Паспорт инклюзивной среды в образовательном учреждении
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Паспорт инклюзивной среды в образовательном учреждении
Основания для разработки проекта Ø Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании";
Ø Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"
Ø Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Ø Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
Автор – разработчик Рабочая группа совместно с администрацией образовательного учреждения
Исполнители Педагогическое сообщество школы
Сроки реализации Август 2016-июнь 2017гг
Цель проекта Создание образовательной среды, обеспечивающей процессы гуманизации образования, создающей условия, максимально благоприятствующие саморазвитию каждого ребенка.
Задачи: Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
Создание условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни: досуговые, правовые, образовательные и другие.
Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей при сохранении своеобразия, уникальности, различия каждого.
Основные мероприятия проекта Оснащение учебных заведений специальным оборудованием для
обучения детей с ОВЗ
Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога, логопеда.
Повышение эффективности кадрового и информационно-методического
обеспечения деятельности по организации обучения детей с ОВЗ в
образовательном учрежденииОбеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды
Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом
инклюзивного образования
Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием учебных кабинетов
Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК
Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием
Обеспечение для детей с ОВЗ равного с другими детьми доступа к
участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях
Обеспечение удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Библиотека образовательного учреждения укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы.
Объемы и источники финансирования проекта Федеральный бюджет
Муниципальный бюджет
Система контроля мониторинг инклюзивного процесса в образовательной организации
Пояснительная записка
Введение
Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации. Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и других параметров.
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты.
Пространственно-предметный компонент это материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей).
Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов, FM-систем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы).
Для детей с нарушенным зрением создана повышенная освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс. Группы и кабинеты оснащены вспомогательными средствами коррекции: подставки для детей с косоглазием, конторки – рабочее поле под углом 45 С, лупы для увеличения рассматриваемых изображений, экраны с подсветкой.
Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств.
Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях:
– принятие философии инклюзии;
– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);
– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно - деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем;
– наличие примерных учебных планов и т. п.;
– наличие УМК, дидактических материалов;
– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.
– архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
– адекватное финансирование.
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Основные стратегии инклюзивной школы:
–разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;
– разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;
– организация работы междисциплинарной команды специалистов;
– создание системы воспитания толерантного самосознания учащихся;
– создание условий общей доступности образовательного учреждения.
Цель и задачи проекта
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей процессы гуманизации образования, создающей условия, максимально благоприятствующие саморазвитию каждого ребенка.
Задачи:
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
Создание условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни: досуговые, правовые, образовательные и другие.
Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей при сохранении своеобразия, уникальности, различия каждого.
Этапы реализации проекта
этап Задачи сроки
Подготовительный
создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию;
курсовая подготовка педагогов. Август- сентябрь
Этап запуска проекта Диагностики, анкетирование;
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; сентябрь
Основной этап развертывания проекта непосредственная работа с детьми ОВЗ;
коррекционно-развивающая работа;
социальная адаптация;
работа “Родительского клуба”;
курсовая подготовка педагогов. В течение года
Завершающий этап проекта контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении Май-июнь
Ожидаемые результаты: Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий Показатели
правила приема в общеобразовательное учреждение; Обеспечение доступной среды детей с ОВЗ Доступность образовательной организации
Организационное обеспечение
Нормативно-правовая база
Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями
Организация медицинского обслуживания и питания
Финансовое обеспечение
Информационное обеспечение
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение
Использование адаптированных программ
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Кадровое обеспечение Создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ, в том числе дидактического насыщения образовательного пространства школы, материально-техническое и кадровое обеспечение
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. Разработка коррекционной части основной образовательной программы
Мероприятия по реализации проекта
№ Наименование мероприятий
Срок исполнения Исполнители
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
1.1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов август Администрация
1.2. Изучить потребности социума в образовательных услугах ОУ в форме инклюзивного образования.
Создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях. август Администрация
1.3. Изучить возможности ОУ для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями. август Администрация
1.4. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения август Администрация
1.5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ Август-сентябрь Зам. директора по УВР
1.6. Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества и другими учреждениями города, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров сентябрь Администрация ОУ
1.7. Создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); В течение года Администрация ОУ, педагогический коллектив
1.8. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании сентябрь Зам. директора по УВР, педагог-психолог, логопед, социальный педагог
1.9. Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ По плану школы Администрация, руководители ШМО
1.10.
Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования В течение года Администрация
1.11. Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию Май-июнь Администрация ОУ
2. Работа с родителями
2.1 Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. В течение года ПМПК, учителя-предметники, классные руководители
2.2. Организация работы родительского клуба По плану клуба Заместители директора, классные руководители, специалисты школы
2.3 Информирование о возможностях образовательной организации, расширение правового поля родительской общественности по вопросам обучения, воспитания и социальных гарантий обучающихся с ОВЗ. В течение года Заместители директора, классные руководители, специалисты школы
3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
3.1. Диагностики, анкетирование сентябрь Кл. рук., специалисты
3.2 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов сентябрь Кл. рук., специалисты
3.3 Коррекционно-развивающая работа В течение года Кл. рук., специалисты
3.4 Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий В течение года Кл. рук., специалисты
Учителя
3. 5. Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) Август-сентябрь Администрация
3.6 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов сентябрь Кл. руководители, учителя-предметники
3.7 Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) В течение года Кл. руководители, учителя-предметники
3.8 Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей В течение года Администрация,
Кл. руководители
3.9 Обобщение результатов Май-июнь Администрация,
Кл. руководители