Доклад: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО»
МИНСЕЛЬХОЗ РФ
Жердевский колледж сахарной промышленности
Тамбовской области
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО»
Подготовила: Н.В.Тарасова-
преподаватель ЖКСП
г. Жердевка
2005 год.
ПЛАН
Введение.
Педагогическое искусство:
а) сущность педагогического искусства;
б) основные компоненты педагогического искусства.
3. Педагогическое мастерство:
а) сущность педагогического мастерства;
б) сферы проявления педагогического мастерства.
4. Вывод.
1. Деятельность учителя в какой бы форме она не протекала, - это сложный по функциональной структуре и по психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности. Глубоко был прав К.Д.Ушинский, который утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее будет зависеть от личности непосредственного воспитателя. Стоящему лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными систенциями, ни системой показаний и конкуренций». А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. Педагогическая биография индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению так и остаются в разряде непосредственных. Чтобы стать мастером в педагогическом искусстве, учителю необходимо овладеть закономерностями педагогического процесса, его глубинными основаниями и механизмами.
2. Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний. Умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом, методами, всем оригиналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. Педагогическая техника состоит из повторяющихся, применяемых в разнообразных ситуациях приемах мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия; из способов организации деятельности, общения, воздействия. Организованная совокупность технических приемов, их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном процессе в целях обработки у учащихся прочных знаний, умений навыков, а также личностных свойств и качеств, условно может быть названа технологическим процессом. Значение педагогического искусства, мастерства, техники и технологии заключается в том, что они являются тем единственным каналом, благодаря которому обеспечивается эффективное претворение в жизнь открытой педагогикой и психологией законов, принципов, правил, осуществляется действенное целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений. Без овладения педагогом воспитательским искусством и мастерством педагогическая наука превращается в кладовую духовных ценностей, которыми невозможно воспользоваться в интересах дела. Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов. Среди них система целей – ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные её компоненты в органически единое целое. Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал – всестороннее развитие личности, всех её сущностных сил. Второй важнейший компонент педагогического искусства – глубокие знания о ребёнке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях. Во- первых, знания о законах возрастного физиологического и психологического развития ребёнка; о критериях физических и психических нагрузок для детей различных возрастных групп; о психологических условиях и механизма формирования мировоззрения; о психологических законах перехода детей из одной возрастной группы в другую; о возрастных особенностях становления таких психических процессов, как мышление, память, воображение, чувства, восприятие, ощущение; об особенностях самосознания ребенка в разнообразных социальных ситуациях. Во – вторых, - нужны знания о закономерностях движения, развития всех психических и физиологических процессов в стандартных и нестандартных, официальных и неофициальных условиях обучения и воспитания. Третий компонент – этико – эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. Это значит что, нормальные свойства личности педагога необходимо наполнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики. К числу нравственно – эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и детей относится прежде всего целеустремленность и перспективность. В гуманном демократическом обществе целеустремлённость личности является качеством нравственным, общественно и личностно значимым. Для педагога это означает необходимость хорошего знания воспитательных целей, но и практического воспитания целеустремленности в каждом ребенке. Важным принципом воспитательной этики и педагогического искусства является принципиальность и справедливость в отношениях с детьми. Педагог может находиться в дружеских отношениях с учащимися, но их основой может быть только кодекс педагогической чести, неуклонное исполнение этических норм.
Видное место среди этико – эстетических принципов искусства отношений с детьми занимает идея сочетания требовательности, уважительности и доброжелательности. Нравственные принципы требовательности и уважения становятся элементами педагогического искусства воспитателя в отношении с детьми, когда проявляется как требовательная поддержка ребенка на пути к цели, как помощь в самоопределении, когда уважение – не заигрывание , а возвышение в ребенке чувства человеческого достоинства, когда доброжелательность – не вседозволенность, а суждение зла. Призыв к борьбе с безнравственностью, утверждение обновления человека и общества. Завоевание у детей авторитета, их доверия диктует необходимость строго придерживаться таких принципов педагогического искусства, как доверие в отношениях, решительность и определённость в поступках. Нерешительность, неопределённость педагога в доверии к детям разрушает в их сознании представления о нем как настоящем человеке, убивает в них внутренние стимулы к доверительным отношениям. Педагог не может воспитывать, влиять своею личностью на личность воспитанника без риска искреннего и полного доверия. Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительные человеческие и деловые качества. Ребёнок воспитывается творческой личностью, когда педагог строит свои отношения к нему на основе искренней заинтересованности в улучшении его жизни, стремление сделать эту жизнь интересной и радостной, когда в ребёнке зарождается увлеченность собственным делом. Учащиеся стремятся познать окружающий мир, сориентироваться в отношениях, проявить и реализовать себя, найти свое место в жизни. Поэтому они тянутся к человеку, способному реально помочь, вывести на дорогу.
