Создание коллаборативной среды- как условие повышения компетентности обучающихся. Разработка урока географии 6 класс по теме Атмосферное давление


Создание коллаборативной  среды- как условие повышения компетентности обучающихся
Предмет – география Класс – 6 «А».
Учитель Домничева Л.К.
Тема урока. Атмосферное давление
Цель урока: формирование представлений об атмосферном давлении через работу в группе.
Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.
Деятельно –коммуникативная: развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.
Ценностно-ориентационная: помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую.
Критерии успеха:
Я знаю как образуется атмосферное давление ?Я могу определить как изменяется атмосферное давление с высотой ?
Я могу измерить атмосферно давление?
Я знаю какое влияние оказывает изменение атмосферного давления на здоровье человека?
Ожидаемые результаты:
Все: Изучат материал (каждый на своем уровне), определят проблему и цель урока, примут участие в кумулятивной беседе
Большинство: научатся анализировать информацию (выдвигать предположения, сравнивать, выделяя ключевые идеи, делать выводы по теме), представлять информацию в виде коллажа на постере, работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.
Оборудование: компьютерная презентация; карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: большой лист бумаги и линейка; шприц; воздушный шар, карточки с описанием опытов для каждой группы;; жетоны за правильные ответы;
I. Организационный момент. Настрой учащихся на урок (создание коллаборативной средыВсе готовы?  Всё готово?Всё ль на месте,Всё ль в порядке,Ручка, книжки и тетрадка?(Садитесь).
Используя стратегию: "Вращающийся круг", мы желаем друг другу приятные слова на рабочий день
II. Целеполагание и мотивация.
Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?
Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Итак, кто может назвать тему урока?
Тема урока: Атмосферное давление.
Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”
Команды из разных городов мира.( Из какой страны, важное событие, обозначаем на карте) (Города зимних Олимпийских игр)
. Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, у каждого будет возможность покорить свой «Олимп» и вы сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье.
III. Актуализация знаний.
I этап блиц-турнир:
А сейчас проверим домашнее задание. Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по домашнему заданию. За каждый правильный ответ – жетон. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.
-Воздушная оболочка земли (атмосфера) - Прибор для измерения температуры воздуха (термометр )- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур). -Почему “броней”? (Защищает от метеоритов). - А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений). -Слой атмосферы который соприкасается с поверхностью земли (тропосфера)
- Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток?(амплитуда)- Температура воздуха с высотой понихается на 1км. На (6)
- Почему трудно определить границы атмосферы? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью). -Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы). - Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться)-
-Температура воздуха зависит от.. (угла падения солнечных лучей)
Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это первые баллы, заработанные вашей группой.
Впишите в карту (лист оценок группы – Приложение 1) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило – тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам). (через 1 мин.)
IV. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Продолжаем работу. (слайд 4)-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так? Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол? -А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя? Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться. Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу? (атмосферное давление) Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).
Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.1кг 33г на 1кв.см. (слайд 5)Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением. Эксперимент: (слайд 6)
Капитаны групп подойдут ко мне;
Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды;
Вернутся к командам.
Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности. Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке. - Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт? Демонстрация опытов группами. (Приложение 2 )(выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3).
Группа демонстрирует опыт.
Все другие наблюдают.
Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит?
Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. “Опыт доказывает что атмосферное давление существует …”.
V. Физкультминутка.Устали? Давайте немножко отдохнем. (Все встали, руки на поясе):Посмотрели вправо (повернуться  направо),Влево (повернуться  налево),Руки сжали у груди (сжать ладони очень сильно у груди),А теперь их отведи (сжать ладони, вытянуть руки вперёд и потянуться),
Дотянись до потолка, (поднять руки вверх и потянуться),Сбрось усталость всю с себя! (сделать выдох, и сесть за стол).
VI. Первичное закрепление новых знаний.
- Ну, а теперь внимание всех групп на экран . Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с воздушнам шариком)
-Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось? (При нагревании воздух расширяется становиться легче.) - А теперь внимание, вопрос – Давление – сила. А как и чем ее измерить? - У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 77-78, лежащего перед вами учебника, на этот вопрос. (слайд 7) Продолжим запись в тетради: Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ( сообщение учащегося « Опыт Торичелли»
- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный) . (слайд 8) Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой. - Как вы думаете почему? - А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? (слайд9)- Существует другой вид барометра – анероид (показать). (слайд 10)Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка движется вверх. Запись в тетрадь (слайд 11)
278257045529500346329037528500 Барометр
Ртутный Анероид
- Какое давление показывает прибор? Давайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление. Работаем по рисунку на доске. - Какое давление на равнине? 750 мм. рт. ст. (слайд 12)- Каким стало на вершине? 650 мм. рт. ст. (слайд 13)- Почему? Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. (слайд 16)Вывод: С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче.
Посмотрите на рисунок, что вы заметили (запись в тетрадь)Работа по карте: - Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором) - Географическая широта? 00ш. - Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш) - А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш) - Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря) - Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности? - А какой воздух легче теплый или холодный? - Какой будет сильнее давить? (Холодный) - Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления? - А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00) - Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст. Зависит от высоты местности и температуры воздуха. А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и решение записывают на листе – карте. - Какое будет давление на высоте 2 км., если у поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е. оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1 мин. – ответ. (Жетон) (слайд 17, 18)- А теперь подсчитайте как изменится на этой высоте температура, если у поверхности она была + 210С? -Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что t0 понижается на 60 через каждый км.) Через 1 мин. – ответ. (Жетон) Подведем итог (жетоны за верные ответы).
Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые  ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы
выдерживаем такое давление?
Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив «Слепой текст».
1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.
3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание на дом: § 24; творческое задание (по выбору): применение знаний об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства.
VIII. Рефлексия.
Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошиминаблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».Предлагаются варианты ответов:
Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я понял, что…Я научился…Меня удивило…
Мне захотелось…
Вот и кончился урок.Снова прозвенел звонок,Отдыхать мы можем смело,А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята, за совместную работу.