Формирование здоровьесберегающей среды в условиях реализации ФГОС.


Формирование здоровьесберегающей среды
в условиях реализации ФГОС.
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья ничто.
Сократ
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе, так как состояние их здоровья вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности
Ухудшение здоровья детей стала не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой в стране.
Одним из самых травматических факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса.
А именно:
- перегруженные учебные программы;
- несовершенство учебных программ и образовательных технологий;- интенсификация учебного процесса;
- недостаток двигательной активности;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств,
необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий
(толерантности, доброжелательности, чувства юмора);
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в
вопросах здоровья;
На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Всё это обуславливает необходимость формирования особой щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:
-развивающие технологии;
-технологии, адаптивной системы обучения;
-технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
-обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
-формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
-овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий - мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, но и как процесс.
Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность:
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Системная работа по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении включает в себя:
- создание здоровьесберегающей среды, режима, нагрузки;
- педагогическую профилактику вредных привычек;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
-просветительскую работу (дети, педагоги, специалисты, родители)
- мониторинг состояния здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
Используя в своей работе здоровьесберегающие педагогические
технологии в первую очередь необходимо создать комфортные условия для обучения и воспитания( температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, исключение звуковых раздражителей);
Правильно организовать учебную деятельность (строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом динамики работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой);
Включить в урок оздоровительные моменты (физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, релаксационные паузы, комплексную релаксацию с использованием зрительных образов, игры – пантомимы)
Таким образом выше изложенный материал показывает, что применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивает
развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности.
 Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Литература
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей « Тандем»,1997.2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь : Пособие для учителя. 3-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2001.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.– М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.6. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.// Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.