Педагоги – мастера, искренние любящие свое дело , убежденные в его величии, увлечённые целью формирования человеческой личности, легко и просто увлекают детей. В этом и состоит мудрость педагогического искусства. Нельзя равнодушно убеждать или формально требовать, или бесстрастно поощрять. Надо зажечь в ребёнке интерес к той жизни, которой педагог хочет его увлечь, привязать все его душевное стремление к этой жизни, и тогда можно убеждать, наказывать, требовать, поощрять – действительно применять все педагогические средства. Принципом педагогического искусства является установление в коллективе высокой этичности и эстетичности стиля и тона отношений, охватывающих всю совокупность взаимодействия педагогов и детей. Стиль и тон являются, выражаясь языком искусства, нравственно-эстетической окраской и звучанием самих отношений.
Четвертый компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социалистических характеристик ребёнка и взаимоотношений детей в группе. Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организованного педагогического действия, социологическим методом помогают воспитателю – мастеру, даже в неорганизованном коллективе, установить, кто из ребят является лидером, а кто является отвержением. Но было бы большой ошибкой, опираясь на эти данные, формировать актив, строить всю организацию отношений с детьми. Пятый компонент педагогического искусства – сведение из области искусствознания, сценического искусства, искусство звучащего слова. Искусство поведения, движения, жестов, мимики, интонации, опирающиеся на рекомендации сценического искусства, состоит в том чтобы четко и искренне, с учетом психологии восприятия жизни детьми, выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести школьников за собой.
Таковы основные компоненты педагогического искусства, овладение которыми ведет учителя к педагогическому мастерству.
СУЩНОСТЬ И СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Воплощение педагогического искусства в жизнь не возможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой частью привычного педагогического сознания, отработанными, привычными действами, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, обращения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.
Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя, по крайней мере, в трех сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них. Поскольку каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свою специфику, педагогическое мастерство приобретает определенное своеобразие. Особые черты мастерства организации детской жизни. Для того, чтобы содержание совместной, педагогов и детей, деятельности воплотилось в жизнь и были доступны эффективные результаты, необходима четкая организация урока, классного часа, произвольного труда, экскурсий, собраний, походов. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах.
Реальный этап педагогической организации начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив. Создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждение планов выполнения дела. Задачи – перспективы бывают деловыми и психологическими. Деловые перспективы раскрывают перед детьми социальную ценность предстоящей деятельности, значительность и общественную важность, намеченных дел. Психологические перспективы вооружают школьников индивидуальными целями, определяют место каждого в общей работе. Деловые и нравственно – психологические индивидуальные задачи формируют стремление детей. Определяют направленность чувств и воли. Индивидуальная задача, которую ему доверено решать. Пробуждает в ребёнке самолюбие, чувство долга т чести, ответственность, радость предстоящего творчества. Цели – перспективы рождают целеустремленность, воодушевляют ребят. Помогают преодолеть отрицательный эмоциональный настрой. Возбудить у учащихся в процессе работы стимулирующие их деятельность чувства – важная задача педагога – мастера.
После того, как перспектива овладела коллективным и индивидуальным сознанием ребят. Предстоит широкое, демократическое обсуждение проектов, планов выполнения задуманного дела. На этом этапе важно всеми средствами поддерживать детское творчество, их собственные самодеятельные идеи и предложения по поводу лучшей организации работы. Расстановки исполнителей.
Следующий элемент мастерства педагогической организации – умение, с учетом их мнений и пожеланий, расставить ребят по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Мало только распределить поручения, нужно четко и по – деловому проинструктировать каждого ребенка. Когда приступили к работе, для педагога – мастера наступает один из сложнейших моментов педагогической организации. Он держит в поле зрения всех ребят и постоянно контролирует ход выполнения им порученной работы.
Важным составным элементом мастерства педагога широкое использование игры, игрового оформления разнообразных дел, начиная от урока и кончая организацией порядков в школе. Это не значит, что все нужно превращать в игру. Она вступает в свои права как способ организации деятельности детей в педагогическом процессе. Когда способна выполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей, особенно при исполнении необходимых, но однообразных и утомительных занятий.
Педагог – мастер хорошо понимает огромное воспитательное значение его непосредственного участия вместе с детьми в общественно – трудовых делах. Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом., размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением преодоленной работы. Человек , тем более ребенок, никогда не может все сразу сделать совершенно, без каких – либо просчетов и недостатков. Это диктует необходимость воспитания в учащихся критического чувства нового. Неудовлетворенности, постоянного стремления к совершенствованию. В школе, за исключением отдельных мастеров педагогического труда, почти никогда не анализируется урок вместе с детьми. Считается, что это не их дело, хотя они главные участники учебного процесса. В привлечении детей к анализу урока, всех других дел и мероприятий заложен огромный резерв совершенствования. Повышения эффективности учебно–восстановительного процесса. Педагоги – мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел, прежде всего в целях самосознания детьми своих достижений, промахов и ошибок.
