сейчас на востоке. В лучшем случае на улицу выходили мастерские и лавки. Окна не были предусмотрены. Более того, в греческом языке даже не было слова, которое бы обозначало окно. Имелись только маленькие узенькие форточки для освещения помещений.
Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика». Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Из этой глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.
Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось?
Предположения детей.
Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными.
Соедините в дневниках название вазописи и ее описание.
Работа в дневниках
Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира. Есть они и Ростовском краеведческом музее, и в музее Танаиса. А знаете ли вы, что современные технологии лишь немного прояснили загадку глазури? До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии. Хотите узнать больше, прочитайте об этом в энциклопедиях "Искусство" и "Культура" из серии "Я познаю мир" или в интернете.
Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?
Предположения детей.
А можно ли судить обо всем городе только по одному району?
Агора
Давайте продолжим путешествие и отправимся на главную рыночную площадь - Агору. Найдите ее на карте города под номером 2. Впишите в дневники название.
Работа в дневниках
Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, мимо совета пятисот, мимо шумных торговцев. Вы уже знаете, чем обычно торговали в Древней Элладе. Что же можно было здесь купить и какой товар пользовался наибольшим спросом? Почему?
Работа с интерактивной доской: отобрать нужные товары.
На одной стороне площади располагалось правительственное здание.
На другой было много портиков - полуоткрытых помещений, крыши которых поддерживают колонны. В них горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?
Ответы детей
Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы:
- Почему под осень люди обжорливей?
- Что появилось раньше, курица или яйцо?
- Четное число звезд на небе или нечетное?
- Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?
- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?
Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.
Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян? Сделайте об этом вывод в своих дневниках.
Работа в дневниках
Меняется ли ваше мнение о красоте города?
Акрополь
С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в дневниках Акрополь под номером 3.
На уступе скалы находится храм богини победы Ники. Обычно греки изображали ее вот такой (слайд).
А в афинском храме ее сделали такой (слайд).
Найдите отличие и попробуйте объяснить причину.
Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами.
Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины.
Далее отрывок из фильма "Афинский Акрополь" цикла "Мировые сокровища культуры".
А теперь ваше мнение о красоте Афин осталось тем же, что и после посещения Керамик? - работают с учебником, маршрутным листом
- работают с текстами, картой
- работают с терминами и их определением;
- работают с дополнительным материалом в рабочем листе
- навыки работы с информацией, картой
- умение определять понятие
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках,
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями - организация сотрудничества (работа в парах), совместную деятельность с учителем;
- вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- понимать позицию партнера
- обмениваться мнениями - готовность получать необходимую информацию;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе;
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения - планирование деятельности;
- пошаговая деятельность для достижения результатов
-определение цели и планирование алгоритма ее выполнения
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов
- развитие навыков самопланирования, взаимо и само-оценки4-й этап Рефлексия
Организация обсуждения проблемного задания
У вас на столах карточки с цифрами 1 и 2. Поднимите ту, которая соответствует номеру гипотезы, выдвинутой в начале нашего путешествия.
Кто сможет объяснить всем свой выбор?
Афинский Акрополь поражал гостей города своей красотой и на долгие годы стал образцом для подражания в архитектуре многих городов. Побывавший в Афинах французский писатель Эрнест Ренан писал: «Есть место, где существует совершенство. Это место - одно единственное, и оно здесь. Я в жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом… не меньше». К сожалению, очень многое из того, что строили и чем восхищались жители Афин, не дожило до наших дней, хотя в данном случае будет уместно сказать, что иногда даже благородные развалины способны вызвать искреннее восхищение.
В заключение предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов. Составьте, пожалуйста, синквейн об Афинах или отдельной достопримечательности этого города.
Желающие поделиться талантом и мыслями, прочтите, что у вас получилось.
Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.
Я хочу поблагодарить ..., ..., ... Мне понравилась работа ...., ...
Выставление и комментирование отметок. Участие в обсуждении проблемного задания Обсуждение, анализ, принятие решения Учет позиций партнера
Тренинг коммуникативных навыков Взаимопонимание, взаимодействие Рефлексия
коррекция Самооценка, оценка в группе
5-й этап. Домашнее задание
Задает домашнее задание, комментирует его:
Дома я предлагаю вам выполнить кроссворд наоборот: слова уже вписаны в клеточки, а вам нужно подобрать к ним определения. По желанию вы можете выполнить и 2-е задание, расписав вазы в разных техниках.
А на память об Афинах я хочу подарить вам бумажный конструктор Парфенон. Склейте его, и в вашем классе будет частичка Древней Эллады. Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание Выбор элементов домашнего задания Самоуправление обучением Выстраивание стратегии выполнения домашнего задания