Выступление педагога-психолога «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»

Районное методическое объединение педагогов-психологов
Тема: «Профилактика антивитальных настроений обучающихся в образовательных организациях Оренбургского района» слайд 1
Выступление педагога-психолога I категории МБОУ «СОШ № 2 п. Первомайский Оренбургского района»
В последнее время в подростковой среде возросло проявление антивитальных настроений, которое обусловлено в большинстве своем веянием парасуицидальных и суицидальных попыток. К сожалению, причины возникновения данного феномена скрыто в глубине подросткового периода и сегодня нам с вами предстоит понять причину этого и разработать алгоритм действий разрешения данной ситуации.
Тема: «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»
Что такое витальность? Определение этого понятия можно встретить в различных источниках.
Краткий психолого-филологический словарь. Тысяча состояний души авторов Филиппов А.В., Романова Н.Н. дает следующее определение витальности слайд 2:
Витальность (щелчок 1)
от лат. vitalis «жизненный») – поведение, характеризующиеся энергией, энтузиазмом и выносливостью. 
Оксфордский толковый словарь по психологии определяет (щелчок 2)
Витальность
Просто: то, что отличает жизнь от не жизни.
В более широком смысле – способность оставаться живым.
В еще более широком смысле – движение, действие или сила.
В исследованиях личности – паттерн поведения, характеризующийся энергией, энтузиазмом и выносливостью.
Выделяют основные составляющие компоненты витального состояния (слайд 3)
Щелчок 3 Физическая выносливость выражается в самоорганизации человека на долгую работу даже при наличии внешних раздражителей.
Эмоциональная стабильность находит выражение в проявлении уравновешенности, миролюбии и добром отношении ко всему живому. Это способность преодолевать любые преграды. Эмоциональная выносливость проявляется в самоконтроле в сложных ситуациях.
Щелчок 4 Твердость духа
Витальность – это особенное настроение души, когда хочется совершать прекрасные поступки, и во всех проявлениях обнаруживается желание жить.
Человек, который находится в гармонии с собой, всегда стремится достигать поставленных целей. Быть уверенным в себе – залог успеха в любом начинании, и сильный человек это знает.
Настойчивость – важная черта характера. Именно ее присутствие может приблизить личность к тому, чтобы стать лучшим в своем деле.
Щелчок 5 Энтузиазм
Творчество невозможно без вдохновения, а оно, в свою очередь, происходит от позитивного настроя, имеет тесную связь с эмоциями. Воодушевляясь на новые свершения, человек получает дополнительную энергию, которая ему необходима для начинания.
Щелчок 6 Целостность личности
Личность только тогда способна испытывать гармонию с собой, когда знает, в чем заключается ее предназначение.
Целостный человек не позволит другим манипулировать собой. От такой внутренней поддержки энергии становится еще больше, и появляются дополнительные силы, которые можно использовать для новых дел.
Таким образом, понятие витальности тесно взаимосвязано с жизнелюбием и стремлением к приятным впечатлениям.
В противоположность жизнелюбию и стремлению к приятным впечатлениям в современном мире проявляется антивитальность в поведении (слайд 4).
Антивитальное  поведение  включает  в  себя  как  возникновение  мыслей  о  возможном  уходе  из  жизни,  размышления  и  настроенность  на  реализацию  задуманного,  так  и  собственно  суицидальную  и  парасуицидальную  активность  на  разных  этапах  ее  осуществления.  
Анализируя статистические данные современных психологов, было отмечено, что особое место в проявлении антивитальных настроений занимает подрастающее поколение (слайд 5).
Это, прежде всего, обусловлено переменами, происходящими в самом подростке Щелчок 7.
Щелчок 8 Наблюдая за подростками, можно отметить, что происходящая гормональная перестройка провоцирует у них частую смену настроений. А психофизическое развитие подростков, обусловленное полярностью психики, может проявляться как в импульсивности, так и в настойчивости поведения, как в ранимости и неуверенности в себе, так и безаппеляционности в суждениях, а иногда нежность и ласковость подростка может смениться недетской жестокостью.
Ведь подросток, дышащий полной грудью, осознающий себя единым целым и живущий в гармонии с собой, способен сделать других счастливыми, то есть делиться своей радостью с окружающими.
Росту антивитальных настроений подростков, могут способствовать ряд факторов (слайд 6):
социальные (воспитание в неблагополучной семье, завышенные требования благополучных семей, тяжелое материальное положение, физическое и психологическое насилие в семье, наличие случаев суицида в семье, отсутствие одного из родителей, частая смена места жительства и учебы),
индивидуально-психологические (особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, активное употребление алкоголя или наркотиков, клинические расстройства),
поведенческие (нарушение межличностных отношение, сужение круга общения, утрата позиций в коллективе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру).
ситуационные (личные неудачи, ссоры, конфликты с друзьями, другими подростками, травля, в том числе в социальных сетях, нестабильная обстановка в семье или объективно тяжелая жизненная ситуация).
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого- педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая может привести и к суицидальным попыткам.
В современных условиях профилактическая работа не может быть ориентирована только на детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, она должна учитывать и основной контингент учащихся и их родителей, что связано с многообразием факторов, влияющих на появление антивитальных проявлений и среди обучающихся из социально благополучных семей, и среди категории одаренных детей.

щђ Заголовок 115