Другой важной сферой педагогического мастерства, подлинной воспитательной культуры является мастерство общения. Деятельность детей и их общение – главные рычаги воспитания. Общение представляет собой основной канал содержательного взаимодействия детей между собой и со взрослыми. Педагогическое общение существует как органическое единство содержания и его формы. Общение, чтобы быть воспитанным, полезным и действенным, должно быть содержательным. Содержательность всегда есть главное в общении. Педагогическое общение может быть деловым, осуществляющейся в ходе учебно-воспитательного процесса. Его содержание определяется учебными программами, программами внеклассных и внешкольных кружков. Секций, мероприятий.
Более сложным является общение свободное. Мастерство свободного общения с детьми требует от педагога – мастера высокой духовной культуры, умение дать оценку сложным явлениям: политики. Культуры, морали, искусства, возбудить духовный интерес к человеку и его проблемам.
Теперь подробнее о каждом элементе. Всякое общение с детьми педагог – мастер соотносит с педагогическими целями. Для него не существует разделения общения с детьми на собственно педагогическое в школе и обыденное, житейское, бытовое вне ее. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поднимать всю совокупность взаимоотношений с детьми, где бы они не осуществлялись. До уровня высоких педагогических требований к себе и детям. Педагог не идет по линии наименьшего сопротивления, а преодолевает трудности на пути к культуре общения. В общении педагог - мастер стремится к завоеванию уважения, доверия, симпатии своих воспитанников. Для педагога – мастера в общении с детьми особое значение приобретает ораторское искусство. Огромным уважением и любовью детей пользуется учитель, воспитатель, способный на уроке или классном часе, в походе или во время отдыха выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Особенно наизусть. Неизмеримо повышает эффективность урока, когда на нем осуществляется драматизация, когда учитель делает особый упор на художественную выразительность общения. Таковы основные черты мастерства общения.
Третьей важнейшей сферой педагогического мастерства и культуры является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей.
Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями, каждым из которых в совершенстве владеет педагог – мастер. Главный путь воздействия аргументированное убеждение, прямое и непосредственное общение педагога к сознанию ребенка в целях формирования его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведения. Другой, воспитательный путь – воздействие развитием интереса, увлечением, обращением к непосредственному чувству ребенка, возбуждением интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Третий, также вспомогательный путь – требование, проявления целенаправленной и педагогически обоснованной воли педагога. Каждый из названных трех путей воздействия имеет множество шансов и разновидностей способов и приемов. Приемом мастерства убеждения является педагогическое увещевание – опосредованное, косвенное обращение к сознанию ребёнка в целях изменения образца мыслей, мотивов поведения путем воздействия на чувство совести, возбуждения чувств ответственности, вины, жалости, отвращения, достоинства, чести. Или прием педагогического наставления – доброжелательный, заинтересованный рассказ детям о жизненном опыте, нравственных правил, мудрых советах, жизненных наблюдениях, помогающих в затруднительных для них положениях, ситуациях, случаях. Или педагогическое поучение – монологическое, типа проповеди, изложения детям системы нравственных идей, направляющих поведение и деятельность в определенное русло. Или педагогическое привлечение – воздействие на насущные потребности детей в пище, одежде, красоте, материальных и духовных ценностях в целях побуждения их к жизненно необходимым делам, поступкам. Названные технические способы и приемы мастерства воздействия убеждением дают возможность понять всю многогранность мастерства педагога, недоступность однообразия и формирование приемов стимулирования или торможения детской деятельности и поведения.
Овладение педагогической культурой, искусством применения методов, форм воспитания, умением мастерского воздействия на детей в самых разнообразных жизненных случаях и ситуациях требует от педагога развития в себе способности быстрого, глубокого и точного анализа возникшей ситуации. Воздействие становится эффективным, когда осуществляется с учетом сложившейся обстановки, обстоятельств и адекватно этим обстоятельствам. Важно также учитывать собственное психическое состояние, состояние детей, уметь выразить разнообразные чувства: радость , гнев, удивление, возмущение, осуждение, восхищение. Восторг. А также проявить подлинную широту и гибкость мышления. Для успеха любого начинания педагог – мастер проявляет находчивость, творчество, неожиданность и парадоксальность решений и действий. Когда педагог в человеческих отношениях может стоять вровень с детьми, с их миропониманием и чувствами и вместе с тем. Умеет педагогически осмысливать, быть постоянно выше этого мира, тогда он правильно выбирает метод, способ воздействия и добивается наибольшего жизненного и педагогического эффекта.
Таким образом, педагогическое искусство есть важная область педагогической науки, аккумулирующая энергию самой педагогики и смежных с нею наук о ребенке. Педагогическая культура и мастерство есть та область практической деятельности, ради которой и существует педагогика, в которой накопленная научная энергия получает эффективную , полезную для воспитания подрастающего поколения разрядку.
Используемая литература:
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать - ., 1985 г.
2. Борисова Л.Г. Эффективность образования. – М., 1991 г.
3. Коротков В.М. Развитие воспитательных функций кол-ва– М., 1974 г.
4. Ликачёв Б. Педагогика. – М. , 1998г.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1980 г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15