Семинар-практикум с воспитателями на тему: Игры для развития речи и мышления дошкольников.
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников».
Составила: учитель – логопед
Спиридонова М.В.
Дата проведения: 22.03.2016
Семинар-практикум для воспитателей.
Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников».
Цель: Привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, оказание практической помощи педагогам в процессе речевого развития дошкольников.
Задачи:
Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.
В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
Расширить опыт педагогов по созданию условий в МДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном процессе.
Побуждать педагогов МДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении пед.процесса обучения детей родному языку.
Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Место проведения: МДОУ Старомайнский детский сад № 5.
Участники: воспитатели детского сада.
Состав жюри:
Заббарова О.В. – заведующий МДОУ
Титова С.А. – старший воспитатель
Дмитриева Э.В. – музыкальный руководитель
Курагина А.В. – руководитель физического воспитания
Ход семинара.
Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное играм для развития речи и мышления дошкольников.
Развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Педагогам необходимо много времени в педагогическом процессе уделять именно занятиям по развитию речи детей, начиная с самого раннего возраста. Нужно читать детям книги, разговаривать с ними, учить стихи и песенки, скороговорки. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка. Играйте и не забывайте хвалить детей!
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Я обращаю ваше внимание на то, что речевые игры развивают:
не только речь, но и
мышление;
зрительную память;
учат анализировать и делать выводы;
подбивают на креативный ответ.
Ход семинара
- Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.
Эксперты оценивают работу участников.
Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству ответов.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам поделится на две команды и провести небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».
1. Игра: «Подбери слово».
Команды получают карточки со словами и опорными звуками.
Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.
С Сом + Усы + Кисель – (мягкий звук) Миска + Коза – (звук [з]) Саша + Стакан + Коса + Собака + Нос + Сила – (мягкий звук) Пес +
З Зоя + Зима – (мягкий звук) Зайка + Коза + Сом – (звук [с]) Арбуз – (звук в конце слова оглушается) Березка - (звук в середине слова оглушается) Зубы + Зонт + Пазлы +
Ш Шапка + Кошка + Нож + (звук в конце слова оглушается) Кошелек + Живот – (звук [ж]) Штаны + Душ + Паштет + Багаж + (звук в конце слова оглушается)
Ж Ножницы + Пожар + Кожа + Нож - (звук в конце слова оглушается) Живот + Ложка - (звук в середине слова оглушается) Жучок + Женя + Стриж - (звук в конце слова оглушается)
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.
- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.
2. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.Есть сладкое слово– конфета,Есть слово с окошком – вагон,Есть кислое слово – лимон!А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.
3. Игра: «Кошка».
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.
- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоятькусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.
4. Игра: «Многозначные слова».
Команды получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание: доказать многозначность слов:
труба (муз.инструмент, печная),
звезда (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура, морская, светлое пятно на лбу животного),
иголки (портновая, сосновая, ежа),
резинка (для волос, жевательная, ластик, бельевая),
рама ( конструкция, велосипедная, автомобильная, бог в индуизме, возвышение),
ключ (гаечный, скрипичный, родник, от замка).
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.
5. Игра «Правильно-неправильно».
Задание: После правильного варианта поставить + (плюс), после неправильного (минус).
Я одеваю кукле шапку. (-)
Я одеваю куклу Наташу. (+)
Я надеваю шапку на куклу. (+)
Я надеваю кукле шапку. (+)
Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)
6. Игра «Эти коварные звуки».
Задание: Определить последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:
кот[т] дед[т]конь[н’]столб[п]мышь[ш]лыжи[ы]нож[ш]зуб...[п]
Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])Сколько гласных звуков в русском языке? (6)Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)
7. Игра "Прилагательные ассоциации".Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой. Задание для 1 команды.Список - Критика - Звезда - Книга -Кругозор - Закон - Лекция - Счастье-Дом - Пища - Воззвание - Дефицит - Действие - Шрифт -Задание для 2 команды.Интерес - Убеждение - Библиотека -Музей -Страна - Пример - Собака -Приказ -Жизнь - Воспитание - Физика - Принцип -Город - Группа -
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.
Подведение итогов. Слово жюри.