Семинар-практикум с воспитателями на тему: Игры для развития речи и мышления дошкольников.















 Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников».
 
 
 
 
 
 
 
 
Составила: учитель – логопед
 
                                                                                                 Спиридонова М.В.
 







Дата проведения: 22.03.2016



Семинар-практикум для воспитателей.
Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников».
Цель: Привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, оказание практической помощи педагогам в процессе речевого развития дошкольников.
Задачи:
Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.
В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
Расширить опыт педагогов по созданию условий в МДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном процессе.
Побуждать педагогов МДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении пед.процесса обучения детей родному языку.
Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Место проведения: МДОУ Старомайнский детский сад № 5.
Участники: воспитатели детского сада.
Состав жюри:
Заббарова О.В. – заведующий  МДОУ
Титова С.А. – старший воспитатель
Дмитриева Э.В. – музыкальный руководитель
Курагина А.В. – руководитель физического воспитания

Ход семинара.
Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное играм для развития речи и мышления дошкольников.
  Развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Педагогам необходимо много времени в педагогическом процессе уделять именно занятиям по развитию речи детей, начиная с самого раннего возраста. Нужно читать детям книги, разговаривать с ними, учить стихи и песенки, скороговорки. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка. Играйте и не забывайте хвалить детей!
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Я обращаю ваше внимание на то, что речевые игры развивают:
не только речь, но и
мышление;
зрительную память;
учат анализировать и делать выводы;
подбивают на креативный ответ.
Ход семинара
- Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.
Эксперты оценивают работу участников.
Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству ответов.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам поделится на две команды и провести небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

1. Игра: «Подбери слово».
Команды получают карточки со словами и опорными звуками.
Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.
С           Сом +           Усы +           Кисель – (мягкий звук)           Миска +           Коза – (звук [з])           Саша +           Стакан +           Коса +           Собака +           Нос +           Сила – (мягкий звук)           Пес +          
З           Зоя +           Зима – (мягкий звук)           Зайка +           Коза +           Сом – (звук [с])           Арбуз – (звук в конце                    слова оглушается)           Березка - (звук в      середине слова оглушается)           Зубы +           Зонт +           Пазлы +

Ш           Шапка +           Кошка +           Нож + (звук в конце                    слова оглушается)           Кошелек +           Живот – (звук [ж])           Штаны +           Душ +           Паштет +           Багаж + (звук в конце                    слова оглушается)
Ж           Ножницы +           Пожар +           Кожа +           Нож - (звук в конце                    слова оглушается)           Живот +           Ложка - (звук в середине                    слова оглушается)           Жучок +           Женя +           Стриж - (звук в конце                    слова оглушается)


Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.

- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.
2. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.

3. Игра: «Кошка».
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.

4. Игра: «Многозначные слова».
Команды получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание: доказать многозначность слов:
труба (муз.инструмент, печная),
звезда (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура, морская, светлое пятно на лбу животного),
иголки (портновая, сосновая, ежа),
резинка (для волос, жевательная, ластик, бельевая),
рама ( конструкция, велосипедная, автомобильная, бог в индуизме, возвышение),
ключ (гаечный, скрипичный, родник, от замка).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды. Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.
5. Игра «Правильно-неправильно».
Задание: После правильного варианта поставить + (плюс), после неправильного (минус).
Я одеваю кукле шапку. (-)
Я одеваю куклу Наташу. (+)
Я надеваю шапку на куклу. (+)
Я надеваю кукле шапку. (+)
Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)
6. Игра «Эти коварные звуки».
Задание: Определить последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:
кот[т] дед[т] конь[н’] столб[п] мышь[ш] лыжи[ы] нож[ш] зуб...[п]
Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы]) Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц) Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ) Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)
7. Игра "Прилагательные ассоциации". Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.  Задание для 1 команды. Список -  Критика -  Звезда -  Книга - Кругозор -  Закон -  Лекция -  Счастье- Дом -  Пища -  Воззвание -  Дефицит -  Действие - Шрифт - Задание для 2 команды. Интерес -  Убеждение -  Библиотека - Музей - Страна -  Пример -  Собака - Приказ - Жизнь -  Воспитание -  Физика -  Принцип - Город -  Группа -
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды. Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.
Подведение итогов. Слово жюри.